Консультация для родителей
Причины нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Логопед - Роскошь или потребность сегодняшнего дня?...
Когда и почему нужно обращаться к логопеду.
В залоге усиленного освоения школьной программы, а в дальнейшем и состоявшейся престижной работы, огромную роль играет умение правильно излагать свои мысли, красиво выстроить свою речь.
Необходимо признать, что современная жизнь предъявляет все более высокие требования не только ко взрослым, но и к детям. В этой ситуации обладание красивой и правильно поставленной речью является одним из важнейших условий успеха на жизненном пути.
К сожалению, сегодня большая часть малышей и подростков испытывает проблемы с речью даже при хорошем слухе и достаточном интеллектуальном развитии. Нарушения речи многообразны и могут развиваться в будущем. Очень важно вовремя заметить их и обратиться к специалисту логопеду-дефектологу.
Речь является одним из важнейших показателей физического, психического, неврологического здоровья, показателем успешности овладения новыми учебными умениями и навыками.
О том, с какого возраста нужно обратить внимание на речевую активность ребёнка и как её развить, рассказывает логопед, руководитель центра Порада Алла Александровна.
Ее пациенты- это детки с грудничкового возраста и пожилые люди….
Также имеет опыт работы с детьми с ДЦП, взрослыми и детьми после инсульта, независимо от возраста.
Проводит онлайн консультации для тех, кто не имеет возможности приехать на прием.
К ней идут только за результатом!
Трудилась логопедом в дошкольных образовательных учреждениях и специализированных , реабилитационном центрах. Имеет огромный опыт работы с детьми с тяжёлыми отклонениями, в том числе задержкой психического развития, болезнью Дауна, с детьми страдающими коммуникативными расстройствами (аутистического спектра), нарушениями интеллекта. Владеет методиками коррекционной работы с детьми, имеет собственные разработки направленные на стимулирование и развитие речевой активности детей имеющими серьёзные нарушения речи. Постоянно изучает и использует в своей практике инновационные методы и технологии в логопедии.
- Алла Александровна, выросло ли в последние годы количество детей с нарушениями речи?
К сожалению, да. За последние годы значительно возрос процент детей, имеющих сложные речевые нарушения. В 2000-2001г. на учете у логопеда состояло 30% детей, сегодня 70%. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей. Такие показатели требуют самого серьезного внимания родителей и специалистов к состоянию звукопроизношения у детей, начиная с раннего возраста. Это крайне важно еще и потому, что дефекты в произнесении звуков нередко затрудняют овладение грамотой и приводят к появлению специфических нарушений письма (а сейчас у нас более половины детей приходят в школу с такими дефектами). По результатам исследований Института возрастной физиологии РАО, нарушения речевого развития имеют около 60% будущих первоклассников.
Уже с двухлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух, однако, правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания речеслухового. Эта незрелость выражается в том, что движения речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка дошкольного возраста еще недостаточно развиты, неловки. А значит, выполнение «тонких» движений, необходимых для правильного произнесения многих звуков, ему недоступно.
- А в чём причина?
Причин может быть несколько:
-осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы,курение, употребление алкоголя или наркотиков.
-особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы,кесарево сечение или вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
-заболевания ребенка впервые два года жизни: дизентерия и другие
-отиты, сотрясения или ушибы мозга, влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание и даже двуязычие в семье.
Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».
Одной из причин может быть неправильное строение речевого аппарата. Например, картавое Р не всегда, но часто возникает из-за короткой уздечки языка (подъязычной связки). Ребенок в этих случаях не имеет возможности поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтому вынужден произносить этот звук горлом.
Произношение свистящих и шипящих звуков часто страдает из-за неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющего обеспечить необходимое для правильного звучания очень небольшое расстояние между верхними и нижними резцами.
Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребенка. У детей самых первых месяцев жизни в норме челюсть обычно смещена несколько назад. При кормлении грудью всякий раз ребенку приходится проделывать довольно внушительную работу. А именно выдвигать нижнюю челюсть вперед, чтобы плотнее обхватить сосок; напрягать мышцы щек, для того чтобы молоко стало отделяться. Такая постоянная нагрузка развивает мускулатуру и помогает росту челюстей. При переводе на искусственное вскармливание малыш, по сути дела, лишается такой нагрузки, ибо добыть пищу из бутылочки несравненно легче. А порой эту задачу малышу облегчают и сами мамы, которые проделывают слишком большое отверстие в соске бутылочки. Тогда пища, что называется, льется рекой, и ребенку остается ее только глотать.
Соска-пустышка, против которой, существует так много возражений. Одним из доводов против пустышки является то, что многие мамы используют ее не по назначению, когда нужно и не нужно, не особенно задумываясь над тем, что это, прежде всего успокаивающее средство, а не игрушка для ребенка.
В результате потом, после года, когда по всем канонам пустышка должна быть сдана в архив, многие дети не в состоянии с ней расстаться. Даже если их лишить пустышки, они все равно находят выход: сосание пальцев, края одеяла и др. Именно так рождается одна из самых вредных привычек у детей младшего дошкольного возраста, бороться с которой чрезвычайно трудно. Это неуемная страсть впрямую отражается на неправильном росте зубов, ведет в дальнейшем к формированию неправильной артикуляции языка, губ, челюстей.
Наконец наличие такой вредной привычки у ребенка отнюдь не способствует формированию соответствующих навыков жевания. Между тем и само по себе недостаточное жевание – одна из самых распространенных и весьма существенных причин зубочелюстных деформаций. Разжевывание пищи – своеобразная гимнастика. Черствый хлеб, сырые овощи, фрукты создают для жевательного аппарата необходимую нагрузку и тем самым способствуют его правильному росту и развитию. Нельзя здесь не сказать еще об одном чрезвычайно распространенном явлении, нередко приводящем к нарушению прикуса и деформации челюстей. У многих детей отсутствие правильного носового дыхания в связи с частыми насморками, разрастанием аденоидов, а иногда в результате носовой перегородки на почве травмы носа. Если же не предпринять никаких мер, то при длительном отсутствии дыхания через нос, у вашего ребенка наверняка сформируется «аденоидный» облик и, конечно, деформируется прикус со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Еще одной причиной, которая может спровоцировать нарушения строение артикуляционного аппарата является привычное неправильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в кулак). Привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к нарушению роста челюстей (при запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при высоком изголовье спального места голова ребенка нагибается вперед и нижняя челюсть смещается вперед).
И это я перечислила основные, наиболее распространенные, но далеко не все причины, предрасполагающие к появлению нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
- Какие моменты в развитии ребёнка должны насторожить родителей и дать понять, что пора записаться к логопеду?
Когда ребенку исполняется уже 4-5 лет, можно объективно говорить о правильном произношении звуков, построении фраз и т.д. Однако даже в возрасте до года можно обнаружить некоторые проблемы, которые необходимо корректировать. Именно ранняя помощь специалиста будет максимально результативной. Если у Вас возникли хоть какие-то сомнения в правильности развития речи Вашего ребенка – приходите на приём к логопеду.
Не стоит ждать 5-7 -летнего возраста, когда многие речевые проблемы станут глобальными и будут мешать усвоению школьных знаний.
Чистое звукопроизношение, сформированный фонематический слух и определенный словарный запас – стандартные требования для поступления в школу. Если речь Вашего ребенка развивается в рамках возрастной нормы – логопед сообщит об этом, успокоив Вас и развеяв все сомнения. А также даст Вам рекомендации для дальнейшего успешного освоения языка и развития речи Вашего малыша.
А если речь Вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, логопед объяснит специфику нарушения, даст необходимые рекомендации, назначит и проведет с Вашим малышом необходимые занятия по исправлению всех недостатков речи.
Некоторые признаки, которые первично могут увидеть у своего ребенка и сами родители:
-Малыш «захлёбывается» речью, торопиться высказать свои мысли. В результате мы слышим обрывки слов, переходящие в набор гласных, темп речи очень быстрый, ребенок судорожно вдыхает, пытаясь высказать свою мысль.
-Малыш не стремиться к общению. Общение со взрослыми и сверстниками сводится к минимуму, ребенок играет один или участвует только в «неречевых» играх (например: салочки, догонялки), ребенок неохотно отвечает на вопросы взрослого, старается ответить жестами.
-Сильная назализация голоса – ребёнок говорит «в нос», гнусаво. Создается ощущение, что у ребенка постоянный насморк и заложен нос (при том, что ребенок не простужен и не болен).
-Малыш говорит неэмоционально, монотонно, невыразительно. Ребенок «бубнит себе под нос», большую часть фразы разобрать и понять невозможно, в речи отсутствует передача настроения, оттенки эмоций.
-Не интересуется окружающим, не задаёт вопросы. Ребенок довольствуется бытовыми ответами (например: «да», «нет», «неа», «там»), не используя полные предложения. На прогулке, дома, при чтении книг у ребенка не возникает вопросов «Почему?», «А что это?», «А зачем?», «А как…?».
Уже к двум годам кроха должен не только хорошо понимать речь взрослых, но и уметь выразить свои желания простыми предложениями. Если к 2,5 годам ребенок явно понимает взрослых, но свои мысли выражает исключительно жестами, не формулирует простые фразы типа «хочу пить», следует обязательно посетить логопеда. Обратите внимание, в этом возрасте не важно, как ребенок произносит «трудные» звуки, значение имеет в основном характер речевой активности.
Серьезным поводом для беспокойства можно считать отсутствие хотя бы небольшого набора лепетных или полных форм слов в 2 года и отсутствие фразовой речи в 3 года.
Многим детям необходим «пусковой толчок» для того, чтобы они начали говорить.
Таким «толчком» может послужить посещение индивидуальных игровых занятий и занятий по развитию речи у логопеда.
-Если ребёнок уже начал говорить, но родителям кажется, что у него возникают проблемы с произношением некоторых звуков, когда лучше обращаться к специалисту? Ближе к школе?
Все логопеды едины во мнении – чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат. У 5-летнего ребёнка речь должна быть сформирована.
В школу ребёнок должен прийти с полностью сформированной, правильной речью. Иначе у него неизбежно возникнут проблемы при чтении, письме, да и в коллективе могут быть сложности – дети любят дразнить тех, кто чем-то отличается от большинства. Поэтому если раньше логопеды советовали приходить на консультацию к 5 годам, теперь – в 2-3 года, как только родители заметили проблемы.
Хочу отметить, что в нашем центре ведется прием с детьми с 6 мес. возраста. Специалисты нашего центра подготавливают речь ребенка с младенчества, через педагогические методы и приемы дают хороший "толчок" для развития речевой активности. А в некоторых случаях специалист играет профилактическую роль(особенно если в анамнезе мамы были отклонения во время беременности).
-А самостоятельно родители могут подтолкнуть речевое развитие ребёнка?
Конечно! Речь не может развиться из ниоткуда, ей надо «помогать». Элементарно — помногу разговаривать с ребёнком, причём чётко, ясно и эмоционально. Ни в коем случае не сюсюкать, на заменять «сложные» слова: речь ребёнка — зеркальное отображение вашей. Обязательно как можно больше читать и петь ребёнку, не перекладывая эту обязанность насовременные гаджеты. Пальчиковые игры, потешки, стишки — это хорошая база для того, чтобы ребёнок начал говорить.
Важно разговаривать с малышом «глаза в глаза», чтобы он видел рот, артикуляцию, видел, как работает речевой аппарат.
-Некоторые родители, оправдывая своё нежелание посещать логопеда, говорят: «Ну, артистом или диктором он не будет, отличная дикция ему не нужна, и так сойдёт»...
Не сойдёт. Во-первых, потому что в школе у ребёнка с нарушениями речи наверняка возникнут проблемы: и с орфографией («как слышу, так и пишу»), и с чтением.
Неполноценная речь отрицательно влияет на развитие человека, на его реализацию и успешность в жизни, поведение, общение и взаимоотношение с окружающими людьми, тормозит развитие личности, травмирует психику, приводит к школьной и социальной дезадаптации.
У меня занимался молодой человек 25 лет, у которого было нарушено произношение 15 звуков. И из-за этого он не смог поступить на юридический факультет. Чтобы исполнить свою мечту, ему пришлось много заниматься.
-Получается, взрослые тоже могут исправить дикцию с помощью логопеда?
Да, конечно. Если даже не удастся устранить проблему полностью, то максимально скорректировать её вполне возможно, для этого есть множество методик. Но надо понимать, что чем дольше человек живёт с дефектом речи, тем глубже дефект «пускает корни»,а значит больше времени и усилий понадобится для её устранения. Поэтому так важно обращаться к специалисту сразу после обнаружения проблемы, чтобы успеть исправить её ещё в дошкольном возрасте, причём комплексно, с помощью не только логопеда, но и дефектолога, невролога, психолога, массажиста, ЛФК, рефлексотерапевта.
Благодаря такому комплексному подходу, который ведется в нашем центре Развития и Коррекции Речи смогут получить помощь дети с более тяжёлыми патологиями, и эффективность лечения будет выше.
Кстати, эта возможность комплексного подхода и стала одной из причин желания возглавить Многопрофильный Центр Развития и Коррекции Речи.
-Были и другие?
Да; огромное впечатление произвела высокотехнологичная база, которая используется здесь. Мы ведь привыкли, что практически единственный инструмент логопеда — это его руки. А на самом деле в логопедии множество технических приспособлений и инноваций, но не всякий центр может их себе позволить.
Уже сейчас мы используем компьютерные технологии основанные на биологической обратной связи, с применением нейроакустических методов гармонизации работы мозга. Эти методики дополняются Арт-терапией, психотерапией, ЛФК, рефлексотерапией, общим массажем с акцентом на воротниковую зону.
Все это – стимулирует развитие незрелых областей мозга ребенка и помогает нервной системе научиться работать быстрее и гармоничнее.
В перспективе планируем применять еще более инновационную систему при работе с гиперактивными детьми, с теми, у кого есть проблемы в обучении — этот метод работы помогает научиться слышать и слушать, усваивать учебный материал, даже когда ребёнок отвлекается. Этот аппарат применяется сравнительно недавно, производят его зарубежом. Все эти технологии, методы мы возьмём за основу, они станут базой для дальнейшего развития.
-С какими еще проблемами по мимо речевых могут обратиться родители в ваш центр?
В нашем центре работает группа специалистов – психологов, которые готовы помочь родителям разрешить проблемы касаемые психологической базы ребенка.
В кабинете психолога проходит работа по разным направлениям:
-пациентам испытывающим трудности в общении, личностному развитию, семейным взаимоотношениям.
Путем тренировки, в центральной нервной системе формируется и закрепляется новая стратегия поведения, дающая возможность самостоятельно, без помощи лекарственных препаратов справляться с болью, стрессом, страхом, усталостью, а также конкретными заболеваниями и обрести уверенность в себе и в конечном результате улучшить качество жизни.
Методики биологической обратной связи могут помочь и здоровому человеку выйти на новые рубежи качества жизни. Они позволяют развить внимание, улучшить память (это важно не только в школьном возрасте, но полезно и взрослым людям), развить воображение.
Группа специалистов психологов нашего центра успешно помогает семьям с малышами, у которых наблюдаются различные нарушения в речевом развитии, психомоторики, присутствуют проблемы с обучаемостью. Для результативной успешной работы психолога с детьми в нашем центре задействовано большое количество зарекомендовавших себя программ и методик, в том числе авторских и индивидуальных разработок и различных приспособлений. Один из применяемых нашими специалистами способов, который помогает эффективно корректировать детские расстройства, — специально оборудованная сенсорная комната. В ней с детками проводят занятия психолог.
-Что собой представляет сенсорная комната?
Сенсорная комната — особая среда, заполненная различного вида стимуляторами, назначение которых — воздействовать на человеческие органы чувств. Удачная комбинация стимулов в виде света, цвета, звуков, устройств для тактильного осязания благотворно воздействует на головной мозг малышей через различные рецепторы (зрительные, слуховые, органы осязания, обоняния, вестибулярный аппарат).
По типу воздействия на организм сенсорная комната в зависимости от комбинации стимуляторов может оказывать:
- расслабляющее успокаивающее воздействие (снимать страхи и невротические состояния, гармонизировать эмоциональный фон)
- тонизирующее (повышать активность восприятия, восстанавливать).
Еще раз хочется отметить, что благодаря такому комплексному подходу, который ведется в нашем центре –дети с тяжелой патологией смогут получить хорошую динамику в развитии.
-Какие еще специалисты задействованы в вашем центре?
Специалисты нашего центра специализируются на консультировании детей с задержками речевого, психоречевого и эмоционального развития (ЗРР, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, аутистические синдромы и др.), детей с алалией, дизартрией, дисграфией и т.д. детей с нарушениями осанки, плоскостопия, «кривошеи», косолапости и т.д.
-Консультация невролога, который занимается диагностикой и лечением заболеваний центральной, периферической нервной системы и других функциональных расстройств.
-Логопедический массаж: нормализация мышечного тонуса, включение в речевую деятельность новых групп мышц, увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшение слюнотечения, афферентация в речевые зоны коры головного мозга - для стимуляции речевого развития.
-Нейродинамическая гимнастика - курс несет корректирующее действие, стимуляцию защитных механизмов, ускорение компенсации, улучшение обмена веществ и репаративные процессы, восстановление нарушенных функций.
-Аппаратный комплекс – биологической обратной связи
Тысячелетиями люди мечтали о возможности сохранять и укреплять свое здоровье без лекарств. Только сегодня, благодаря достижениям науки (прежде всего, российской), создавшей метод биологической обратной связи, такая возможность открывается для всех.
Назначение:
- профилактика и коррекция нарушений голоса и речи
- совершенствование функции речи у взрослых и детей
- предупреждение последствий стрессовых реакций
- предупреждение заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками
- оздоровление организма и повышение адаптационных возможностей
- подготовка детей к школе
Показания:
Медицинские и медико-педагогические:
- заикание
- логоневрозы
- алалии, афазии
- дисграфия и дислексия
- дизартрия и дислалия
- ринолалия, ринофония
Психолого-педагогические:
- подготовка детей к школе (защита от первичного стресса, укрепление устойчивости ЦНС)
- обучение технике чтения и речи дошкольников, школьников, студентов
- развитие высших психических функций (мышление, память, интеллект и др.)
- развитие волевых качеств личности
- повышение адаптационных возможностей организма
Метод биологической обратной связи — это передача человеку дополнительной, не предусмотренной природой информации о состоянии его органов и систем в доступной и наглядной форме. На основе этой информации человек способен включать механизмы саморегуляции и целенаправленно использовать огромные функциональные возможности организма с целью совершенствования своих функций в норме и коррекции деятельности нарушенных функций при патологии.
-Игровая терапия
Недирективная игровая терапия не является методом развития конкретных умений и навыков. Цель работы - гармонизация всей эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Коррекция нарушений в развитии, поведении и самоощущении ребёнка является обязательным следствием успешности этой общей работы.
При регулярных занятиях с педагогом, психологом поведение ребёнка может существенно меняться. Родителям необходимо быть готовым к этим изменениям. Поэтому параллельно с занятиями игровой терапией необходимо консультирование родителей, а в ряде случаев совместные занятия с ребенком и родителями.
Количество встреч при таком виде работы не определяется. Здесь все строится на эмоциональных возможностях ребенка.
Продолжительность одной встречи — 30 минут.
К счастью Логопедия не стоит на месте, и в нашем Центре будут появляться очередные инновации.
У нас работают только те, кто действительно может помочь детям.
У нас нет узконаправленных специалистов, каждый логопед имеет вторую специальность: логопед-дефектолог, логопед-психолог, нейропсихолог-логопед. Даже если задача состоит всего лишь в постановке звуков, у специалиста с широкой практикой есть возможность корректировать звукопроизношение, используя игры и пособия, направленные на развитие памяти, внимания, мышления.
Таким образом, на занятиях мы не только ставим звуки, но и развиваем интеллект.
В нашем центре специалисты работают с применением новейшего специализированного логопедического и коррекционного оборудования производства России и не только: программные аппараты и компьютерные методики диагностики и коррекции для логопедов, дефектологов, психологов.
Правильная и красивая речь даст Вашему ребенку блестящую возможность успешно овладевать знаниями, стремиться к новым вершинам и свершениям, как в повседневной жизни, так и в становлении его будущей карьеры. Заложите основу успешности Вашего ребенка уже сейчас!
Ждем вас по адресу: ул. Промышленное шоссе,5. Будем рады Вам помочь!