Основных уровня всего четыре. И каждый требует разного обращения с ребёнком для качественного развития. Расскажу по пунктам какие правила нужно соблюдать на каждом из уровней.
Жил и работал в прошлом веке такой замечательный учёный-исследователь Николай Александрович Бернштейн. Ни кто до него так скрупулезно не занимался исследованием этого:
👉 как нашим мозгом создаётся двигательная активность
👉 как на движение влияют ощущения и эмоции человека
👉 какую колоссальную роль движение играет для формирования и функционирования мозга
Он то и подарил нам чёткое описание 5 уровней развития движения на уровне тела и мозговых структур.
Все мои обучающие курсы и занятия с родителями основаны на первых 4х, которые проходит младенец. 5й уровень - это уже высший пилотаж освоения движения, который случается позже.
Я бы рекомендовала каждому родителю потратить с пользой 4-5 часов и прочитать его книгу "О ловкости и её развитии" Он её специально писал просто и с кучей примеров для родителей в том числе.
ССЫЛКА на скачивание книги в конце статьи 👇
Рефлекторный уровень
Адаптации младенца к окружающей среде
Примерные возраст: с рождения до 3х месяцев
1й - РЕФЛЕКТОРНЫЙ
2й - знакомство с собственным телом
3й - взаимодействие с пространством
4й - интеграция себя в пространство
Что ВАЖНО на каждом из этих уровней при уходе за ребёнком рассказываю в от дельных статьях.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ 👇 чтобы не пропустить полезности
Ребёнком в первые недели жизни всецело управляют рефлексы.
Т.е. он находится в полной "НЕСОЗНАНКЕ":
- спинной мозг управляет всеми движениями его тела и внутренних органов
- у головного мозга пока ещё нет сформированной коры, которая потом и будет управлять всей сознательной деятельностью (там находится и моторные зоны)
Так вот одна из основных задач 1го года жизни
- это сформировать первый основной слой этой коры,
которая и отвечает за всю нашу "СОЗНАНКУ".
И колоссальную роль здесь играют в нераздельной паре движение и сенсорное восприятие.
Постепенно из отдельных нейронов (нервные клетки) начинается формироваться кора головного мозга.
- постепенно кора начинает брать на себя функцию осознанного движения
- постепенно гол/мозг начинает "видеть" кости, мышцы, связки, сухожилия тела
- постепенно спинной мозг передаёт управление головному
Как помочь ребёнку
- создать качественную передачу этого управления
- физиологичного подключить в общую биомеханическую систему все элементы тела (мышцы, связки, суставы...)
- создать объёмную и хорошо работающую нейронную сеть в моторной зоне и коры головного
От моторной зоны, кстати, очень многое зависит и в во всех без исключения других областях мозга. А и этого вытекает, что и для всех функций в теле и психике. т.к. ими управляет этот же мозг.
🤓На что обратить внимание родителям
при ежедневном взаимодействии с ребёнком
✅ На ребёнка начала действовать гравитация
Она сейчас одна из основных стимуляторов развития.
Используйте ГРАВИТАЦИЮ грамотно во время активности ребёнка:
- аккуратно переносите с места на место
- при ношении слегка пружиньте в шаге / приседайте
- используйте ФИТБОЛ для укачивания в сон, для небольших покачиваний в положении ребёнка на животе и на боку
- НЕ делайте на ФИТБОЛЕ крупные и быстрые движения
- выкладываёте на живот только, если ребёнок к этому готов
- выкладывание на живот ребёнка с тонусом по задней поверхности спины и шеи очень нарушит в дальнейшем его развитие
- НЕ делайте высокоамплитудных и быстрых движений
✅ Зрение и другие органы осязания только подключаются к работе:
- не перегружайте сенсорными стимулами (используйте в единицу времени только 1, максимум 2)
- давайте телу мягкие ощущения поглаживаний и тяжести давления от ваших рук
- чем больше плавности и медлительности, тем лучше мозг воспринимает информацию с сенсоров (тактильную, зрительную, аудиальную ...)
✅ Мозг занят изучение тела, которым нужно управлять без помощи маминого и в новых условиях
- НЕ старайтесь стимулировать интерес ребёнка далеко от него
- давайте большей ощущений в пределах 10-15 см от тела (звуки, визуальные стимуляторы, Ваша улыбка...)
- осуществляйте контакт "кожа к коже" аккуратно, т.е. обхватывая большие участки, очень медленно перемещайте зоу ощущений и т.п.
- больше контактируйте пока через ткань
- вместо обучения чтению с пелёнок, поглаживайте части тела ребёнка и с улыбкой медленно называйте их
- давайте ощущения тесноты в объятиях и во время сна
- НЕ тяните ни куда за руки и за ноги
- отслеживайте и стимулируйте симметричность свободных / хаотичных движений рук и ног
✅ Нервная система пока очень и очень чувствительна и зависима от маминой
Ребёнок в этом периоде живёт вашими эмоциональными реакциями (своих пока нет) и прописывает их в структуру коры головного мозга:
- следите за своими состояниями
- любое Ваше расстройство, переживание или злость, которое уловил ребёнок - это фиксация каких-то патологических психических реакций для будущей жизни
- если Вы испытываете неуверенность / страх в общении с ребёнком, то формируете у него недоверие к миру и к вам
- старайтесь подходя к ребёнку, создать в себе покой и уверенность
- почитайте книги по психологии на тему: "как дать ребёнку уверенность"
🤓 Конечно, мы более детально разбираем все аспекты
- на курсах для начинающих специалистов
- и часто в обучении с родителями
Но даже понимание этих 👆 основных моментов может дать вашему ребёнку хороший старт в жизнь.
СТАТЬИ про СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ
выйдут в ближайшее время ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ 👇
А теперь полезные ссылки
- Для тех, кто хочет проверить качество психо-моторного развития и освоения навыков своего ребёнка
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ консультация ОЧНО и ОНЛАЙН