Найти в Дзене
Тот самый «Епихин»

Рецепт правильной олимпиады (ч.3)

Я снова решил поделиться опытом проведения предметных олимпиад по направлению «Бурение нефтяных и газовых скважин», которые мы проводим на базе Томского политехнического университета более 10 лет. В прошлых статьях я рассказывал о структуре и акцентах олимпиады, а также о теоретическом туре. Сейчас настало время описательный части в отношении практического тура олимпиады. Итак, поехали.

Практический тур олимпиады традиционно проводится во второй день соревнований. Кто-то этот день реализует в виде командных игр, но мы всегда реализуем его в индивидуальном формате. Если становится вопрос о командном зачете, то мы его проводим посредством суммирования баллов «теория+практика» всех членов команды. Обычно в команду входят 3 члена основного состава и один запасной. Важно, чтобы было заранее оговорено, кто является членами основного состава в конкретный день олимпиады, чтобы безошибочно и честно посчитать баллы командного первенства. Но, важно отметить, что запасные участники хоть и не оказывают влияния на командную «гонку», но могут всецело участвовать в личном первенстве и претендовать на высшие места.

Сам практический тур олимпиады мы стараемся менять и вводить новые форматы заданий, но есть традиционные форматы, которые мы используем годами:

  1. Определение и описание оборудования по внешнему виду - участникам предоставляются несколько объектов бурового оборудования на стенде и они должны - описать что это за оборудование или деталь, для чего используется или в составе какого оборудования присутствует, а также указать особенности именно этого экспоната.
  2. Расчет листа глушения - участникам выдаются исходные данные для расчета листа глушения и они должны полностью его заполнить, ответив, затем на блок уточняющих вопросов численными ответами.
  3. Ответы на ситуационные задачи по листу глушения - участникам выдаются листы глушения уже в заполненном виде и список ситуационных задач по принципу - «а что вы будете делать, если….?». Задача участника, ориентируясь на расчетные данные и смоделированную ситуацию принять правильное решение по управлению скважиной.
  4. Чтение диаграмм ГТИ - участникам выдаются реальные данные со скважин в виде диаграмм ГТИ и они должны правильно определить что за событие зашифровано за этими цветными линиями и пиковыми значениями. Это может быть технологический процесс или какой-то инцидент.
  5. Проектирование процессов бурения - слушателям выдается блок исходных данных по будущей скважине и перечень проектировочных заданий, которые нужно выполнить. Например, рассчитать конструкцию скважины, провести гидравлический расчет или расчет параметров цементирования. В дополнение к этому заданию обычно выдается блок справочной литературы или выкопировок из паспортов оборудования.

Помимо заданий, чистовиков, справочных материалов участникам выдаются еще калькуляторы бухгалтерского типа (применение инженерных калькуляторов и смартфонов исключается).

Если говорить о длительности этапов, то мы работали в двух форматах:

  • когда на каждое задание свой лимит времени - это позволяет более оперативно и динамично вести олимпиаду;
  • когда на все задания единый гандикап времени и в этом случае тур может быть несколько затянут, но зато участники имеют свободу распределения данного ресурса, что в нашем мнении - важная компетенция.

В следующем материале я расскажу о том, как мы обычно проводим проверку  конкурсных заданий, а также для чего нужно шифрование работ и разборы конкурсных заданий с участниками.

С уважением,

Тот самый Епихин