Хорошо известно, что на гербе Кронштадта изображен котёл и очень часто на экскурсиях возникает вопрос – откуда же он там взялся?
Наиболее распространенное объяснение связано со знаменитой легендой о высадке на остров Петра I. Она существует во множестве вариантов, но я обращусь к первоисточнику:
По приближении русской флотилии к острову небольшой шведский отряд, там бывший, бросился в рыбацкие лодки и убежал на северный берег, оставя в добычу котел, в котором варилась рыба; по сему происшествию остров назван Котлиным
Так писал декабрист Николай Бестужев в 1822-1825 годах в своей работе «Опыт истории Российского флота».
Здесь нужно сделать отступление и сразу оговориться, что Петр I название острову не давал – оно было уже хорошо известно задолго до него. Впервые в письменных источниках остров Котлин упоминается еще в 60-е годы XIII века в договоре Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами:
А старыи миръ до КотлигнЪ. А новгородцьмъ въ становищи на Гоцкомъ березЪ бес пакости, въ старыи миръ. А зимнии гость, оже не поиметь нашего посла, ни новгородцьскыхъ купець из Новагорода или съ Гъцького берега, а что ся учинить ис Котлингъ до Новагорода или из Новагорода до Котлингъ немецкъму гости, оже бес посла поидуть, то Новугороду тяжя не надобе, въ старыи миръ.
В немецком варианте этого договора название острова звучит как Ketlingen. Остаётся только предполагать – это новгородцы назвали остров Котлинг, а немцы переиначили на свой манер, или наоборот постепенно трансформировалось немецкое название.
Но вернемся к гербу. В 1724 году по приглашению Петра I для «отправления геральдического художества» в Санкт-Петербург приехал граф Франческо Санти, итальянец из Пьемонта, назначенный помощником герольдмейстера. В России его стали называть Франц Матвеевич Сантий. Именно он и разработал гербы для десятков русских городов, в том числе для Санкт-Петербурга и Кронштадта.
Когда именно был разработан герб, точно не известно, но не позже 1727 года, так как именно в этом году Санти за участие в заговоре графа Толстого, имевшем целью после смерти Екатерины I, посадить на престол голштинскую герцогиню Анну Петровну, сослан в Сибирь. Герб был утверждён императрицей Анной Иоанновной в 1730 году и, в последствии, переутвержден Екатериной II и Павлом I.
И если символика герба столицы Российской империи сомнений не вызывает – два перекрещенных якоря морской и речной указывают на город-порт, а скипетр, увенчанный орлом на столичный статус города, то с гербом Кронштадта ясности нет.
Возможно Санти знал о легенде и решил её «увековечить» на городском гербе. А может быть название Котлин ассоциировалось у герольдмейстера со словом «котёл». В любом случае полностью достоверных сведений нет и однозначно ответить на вопрос "Как оказался котёл на гербе Кронштадта?" нельзя.