Найти в Дзене
Вечерний картограф

Забытый анклав на стыке границ Бельгии, Германии и Нидерландов

Когда на Венском конгрессе Нидерланды и Пруссия договаривались о границе, камнем преткновения стал клочок земли с деревнями Мореснет и Кельмис. Но дело было не в деревнях, а в крупнейшем месторождении цинковой руды, разработка которого началась в 1806 году, когда южные Нидерланды находились в составе Франции. В итоге, в 1816 г. регион был разделен на три части: Запад достался Нидерландам, восток – Пруссии, а центр, где и находилась пресловутая цинковая шахта, стал нейтральной зоной формально под совместным управлением двух стран (с 1830 г. – Пруссии и Бельгии). Фактически же всеми делами ведала горнорудная компания Vieille Montagne. Нейтральный Мореснет с одним, но богатым работодателем стал точкой притяжения иммигрантов. Людей также привлекали низкие налоги, освобождение от воинской повинности и невыдача беглых преступников. В 1855 году этот райский уголок выглядел примерно так: A здесь можно рассмотреть план шахты и завода из 1875 года. Местной знаменитостью был инициативный заводско

Когда на Венском конгрессе Нидерланды и Пруссия договаривались о границе, камнем преткновения стал клочок земли с деревнями Мореснет и Кельмис. Но дело было не в деревнях, а в крупнейшем месторождении цинковой руды, разработка которого началась в 1806 году, когда южные Нидерланды находились в составе Франции.

В итоге, в 1816 г. регион был разделен на три части:

-2

Запад достался Нидерландам, восток – Пруссии, а центр, где и находилась пресловутая цинковая шахта, стал нейтральной зоной формально под совместным управлением двух стран (с 1830 г. – Пруссии и Бельгии). Фактически же всеми делами ведала горнорудная компания Vieille Montagne.

Нейтральный Мореснет с одним, но богатым работодателем стал точкой притяжения иммигрантов. Людей также привлекали низкие налоги, освобождение от воинской повинности и невыдача беглых преступников. В 1855 году этот райский уголок выглядел примерно так:

-3

A здесь можно рассмотреть план шахты и завода из 1875 года.

Местной знаменитостью был инициативный заводской врач Вильгельм Молли, филателист и эсперантист. Как можно догадаться, он пытался печатать марки и обучать мореснетцев эсперанто. Печать марок быстро пресекла Бельгия, а эсперанто так и не стал официальным языком Мореснета, хотя его даже начали преподавать в школах.

А тут и Первая мировая. В 1914 г. Мореснет был оккупирован, а в следующем году – присоединен к Германии. По Версальскому договору бывший Нейтральный Мореснет отошел к Бельгии вместе с районом Эйпен-Мальмеди:

-4