Практически ежедневно мы сталкиваемся с людьми, которые убеждены: если письма они не получали, например, получив извещение, так и не сходили на почту (или, к примеру, сообщение поступило не на юридический адрес организации, в красивом конверте, с описью вложения и штемпелями, а например, по электронной почте) – то и отвечать на такое письмо (сообщение) они не обязаны.
Между тем, Гражданский Кодекс и Верховный Суд чётко и недвусмысленно говорят нам о том, что получить (и прочесть) направленное нам по нашему адресу письмо – наша святая обязанность.
ГК РФ Статья 165.1. Юридически значимые сообщения
1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
С учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При этом, если иное не предусмотрено законом или договором и не следует из обычая или установившейся во взаимоотношениях сторон практики, обращение может быть направлено как заказным письмом, так и ценным письмом с описью вложения (статьи 5, 421 ГК РФ) (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 22.06.2021 года №18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства").
Относительно иных сообщений, например, полученных по электронной почте, тоже есть очень важный момент. Как подчёркивает ВС РФ, адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший и установивший его содержание, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено по неверному адресу или в ненадлежащей форме (статья 10 ГК РФ) (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25).
Дополнительно хотелось бы поделиться с нашими читателями относительно недавно появившимся, но удобнейшим способом отправки и получения юридически значимых сообщений - сервисом отправки и получения электронных заказных писем Почты России (zakaznoe.pochta.ru). Пользоваться им элементарно: 1) Авторизуетесь через Портал госуслуг, 2) Загружаете Ваше письмо (рекомендую формат PDF, чтобы при пересылке – распечатке не пострадало форматирование), 3) Вводите ИНН (или наименование и адрес) получателя, 4) Оплачиваете картой – и вуаля, письмо уже мчится по просторам всемирной паутины:)
Если у получателя подключена возможность получения писем в электронном виде, то такое письмо поступит ему сразу же, количество страниц Почта не ограничивает, но общий объём должен составлять не более 10 MB. Если возможность получения писем в электронном виде у получателя не подключена (о чём сайт Вам сообщит), то зараз Вы сможете отправить не более 19 страниц. В таком случае, мы рекомендуем отправлять нужное письмо заблаговременно, поскольку, если судить по нашей практике, у Почты на его распечатку (перед собственно пересылкой) уходит несколько дней.
Впрочем, даже несмотря на эту особенность, данный способ отправки писем остаётся очень удобным и выгодным. Посудите сами: стоимость 1 письма составит, на момент публикации этой статьи, от 80 руб. 40 коп. (для бумажной версии стоимость зависит от количества страниц, для электронной – стоимость 80 руб. 40 коп. независимо от количества страниц). При этом, за эту сумму, по факту, Ваше письмо будет равноценно письму с описью вложения (которое в отделении Почты обойдётся Вам в сумму от 280 руб.), поскольку при отправке письма на сайте Вам сообщат код доступа, по которому любое заинтересованное лицо (которому Вы такой код сообщите) в любой момент может просмотреть и проверить содержимое такого письма.
Как сообщает Почта России (https://zakaznoe.pochta.ru/help#how-to-connect), сервис ЭЗП (прим. – электронных заказных писем) полностью соответствует требованиям законодательства по оказанию услуг почтовой связи.
Документ, содержащийся в электронном письме, подписан или усиленной квалифицированной электронной подписью, или простой электронной подписью ЕСИА. При пересылке электронных писем соблюдается тайна переписки. Информация передается по каналам, защищенным сертифицированными средствами.
При пользовании услугой ЭЗП сохраняется юридическая значимость сообщений, доставленных в форме электронного документа. <…>
Распечатывание АО "Почта России" почтовых отправлений, полученных от отправителя в электронной форме, прямо предусмотрено и предписано пунктом 59 ПОУПС.
При этом почтовое отправление сохраняет все правовые статусы, имевшиеся у него в момент отправки. Соблюдение требований законодательства в области почтовой связи, а также технические и организационные меры, реализуемые АО "Почта России" при распечатке, позволяют гарантировать идентичность сообщения, отправленного в электронной форме, и сообщения, распечатанного для доставки на бумажном носителе.
Изменение формы представления сообщения (к примеру, факт отсутствия живой подписи на распечатанном письме) не влечет утраты юридической значимости письма. Это подтверждается позицией Верховного суда Российской Федерации, в соответствии с которой "адресат юридически значимого сообщения, своевременно получивший его и установивший содержание этого сообщения, не вправе ссылаться на то, что сообщение было направлено в ненадлежащей форме" (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 63).
При этом АО "Почта России" сохраняет и хранит в информационной системе электронный оригинал распечатанного заказного почтового отправления, доступ к которому может получить отправитель и адресат (при условии подтверждения согласия на взаимодействие в электронной форме).
Таким образом, материализация почтового отправления не лишает пересылаемого сообщения его юридической значимости.
Так что, пользуйтесь достижениями прогресса, почему бы и нет? :)
Мы – сообщество юристов, экономистов и инженеров ЖКХ. Расскажем просто о сложном, поделимся лайфхаками, тщательно изучим возникшую проблему и представим варианты её решения. Контакты для связи с авторами находятся в шапке канала.