Слабая оборона ВСУ помогает российским силам продвигаться на запад от Авдеевки, пишет NYT. Проблемы украинцев также усугубляются отсутствием помощи от американцев и нехваткой боеприпасов.
Российская армия продолжает добиваться небольших, но быстрых успехов за пределами города Авдеевки на востоке Украины, что частично объясняется истощением украинских боеприпасов и сокращением западной помощи.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Однако есть и другая причина, по которой россияне продвигаются в этом районе: слабая обороноспособность Украины.
Редкие, рудиментарные линии траншей покрывают район к западу от Авдеевки, который Украина пытается защитить, если верить обзору снимков коммерческой спутниковой компании Planet Labs, опубликованному в Times. На этих линиях траншей отсутствуют многие дополнительные укрепления, которые могли бы замедлить продвижение российских танков и помочь защитить основные пути и стратегически важную местность.
Авдеевка стала местом ожесточенного противостояния за последние девять месяцев, превратившись в одно из самых кровопролитных сражений. Когда Россия взяла город 17 февраля, обеспечив себе крупнейшее достижение с мая прошлого года, украинские военные заявили, что обеспечили оборонительные рубежи за пределами города.
Но российская армия в течение недели заняла три деревни к западу от Авдеевки и оспаривает по меньшей мере еще одну.
Спутниковые снимки в показанном здесь масштабе имеются в широком доступе. Официальные лица США в частном порядке заявили, что их беспокоит то, что Украина не укрепила свои оборонительные рубежи заблаговременно или сделала это недостаточно хорошо и что теперь она может столкнуться с последствиями, поскольку российские подразделения медленно, но уверенно выходят за пределы Авдеевки.
Британская военная разведка сообщила в четверг, что за последние две недели российские войска продвинулись примерно на шесть с лишним километров от центра Авдеевки, показывая хоть и небольшое, но необычайно быстрое продвижение по сравнению с предыдущими наступательными операциями.
У украинского командования было достаточно времени, чтобы подготовить оборону за пределами Авдеевки. Этот район подвергается нападениям с 2014 года, и Украина слабо удерживает его с тех пор, как Россия начала свою специальную военную операцию два года назад.
Однако украинская оборона за пределами Авдеевки представляет собой лишь рудиментарные земляные укрепления, часто с соединительной траншеей для пехоты, позволяющей добраться до ближайших к противнику огневых позиций, но не более того.
Более сильная оборона России
Отсутствие надежных украинских укреплений в этом районе особенно бросается в глаза по сравнению с мощной российской обороной, помешавшей продвижению Киева прошлым летом во время украинского контрнаступления, которое в конечном счете провалилось.
Российские укрепления за пределами южного села Вербовое, которое Украина безуспешно пыталась отвоевать этой осенью, демонстрируют совершенно иную картину.
В отличие от слабо укрепленных деревень, которые российская армия стремится занять за пределами Авдеевки, Вербовое имеет концентрическое кольцо укреплений. Все начинается с траншеи, достаточно большой, чтобы заманить в ловушку наступающие танки и бронетехнику. За ней следует сеть цементных заграждений, известных как зубы дракона, которые также используются для остановки техники, и, наконец, широкая траншея для пехоты.
На спутниковых снимках, сделанных в феврале, видна многоуровневая российская оборона к западу от Вербового. На прилегающих полях виднеются тысячи воронок от снарядов.
Очень дорогостоящий вариант
Существует много возможных причин очевидного отсутствия у Украины средств обороны.
Украинские чиновники, возможно, были слишком сосредоточены на наступательных операциях в прошлом году, чтобы выделить необходимые ресурсы на строительство траншей и танковых ловушек, которые российские инженеры строили с конца 2022 года на юге страны, заявили официальные лица и военные эксперты в США.
"Кого это волновало и кто рассматривал такой дорогостоящий вариант, как строительство оборонительных рубежей? Никто", — сказал Сергей Грабский, полковник украинской армии в отставке, отметив, что в то время у Украины было мало свободных ресурсов.
По словам американских официальных лиц, возможно, здесь также сыграл свою роль психологический фактор. Если бы украинские войска тщательно заминировали какие-то участки, чтобы помешать продвижению России, это было бы молчаливым признанием того факта, что они уже не будут наступать в том месте в дальнейшем. Как отмечают официальные лица, они фактически сдали бы эту территорию российским военным.
В то время как Москва начала строить оборонительные рубежи на юге более чем за полгода до контрнаступления Киева, Украина, похоже, приступила к разработке планов строительства новых укреплений всего три месяца назад, когда правительственные чиновники объявили о создании рабочей группы по координации усилий гражданских и военных властей.
Ответственность за строительство первой линии обороны ляжет на воинские части, дислоцированные в этом районе, в то время как возведение последующих оборонительных рубежей будет обеспечиваться гражданскими властями с помощью частных подрядчиков, сообщают источники. Денис Шмыгаль, премьер-министр Украины, заявил, что в этом году на фортификационные сооружения было выделено около 30 миллиардов украинских гривен (примерно 800 миллионов долларов).
Районам на востоке Донецкой области, где находится Авдеевка, "будет уделено максимальное внимание", заявил Владимир Зеленский во время визита на линию фронта в конце ноября, отметив "необходимость активизировать и ускорить строительство сооружений".
Но Паси Паройнен (Pasi Paroinen), аналитик из компании Black Bird Group, занимающейся анализом спутниковых снимков и контента социальных сетей с поля боя, заявил, что со времени визита Зеленского "не произошло ничего существенного".
За пределами Авдеевки, добавил Паройнен, "готовятся новые позиции, но они пока не представляют собой какой-то особо грозной оборонительной линии" и несопоставимы по масштабам с российскими укреплениями на юге.
Украинские власти заявили, что им не хватает людей, способных выполнять строительные работы. В середине января местные чиновники в западной части Ивано-Франковской области заявили, что ищут 300 рабочих, готовых помочь в строительстве фортификационных сооружений в Донецкой области, более чем в 800 километрах к востоку.
"Нам не хватает инженерных подразделений. И даже в тех подразделениях, которые у нас есть, сохраняется дефицит оборудования", — сказал Грабский. Для сравнения, говорят Грабский и Паройнен, у России было гораздо больше оборудования, материалов и опытного персонала, когда она строила свои оборонительные рубежи.
Отсутствие сильных оборонительных рубежей за пределами Авдеевки было осуждено в последние дни несколькими украинскими журналистами в редком проявлении публичной критики военных.
Задержки в строительстве укреплений означают, что украинским войскам теперь, возможно, придется возводить свои оборонительные рубежи, находясь под огнем российской армии, что значительно усложняет задачу.
Как отметил Грабский, Россия в настоящее время мешает украинским войскам укреплять свою оборону, безжалостно бомбя их, в том числе и мощными планирующими бомбами, несущими сотни тонн взрывчатки и способными пробить даже хорошо подготовленные укрепления.
"Качество таких оборонительных рубежей не может быть достаточно хорошим, чтобы противостоять массированной бульдозерной тактике российских войск", — заявил Грабский.
Авторы статьи: Джош Холдер (Josh Holder), Констан Меэ (Constant Méheut), Эрик Шмитт (Eric Schmitt) и Томас Гиббонс-Нефф (Thomas Gibbons-Neff)