Нина Сергеевна уезжала из своей деревни со слезами. Но она понимала, что возраст уже не тот, чтобы оставаться в глухой деревеньке на зиму, а дочь за неё переживает, и часто приезжать не сможет.
- Ты не волнуйся, мама, мы создадим тебе все нормальные условия, чтобы ты была счастлива. Квартиру на первом этаже тебе купили, соседи хорошие, есть пенсионеры. У тебя будут новые подруги. Вот увидишь, как ты полюбишь город, - уговаривала Нину Сергеевну Галя.
- Да, я всё понимаю… Ты на ответственной работе. У тебя столько подчиненных и тебе некогда возиться со мной. Да и я не хочу быть обузой. И здоровье стало шалить. Всё-таки семьдесят пять…
- Вот именно. Я тебя буду в самые хорошие санатории отправлять. Хоть мир посмотришь. А то тебя от своего огорода было не оторвать, - обещала Галина.
- Мне главное, что вы теперь рядышком будете. Девчонки прибегут хоть на чай, поговорим… - улыбалась Нина Сергеевна, - мне санатории не так важны, как вы, мои родные…
Подъехав к пятиэтажке, Нина Сергеевна сразу огляделась. Просторный двор, скамейки у каждого подъезда, неподалёку остановка и магазины. То, что надо. Но сердце её радостно забилось, когда увидела она под своими окнами, на которые ей указала Галя, широкий газон. Причём он был отгорожен от дороги металлическим заборчиком вроде невысокого бордюра.
Галя поняла по лицу матери её настрой.
- Вот тебе и кусок земли под твоими двумя окошками. Травка зеленеет, солнышко блестит! Солнечная сторона, выходи и дыши. На скамеечке, - засмеялась Галя, - и тут природа имеется, а через два дома большой парк. Там вообще красота!
Осень кружила золотые листья в прощальном вальсе, кленовые ладошки падали на тропинки парка, по которому теперь каждый день гуляла Нина Сергеевна с пожилыми соседками. Она легко влилась в их компанию, будто давно тут жила.
Зимой пенсионерки сидели за чаем, смотрели вместе фильмы. Нина Сергеевна читала, пекла пирожки, поджидая дочь и внучек в гости. Но как только пришла весна, она затосковала по своему саду. Всё представлялись её грядочки, кусты смородины и скамеечка у бани…
- Ну, что ты загрустила, мама? – дочь смотрела в лицо Нины Сергеевны, ведь тут хорошо?
- Да, и делать ничего не надо. И поликлиника рядом… Всё хорошо, доченька, не волнуйся… Скоро мой день рождения. Что-то неважно себя чувствую. Дожить бы… - на глазах матери выступили слёзы.
- Так… - сказала Галя, измерив матери давление, - у тебя настоящая хандра. Давление в норме. И пульс хороший. Ты недавно была в поликлинике, врач сказала, в пределах нормы. Ну, что ты, мама…
Мать поджала губы и прилегла на диван. Галя ушла, но назавтра позвонила по телефону:
- Мамуль, встречай машину. Выходи во двор, только оденься! А то снова спину твою прихватит.
«Что такое? Какую машину? – Нина Сергеевна одевалась, и терялась в догадках, - купили что-нибудь? Так уже всё есть…Странно…»
Нина Сергеевна вышла из подъезда и увидела грузовую «Газель», стоящую напротив её окон. Двое рабочих выгружали из машины какие-то мешки. А потом взяли лопаты и, поздоровавшись с Ниной Сергеевной, спросили:
- Ну, кто тут цветовод? Где гряды копать, показывайте!
Галя обняла мать и стала руководить, показывая где перекапывать землю. Рабочие развязали мешки и стали добавлять в гряды торф. Чёрными кучками он лежал на земле, а они быстро стали перелопачивать грунт, формируя широкую клумбу.
Нина Сергеевна от неожиданности не могла вымолвить ни слова. Она только улыбалась дочери и смотрела, как ловко мужики справляются с поставленной задачей. Галя помогала им рассыпать грунт из мешков, а потом подошла к матери и спросила:
- Ну, чего молчишь, хозяйка маленького сада? Давай, принимай хозяйство. Думаю, что твои соседи не будут против, если под их окошками вместо голой земли тоже будут расти цветы?
- Конечно, там моя подруга живёт, она мировая дама. И тоже любит цветы. Глянь на её окошки! – оживилась, наконец, Нина Сергеевна, - ну, ты, Галина, даёшь. Никак я не ожидала… Вот это радость!
- Это тебе первый мой подарок на день рождения. Думай, составляй список. Завтра продиктуешь по телефону. Какую рассаду летников нужно? Может, пять или больше кустов вдоль заборчика поместятся. Декоративные или пионы? Решай. Я всё привезу. И посадим, пока не поздно. Весна-то в полном разгаре! – Галя, смеясь, обнимала мать. А та вытирала слёзы.
- Да, вот, чуть не забыла!
Галина вынула из машины скрученный шланг.
- Это тебе для полива. Через окошко будешь поливать. Ещё и наконечник к нему прилагается. Вот, в виде душа, смотри, - завтра я покажу, как надо пользоваться. Когда сажать рассаду будем.
Рабочие трудились около часа. Длинная широкая клумба была готова. Проходящие соседи улыбались. А приятельницы Нины Сергеевны уже были тут как тут. Они обсуждали происходящие перемены, хвалили Галю, её энтузиазм и сообразительность. Нина Сергеевна довольно улыбалась и кивала.
- Дочка моя не даром начальница. Голова у неё работает, как сделать людям лучше… - говорила она, глядя на отъезжающую от подъезда машину.
За выходные клумба была засажена цветами, а молодые кустики пионов сидели вдоль заборчика. Около скамейки Нина Сергеевна посадила кусты роз, а старые разросшиеся акации соседки, вышедшие на субботник, значительно проредили.
Теперь у Нины Сергеевны было каждодневное занятие. Она, просыпаясь, с утра торопилась к окнам и смотрела: как там её цветочки. А они только радовали, потому что каждый день были видимые изменения: то листики распустились, то бутоны начали набиваться, то первые цветочки раскрылись на примулах.
- Столько радости от них, доченька, ты осветила как солнышко мою жизнь. Я снова при деле, которое очень люблю! – благодарила мать дочку.
- Ты главное, не перетрудись. Привлекай молодёжь, кто желает. Даже дети смогут полить твои цветы. Не будь единоличницей. Ты же теперь живёшь в коллективе. Не забывай, - наставляла её Галя.
Она видела, как оживилась мать, как поднялось её настроение. Но Галя на этом не остановилась. Она заказала и привезла вторую скамейку к подъезду, потому что посидеть около цветов теперь стало больше желающих, а места не хватало.
- У нас со второй скамеечкой вроде клуб цветоводов образовался, - смеялась мать, - а от других подъездов женщины приходят со своими табуретками. Вот как! Сидим вечерами после прогулок, поговариваем, на цветы любуемся.
Но однажды Нина Сергеевна вынуждена была лечь в больницу. Галя настояла, чтобы мать прошла обследование, волновалась за её сердце.
- Кто же будет за моими цветами смотреть? – расстроилась женщина, - ты с головой в работе, а меня кладут на неделю, не меньше. А если курс предложат пройти, то и больше может быть…
- Не переживай, что-нибудь придумаем. Да, передают дожди! Как раз не надо будет никому поливать. Так что не пропадут и не засохнут твои цветы.
- Я их как раз собиралась полоть второй раз. Трава так и прёт, а уйду я, совсем зарастёт клумба… - сетовала Нина Сергеевна.
- Ничего, здоровье дороже, - строго ответила Галя, отвозя мать в больницу.
Время тянулось в больничной палате долго. Но врачи были хорошие, медсёстры отзывчивые, Нина Сергеевна стала лечиться, и почувствовала себя лучше.
Пару раз приходили её соседки.
- Не волнуйся, Ниночка, - успокаивали они её, - думай о себе. А цветам твоим ничего не доспеется. Дождики идут через день, как по заказу. И мы любуемся нашими цветами, тебя вспоминаем, и желаем тебе скорейшего возвращения домой в добром здравии…
Когда Нина Сергеевна приехала в свой двор, она не торопилась заходить в подъезд. Галина поставила сумку с вещами на скамейку и присела. А мать подошла к клумбе и ахнула.
- Глянь-ка, Галочка, всё прополото, чисто, и даже прорыхлили… красота… - поражалась она, осматривая каждый цветок, - а розы, розы-то как зацвели дружно! Хорошие, сортовые, а душистые какие! – она наклонялась к цветам, вдыхая аромат.
- Кто же это так хорошо тут поработал? – спросила Нина Сергеевна Галю, - ты, небось, снова наняла кого-то?
- А вот и нет. Не нанимала я никого. Разве тут мало народа живёт? Те, которые любят цветы? – ответила Галя, - чай, не одна ты такая…
Тут вышли во двор подруги Нины Сергеевны, увидевшие из своих окон приехавшую соседку.
- Вот и слава Богу, вот и в полном составе наша сборная! – встречали они её, обнимая.
- Девчонки, привет. А вот и я. Собственной персоной. Живая. Подремонтировали. Теперь хоть куда. Ну, чья это работа? – спросила она, указывая на цветы.
- Общая. Совместная. Даже дети, внучата наши помогали. Ты бы видела, как они старались, узнав, что ты в больнице. Вот так, Ниночка, - отвечали женщины.
- Вот не думала, что столько тут хороших людей живёт от мала до велика, - Нина Сергеевна вытерла глаза, - с меня пироги причитаются…Спасибо, дорогие мои…
- Не торопись с пирогами, отдохни, очухайся. После посидим, все вынесем кто что приготовит. Вот тут можно, на наших скамеечках.
- Ну, теперь я за мать спокойна. Давай, мамуль, пошли домой, потом наговоритесь, а мне пора ехать. Работа ждёт, - Галя проводила мать домой.
А подруги сидели и любовались цветами.
- До чего хорошая дочка у Нины. Всем бы таких отзывчивых и внимательных к родителям. Повезло…- сказала одна женщина.
- Не повезло, а сама такую воспитала. Нина и сама такая. А яблочко от яблоньки недалеко падает… - рассуждала другая соседка.
- Это про какую вы там яблоню говорите? – послышался голос Нины из окна, - я вот как раз думала: не посадить ли нам в конце клумбы хорошую яблоню? А? Как вы думаете? Какой лучше сорт?
Женщины рассмеялись, а Нина уже торопилась к ним на посиделки: надо узнать новости и просто посмотреть друг на друга. Соскучились!
Спасибо за ЛАЙК, ОТКЛИКИ и ПОДПИСКУ! Это помогает развитию канала. Поделитесь, пожалуйста, рассказом с друзьями!
До новых встреч на канале!