Найти тему

Что чувствует ребенок до рождения!

Что чувствует ребенок до рождения

Рассказывает Попова Анастасия Александровна, специалист по репродуктивной психосоматике, руководитель психологической службы, психолог-консультант, системный семейный психотерапевт, стаж 20 лет.

Сегодня статья про #развитие ребенка до рождения, про то как можно с ним общаться.

С одной стороны про это очень много говорят, что ребенок все слышит, все видит, все понимает, с другой стороны не совсем понятно как именно это происходит.

Сегодня мы с вами поговорим конкретно о том:

  • что #ребенок слышит ;
  • что он может быть видит, или не видит;
  • что он понимает, или не понимает;
  • в каком виде это сохраняется в психике ребенка;
  • как можно проследить по новорожденному ребенку его реакции и то что он знает или не знает;
  • как можно этим пользоваться в своих целях, если вы беременны и вам предстоит организация послеродовых хлопот.

У нас есть #органы чувств через которые мы воспринимаем мир. #Эмбрион, плод, #ребенок до рождения, как его не назови, он тоже воспринимает мир через органы чувств.

Органы чувств - это зрение, слух, обоняние, вкусовые рецепторы, тактильные рецепторы, реакция на тепло/холод.

У ребенка все это тоже есть, но формируется все это не сразу, а закладывается на определенных этапах развития. Самыми первыми закладываются те, для которых для первых есть информация.

Последним у ребенка закладывается зрение, потому что смотреть ребенку в животе вообще не на что. Только изредка, если вы, например, носите беременность жарким летом и лежите на солнце в открытом купальнике, тогда ваш ребенок видит свет. Все расплывчато, ничего четкого, все розово-рыжее, очень теплый цвет.

Впоследствии абсолютно все люди именно такую цветовую гамму считают очень позитивной, эти теплые оттенки нравятся всем. А в общем, ребенок в животе практически ничего не видит, у него там всегда темно.

Зрение у ребенка целиком и полностью формируется к 26 неделе, поэтому, когда ребенок рождается, оно у него структурно есть, но пользоваться он им не умеет.

Поэтому, когда дети рождаются у них глаза “в разные стороны”, они не могут сфокусировать взгляд, и им полезно давать игрушки для разглядывания, чтобы они тренировались навык управления глазами.

Для тактильных ощущений у ребенка много возможностей. Он может трогать себя, он может трогать стенки плодного пузыря, пуповину. Если #беременность многоплодная, дети с огромным интересом ощупывают друг друга. Для того чтобы были тактильные ощущения нужны руки, которыми можно ощупывать, нужна кожа, которой можно чувствовать. #Тактильная чувствительность формируется в районе 10-12 недель беременности.

Первыми тактильную чувствительность обретают области вокруг губ, ладони и ступни. Потом постепенно чувствительность приобретает вся поверхность тела (это уже 10-12 неделя).

Дети много чего трогают, и мы может ощущать эти прикосновения. Т.е. не только ребенок может что-то делать и чувствовать, но и женщина маткой ощущает шевеление ребенка. В середине беременности говорят о том, что ребенок начал шевелиться, и мама ощущает эти толчки и прикосновения изнутри.
Но ребенок не начинает двигаться к 20 неделе, он двигается все время, постоянно, и всегда двигался. Он плавает в околоплодном пузыре и сначала у него много места, потом он растет, места становится меньше, но двигается он всегда. Просто когда он очень маленький и слабый, его движения настолько слабы, что не достают стенки матки. Чтобы давление прикосновения ощущалось мамой, ребенок должен быть уже более менее крупным и сильным. А если он совсем крохотный, вы просто этого не чувствуете, как мы не чувствуем слабых прикосновений.
Матка единственный внутренний орган, который обладает тактильной рецепцией. Если кто-то прикоснется к печени или к почкам, вы не почувствуете прикосновения, вы можете почувствовать боль, но это не тактильная рецепция, а болевая, это другое. А матка именно тактильная, у нее очень сложная анатомическая история, и тактильная чувствительность у нее такая же, как и на коже, на ладонях. Отсюда и происходит чудесное русское слово “вынашивать”, мы руками носим и маткой носим.
Интересной бывает пуповина - это перевитые кровеносные сосуды, которые пульсируют. Если ее держать в руках, то ощущается пульсация. То что будучи в животе у мамы плод трогает пуповину, приводит к тому что после рождения дети любят игрушки для тисканья, они хорошо умеют хватать, у них крепкие ручки и много тактильных ощущений. Когда ребенок родился все это у него уже развито.
Но что же формируется еще раньше?
Следующая версия что раньше всего развивается слух, и это правда, слышать ребенок начинает очень рано.
Что же ребенок слышит находясь у мамы в животе?
Во-первых ребенок слышит внешние звуки, т.е. то что окружает маму. Если она слушает музыку, если работает двигатель автомобиля, если сработала сигнализация, если рядом разговаривают люди - ребенок все это слышит, но слышит специфически, как через воду. Звуки слышатся приглушенными и сильно искаженными водой.
Те звуки, которые ребенок регулярно слышал пока мама ходила беременная, он узнает после родов. Музыку, голоса, он узнает и вспоминает.
Мало того, ребенок не только узнает эти звуки, но и сразу приклеивает к ним мамину реакцию.
У ребенка есть #вкусовая чувствительность, он знает на вкус мамины эмоции, мамины гормоны. Околоплодная жидкость очень хорошо проводит гормоны, и если маме нравится что-то ребенок знает что это хорошо, околоплодные воды становятся сладкими.
Дети много чего трогают, и мы может ощущать эти прикосновения. Т.е. не только ребенок может что-то делать и чувствовать, но и женщина маткой ощущает шевеление ребенка. В середине беременности говорят о том, что ребенок начал шевелиться, и мама ощущает эти толчки и прикосновения изнутри. Но ребенок не начинает двигаться к 20 неделе, он двигается все время, постоянно, и всегда двигался. Он плавает в околоплодном пузыре и сначала у него много места, потом он растет, места становится меньше, но двигается он всегда. Просто когда он очень маленький и слабый, его движения настолько слабы, что не достают стенки матки. Чтобы давление прикосновения ощущалось мамой, ребенок должен быть уже более менее крупным и сильным. А если он совсем крохотный, вы просто этого не чувствуете, как мы не чувствуем слабых прикосновений. Матка единственный внутренний орган, который обладает тактильной рецепцией. Если кто-то прикоснется к печени или к почкам, вы не почувствуете прикосновения, вы можете почувствовать боль, но это не тактильная рецепция, а болевая, это другое. А матка именно тактильная, у нее очень сложная анатомическая история, и тактильная чувствительность у нее такая же, как и на коже, на ладонях. Отсюда и происходит чудесное русское слово “вынашивать”, мы руками носим и маткой носим. Интересной бывает пуповина - это перевитые кровеносные сосуды, которые пульсируют. Если ее держать в руках, то ощущается пульсация. То что будучи в животе у мамы плод трогает пуповину, приводит к тому что после рождения дети любят игрушки для тисканья, они хорошо умеют хватать, у них крепкие ручки и много тактильных ощущений. Когда ребенок родился все это у него уже развито. Но что же формируется еще раньше? Следующая версия что раньше всего развивается слух, и это правда, слышать ребенок начинает очень рано. Что же ребенок слышит находясь у мамы в животе? Во-первых ребенок слышит внешние звуки, т.е. то что окружает маму. Если она слушает музыку, если работает двигатель автомобиля, если сработала сигнализация, если рядом разговаривают люди - ребенок все это слышит, но слышит специфически, как через воду. Звуки слышатся приглушенными и сильно искаженными водой. Те звуки, которые ребенок регулярно слышал пока мама ходила беременная, он узнает после родов. Музыку, голоса, он узнает и вспоминает. Мало того, ребенок не только узнает эти звуки, но и сразу приклеивает к ним мамину реакцию. У ребенка есть #вкусовая чувствительность, он знает на вкус мамины эмоции, мамины гормоны. Околоплодная жидкость очень хорошо проводит гормоны, и если маме нравится что-то ребенок знает что это хорошо, околоплодные воды становятся сладкими.
Если маме не нравится что-то, она напрягается, сердится, пугается, и это происходит при определенном звуке, то ребенок после родов будет знать что это плохо. И дети рождаются уже с вот этими готовыми оценками.
Если есть какие-то нелюбимые родственники, ребенок будет на них плохо реагировать после родов. Он услышит знакомый голос, вспомнит мамину реакцию, и если она была плохой, ребенок отреагирует плохо. И наоборот, если она была хорошей, ребенок отреагирует хорошо.
Еще ребенок слышит внутренние звуки - мамин голос и внутренние звуки маминого тела. Ребенок слышит как стучит сердце, как мама дышит. Когда вы вдыхаете и выдыхаете, ваш ребенок слышит, как будто бы звук морского прибоя. И есть одна из версий что именно поэтому люди так любят слушать морской прибой, потому что это звук, который постоянно сопровождает всех в беременности.
Ребенок слышит, если вы что-то пьете и едите. Вы выпили стакан воды, вода потекла по пищеводу в желудок, попала в кишечник, все перетекает, булькает, и все это слышно.
Вообще система звуков очень напоминает стиральную машину, вот примерно такие звуки, только изнутри и через водный фильтр, слышит ребенок. И многие родители обнаруживают, что если переноску с ребенком поставить около стиральной машины, он очень спокойно себя там чувствует. Многие дети успокаиваются и хорошо себя ведут около работающей стиральной машины, потому что она издает звуки очень похожие на привычные.
Ребенок никогда не бывает в тишине. Даже когда вы спите и все вокруг тоже спят, вы все равно дышите, и кровь шуршит по венам. Тишины не бывает никогда. Поэтому новорожденные дети плохо реагируют на тишину, не нужно ее создавать вокруг них. Нормальный уровень движений, разговоров, звуков, для них привычный и они так спокойнее себя ведут, чем если вокруг них тихо.
Но слух, все равно не первая чувствительность, которая возникает у будущего ребенка.
Первая чувствительность которая возникает - вестибулярная, та которая отвечает за наше положение тела в пространстве.
Почему же она возникает первая?
Потому что именно для нее больше всего информации. Ребенок движется постоянно. Он может двигаться сам, может плавно двигаться в зависимости от маминого движения. Это подвижная система внутри другой подвижной системы, и это движение постоянно. Даже когда вы спокойно спите, он все равно может что-нибудь делать.
Если маме не нравится что-то, она напрягается, сердится, пугается, и это происходит при определенном звуке, то ребенок после родов будет знать что это плохо. И дети рождаются уже с вот этими готовыми оценками. Если есть какие-то нелюбимые родственники, ребенок будет на них плохо реагировать после родов. Он услышит знакомый голос, вспомнит мамину реакцию, и если она была плохой, ребенок отреагирует плохо. И наоборот, если она была хорошей, ребенок отреагирует хорошо. Еще ребенок слышит внутренние звуки - мамин голос и внутренние звуки маминого тела. Ребенок слышит как стучит сердце, как мама дышит. Когда вы вдыхаете и выдыхаете, ваш ребенок слышит, как будто бы звук морского прибоя. И есть одна из версий что именно поэтому люди так любят слушать морской прибой, потому что это звук, который постоянно сопровождает всех в беременности. Ребенок слышит, если вы что-то пьете и едите. Вы выпили стакан воды, вода потекла по пищеводу в желудок, попала в кишечник, все перетекает, булькает, и все это слышно. Вообще система звуков очень напоминает стиральную машину, вот примерно такие звуки, только изнутри и через водный фильтр, слышит ребенок. И многие родители обнаруживают, что если переноску с ребенком поставить около стиральной машины, он очень спокойно себя там чувствует. Многие дети успокаиваются и хорошо себя ведут около работающей стиральной машины, потому что она издает звуки очень похожие на привычные. Ребенок никогда не бывает в тишине. Даже когда вы спите и все вокруг тоже спят, вы все равно дышите, и кровь шуршит по венам. Тишины не бывает никогда. Поэтому новорожденные дети плохо реагируют на тишину, не нужно ее создавать вокруг них. Нормальный уровень движений, разговоров, звуков, для них привычный и они так спокойнее себя ведут, чем если вокруг них тихо. Но слух, все равно не первая чувствительность, которая возникает у будущего ребенка. Первая чувствительность которая возникает - вестибулярная, та которая отвечает за наше положение тела в пространстве. Почему же она возникает первая? Потому что именно для нее больше всего информации. Ребенок движется постоянно. Он может двигаться сам, может плавно двигаться в зависимости от маминого движения. Это подвижная система внутри другой подвижной системы, и это движение постоянно. Даже когда вы спокойно спите, он все равно может что-нибудь делать.
Считается что чем больше мама двигалась, тем лучше будет у ребенка вестибулярный аппарат.
Мы уже поговорили про зрение, которое формируется позже всех, про слух, про тактильную чувствительность и немного зацепили вкусовую. Обонятельная и вкусовая чувствительность, когда вы находитесь в водной среде, одно и тоже. Т.е. нет отдельно запахов и вкусов, просто потому что человек еще не дышит. Когда человек начнет дышать, это будут две разные чувствительности, но пока вы беременны - разницы между ними нет.
Какие же бывают вкусы у неродившегося ребенка?
Бывают вкусы еды, которую мама ест. Если человек съел что-нибудь со специфическим вкусом, или со специями, это все отражается и на его запахе, в том числе, и на его внутреннем состоянии. Наша слюна, кровь, околоплодная жидкость, начинают эти запахи проводить, и ребенок их воспринимает.
Потом, когда он уже родится, то же самое будет с грудным молоком. То, что мама поела, будет отражаться в грудном молоке, не только в смысле состава, а в смысле вкусов и запахов. Поэтому ребенок рождается с привычкой к той кухне, которую любит мама и к тем блюдам, которые она регулярно ест.
Когда-то в арабской стране я встретила удивительный продукт - чесночное молоко. В арабских странах, в арабской кухне, очень много используется чеснока. Естественно все дети получают этот привкус чеснока и во время маминой беременности, и во время грудного вскармливания. Это становится до такой степени привычно, что даже находит отражение в кулинарии.
Также ребенок чувствует вкус маминых гормонов. Если вы радуетесь - все сладко. Гормоны стресса, горя - они горькие. Именно поэтому слова “горе” и “горький” являются однокоренными.
Ребенок знает, что если появился вот этот вот горький привкус, напряжение, потом мама расстроилась, то с мамой произошло что-то плохое, это сцепляется с горьким вкусом.
Если маме хорошо, она смеется, веселится, радуется - это сцепляется со сладким вкусом. И сладкое имеет положительную эмоциональную окраску, а горькое - отрицательную, т.е. негативную.
Считается что чем больше мама двигалась, тем лучше будет у ребенка вестибулярный аппарат. Мы уже поговорили про зрение, которое формируется позже всех, про слух, про тактильную чувствительность и немного зацепили вкусовую. Обонятельная и вкусовая чувствительность, когда вы находитесь в водной среде, одно и тоже. Т.е. нет отдельно запахов и вкусов, просто потому что человек еще не дышит. Когда человек начнет дышать, это будут две разные чувствительности, но пока вы беременны - разницы между ними нет. Какие же бывают вкусы у неродившегося ребенка? Бывают вкусы еды, которую мама ест. Если человек съел что-нибудь со специфическим вкусом, или со специями, это все отражается и на его запахе, в том числе, и на его внутреннем состоянии. Наша слюна, кровь, околоплодная жидкость, начинают эти запахи проводить, и ребенок их воспринимает. Потом, когда он уже родится, то же самое будет с грудным молоком. То, что мама поела, будет отражаться в грудном молоке, не только в смысле состава, а в смысле вкусов и запахов. Поэтому ребенок рождается с привычкой к той кухне, которую любит мама и к тем блюдам, которые она регулярно ест. Когда-то в арабской стране я встретила удивительный продукт - чесночное молоко. В арабских странах, в арабской кухне, очень много используется чеснока. Естественно все дети получают этот привкус чеснока и во время маминой беременности, и во время грудного вскармливания. Это становится до такой степени привычно, что даже находит отражение в кулинарии. Также ребенок чувствует вкус маминых гормонов. Если вы радуетесь - все сладко. Гормоны стресса, горя - они горькие. Именно поэтому слова “горе” и “горький” являются однокоренными. Ребенок знает, что если появился вот этот вот горький привкус, напряжение, потом мама расстроилась, то с мамой произошло что-то плохое, это сцепляется с горьким вкусом. Если маме хорошо, она смеется, веселится, радуется - это сцепляется со сладким вкусом. И сладкое имеет положительную эмоциональную окраску, а горькое - отрицательную, т.е. негативную.
Чем же можно пользоваться после родов?
После родов ребенок будет знать мамины вкусовые привычки. Не факт что он будет именно это любить, но это привычно. А вот слух и вестибулярный аппарат, дают обширные возможности для того чтобы этим пользоваться после родов.
Вы, наверное, слышали что с неродившимися детьми можно разговаривать. Они действительно слышат и голос мамы, и, начиная с 12-16 недели, все другие звуки, достаточно подробно.
Пойте им песни, читайте сказки, если у вас есть такое желание. Можно рассказывать о том что вы видите вокруг. Вот эта комментирующая речь, которая обращена к ребенку, который не умеет разговаривать и вам ответить, она как бы ни о чем для взрослого человека, а для ребенка она несет массу полезной информации.
Эту комментирующую речь очень полезно освоить. Дети гораздо быстрее и лучше начинают разговаривать, если они регулярно слышат спокойную речь, когда просто описываются происходящие события, называются предметы. Ребенок не ответит и не осознает этого, но купаясь в потоке этой речи, он быстрее ее усвоит, чем ребенок который растет у молчаливых взрослых.
Дети узнают стихи и песни, которые им регулярно читали, они связывают их с ситуациями. Если взять одинаковый стих или песню, и читать их в одинаковое время, ребенок будет это узнавать и реагировать на это.
У детей есть временная чувствительность, они знают сутки, неделю, т.е. если есть ритмичные события, которые повторяются в сутках, ребенок их помнит и знает их последовательность и после родов хорошо реагирует на это.
Например, если вы привыкли ложиться спать в 10 вечера, ребенок после родов легче будет укладываться в 10 вечера.
Вообще, о том как этим пользоваться, лучше объясняют на курсах по подготовке к родам, сейчас мы лишь коротко об этом говорим.
Так вот, если в одно и тоже время брать одну и туже песенку, или стишок, садиться в одно и тоже кресло, и ребёнку рассказывать и накладывать руку на определенное место живота, то через определенное время ребенок будет в это место отвечать, и это будет стабильно каждый день, а не один раз случайно.
Чем же можно пользоваться после родов? После родов ребенок будет знать мамины вкусовые привычки. Не факт что он будет именно это любить, но это привычно. А вот слух и вестибулярный аппарат, дают обширные возможности для того чтобы этим пользоваться после родов. Вы, наверное, слышали что с неродившимися детьми можно разговаривать. Они действительно слышат и голос мамы, и, начиная с 12-16 недели, все другие звуки, достаточно подробно. Пойте им песни, читайте сказки, если у вас есть такое желание. Можно рассказывать о том что вы видите вокруг. Вот эта комментирующая речь, которая обращена к ребенку, который не умеет разговаривать и вам ответить, она как бы ни о чем для взрослого человека, а для ребенка она несет массу полезной информации. Эту комментирующую речь очень полезно освоить. Дети гораздо быстрее и лучше начинают разговаривать, если они регулярно слышат спокойную речь, когда просто описываются происходящие события, называются предметы. Ребенок не ответит и не осознает этого, но купаясь в потоке этой речи, он быстрее ее усвоит, чем ребенок который растет у молчаливых взрослых. Дети узнают стихи и песни, которые им регулярно читали, они связывают их с ситуациями. Если взять одинаковый стих или песню, и читать их в одинаковое время, ребенок будет это узнавать и реагировать на это. У детей есть временная чувствительность, они знают сутки, неделю, т.е. если есть ритмичные события, которые повторяются в сутках, ребенок их помнит и знает их последовательность и после родов хорошо реагирует на это. Например, если вы привыкли ложиться спать в 10 вечера, ребенок после родов легче будет укладываться в 10 вечера. Вообще, о том как этим пользоваться, лучше объясняют на курсах по подготовке к родам, сейчас мы лишь коротко об этом говорим. Так вот, если в одно и тоже время брать одну и туже песенку, или стишок, садиться в одно и тоже кресло, и ребёнку рассказывать и накладывать руку на определенное место живота, то через определенное время ребенок будет в это место отвечать, и это будет стабильно каждый день, а не один раз случайно.
Первый раз когда это происходит эмоции зашкаливают у всех. Это настолько трогательно и чудесно. Но когда это происходит стабильно второй, пятый, десятый раз, это удивительно.
Тоже самое может делать папа. Он тоже может что-нибудь ребёнку одинаковое повторять, рассказывать, а потом получать ответ, приложив руку к маминому животу. Если на это потратить неделю, то этот контакт будет установлен и сохранен.
Что касается вестибулярного аппарата - ребёнок запоминает движения. Он знает как вы ходите, как вы ездите в машине, он не знает какими словами это называется, но он знает эти ощущения. И эти ощущения напоминают покачивания в хорошей коляске.
Именно поэтому дети хорошо спят во всякого рода люльках, мягко покачивающихся колясках, любят когда с ними долго гуляют, и в это время спят, они привыкли всё время быть в движении. Они привыкли ощущать что их кто-то качает, не одинаково, а в разных направлениях, постоянно, и для них это хорошее воспоминание, привычное состояние, на которое они благосклонно реагируют.
Еще много есть всяких фишек, касательно того как этим пользоваться после родов, это отдельные темы, и про них тоже будут статьи.
Сегодня мы кратко разобрали основную чувствительность:
Удачи вам!
Первый раз когда это происходит эмоции зашкаливают у всех. Это настолько трогательно и чудесно. Но когда это происходит стабильно второй, пятый, десятый раз, это удивительно. Тоже самое может делать папа. Он тоже может что-нибудь ребёнку одинаковое повторять, рассказывать, а потом получать ответ, приложив руку к маминому животу. Если на это потратить неделю, то этот контакт будет установлен и сохранен. Что касается вестибулярного аппарата - ребёнок запоминает движения. Он знает как вы ходите, как вы ездите в машине, он не знает какими словами это называется, но он знает эти ощущения. И эти ощущения напоминают покачивания в хорошей коляске. Именно поэтому дети хорошо спят во всякого рода люльках, мягко покачивающихся колясках, любят когда с ними долго гуляют, и в это время спят, они привыкли всё время быть в движении. Они привыкли ощущать что их кто-то качает, не одинаково, а в разных направлениях, постоянно, и для них это хорошее воспоминание, привычное состояние, на которое они благосклонно реагируют. Еще много есть всяких фишек, касательно того как этим пользоваться после родов, это отдельные темы, и про них тоже будут статьи. Сегодня мы кратко разобрали основную чувствительность: Удачи вам!