Найти тему
Немелочи жизни

Что вы знаете про синий цвет в живописи?

Нам кажется, что синий цвет в живописи присутствовал всегда. Однако, это не так. В иконографии, например, он обосновался не так уж и давно.

В древнегреческом и древнеримском искусстве нечасто встречались эти оттенки, как и в лексике языков (!) . Почему?

Возможно, не очень различали этот цвет.

Возможно, из-за нелюбви к синему цвету. Синий символизировал траур и одежду такого цвета не любили.

Возможно из-за враждебных племен кельтов и германцев, которые раскрашивали тело синей краской для устрашения врага.

Римский мозаичист «Подготовка театрального представления, или репетиция сатиры», ок. 62−79, Неаполь, Национальный археологический музей
Римский мозаичист «Подготовка театрального представления, или репетиция сатиры», ок. 62−79, Неаполь, Национальный археологический музей

Фрески Виллы Мистерий, одной из помпейских вилл, наиболее сохранившихся при извержении Везувия в 79 г. Заказчики предпочитали красный, впоследствии получивший название «помпейский»
Фрески Виллы Мистерий, одной из помпейских вилл, наиболее сохранившихся при извержении Везувия в 79 г. Заказчики предпочитали красный, впоследствии получивший название «помпейский»

До XII века все-таки синий цвет использовался часто, хотя не считался равным красному, белому и черному.

Четыре всадника Апокалипсис из Сен-Севера. 1028 г. Париж, Национальная библиотека. Открытый доступ
Четыре всадника Апокалипсис из Сен-Севера. 1028 г. Париж, Национальная библиотека. Открытый доступ

Преображение. Византийская икона XII века из собрания Государственного Эрмитажа Открытый доступ
Преображение. Византийская икона XII века из собрания Государственного Эрмитажа Открытый доступ

В XIII веке произошел "синий прорыв". Краску научились получать из кобальта, индиго и лазурита. Цвет стал моден и широко применялся. Море и небо стали синими. А ведь небо является обителью высших сил. И этот момент тоже был осознан.

Вход Господень в Иерусалим. Сцены из жизни Христа. Фрагмент Джотто ди Бондоне 1306
Вход Господень в Иерусалим. Сцены из жизни Христа. Фрагмент Джотто ди Бондоне 1306

Постепенно синий цвет светлел, становился нежным и жизнерадостным и стал принадлежать Богоматери, которая стала изображаться в синих одеждах.

И потому, что она вознеслась на небеса, и потому, что синий считался предшественником черного, цвета траура. Голубой соединил в себе и земное, и небесное, воплотил духовную чистоту и целомудрие Божией Матери.
Страшный Суд (триптих) Фра Беато Анджелико 1435, 105×210 см
Страшный Суд (триптих) Фра Беато Анджелико 1435, 105×210 см
Алтарь Сан Доменико "Коронование Богоматери" Фра Беато Анджелико 1435, 213×211 см
Алтарь Сан Доменико "Коронование Богоматери" Фра Беато Анджелико 1435, 213×211 см

На рубеже XIV—XV вв стали использовать натуральный ультрамарин. Это была очень недешевая краска. Но именно для Мадонны ее не жалели. Правда, в работах, которые делались на заказ. Оплачивалась картина по количеству изображенных фигур и отдельно за количество ультрамарина, необходимого художнику.

Благовещение Ян ван Эйк • Живопись, 1436, 90×34 см
Благовещение Ян ван Эйк • Живопись, 1436, 90×34 см

Известно, например, что у Микеланджело есть незаконченная картина с Богоматерью в центре потому, что у заказчика не хватило денег на ультрамарин.

Почему он был таким дорогим, этот ультрамарин? Синяя краска из индигоносных растений была нестойкой, нужных оттенков не давала. А вот ляпис лазурь (природный ультрамарин) давал те оттенки, которые особенно ценились священнослужителями. Лазоревый камень менялся на золото в пропорции 1:1. Из 100 граммов камня получали 3 грамма пигмента.




Но использовался и ультрамарин низкого качества, например, в работах средневековых миниатюристов.

Братья Лимбург "Апрель"
Братья Лимбург "Апрель"


Драгоценный пигмент любил использовать представитель «золотой плеяды» голландцев — Ян Вермеер (1632−1675).

Художнику не было равных в передаче дневного света. Он делал это, добавляя ультрамарин в черный цвет. Разглядите картину внизу, вы увидите, как это он делал.

Молочница. Ян Вермеер • Живопись, 1660-е , 45.5×41 см
Молочница. Ян Вермеер • Живопись, 1660-е , 45.5×41 см

Со временем цвет утратил символику, но не утратил своего значения как способ выражения художником и своего внутреннего состояния, а также эмоций своих героев.

Яркий пример тому — Винсент ван Гог (1853—1890)

Что значит для вас синий цвет? Какую свою эмоцию вы приписываете ему? Считается, что в картине «Звёздная ночь» при помощи синего, желтого живописец выразил страх, отчаяние.

Звездная ночь Винсент Ван Гог Июнь 1889, 73.1×92.1 см
Звездная ночь Винсент Ван Гог Июнь 1889, 73.1×92.1 см

Обратимся к Врубелю. Всегда завораживали краски этого гения. Синий цвет в его картинах удивителен.

Демон сидящий Михаил Александрович Врубель 1890, 116.5×213.8 см
Демон сидящий Михаил Александрович Врубель 1890, 116.5×213.8 см

У Пабло Пикассо был "голубой период в творчестве (1901-1904). Это период боли, печали, одиночества, ощущения близости смерти. Данный период начался в творчестве Пикассо после самоу@@cтва художника Карлоса Касагемаса, друга Пабло: «Я погрузился в синий цвет, когда понял, что Касагемас мертв».

П. Пикассо "Две сестры"
П. Пикассо "Две сестры"

Про синеву Николая Рериха можно говорить долго, а разглядывать его творения еще дольше. Цвет отражает чистоту, мудрость, свободу мысли и олицетворяет тяготение к творчеству и проявление таинственности, соответственно.

Николай Рерих. «Гималаи. Голубые горы»
Николай Рерих. «Гималаи. Голубые горы»

Николай Рерих. «Синие храмы». 1921
Николай Рерих. «Синие храмы». 1921

Символом духа, духовных стремлений синий цвет считался еще со времен немецкого романтизма.

Художник Ив Кляйн решил найти идеальный синий цвет, который бы стал воплощением духовности. В 1957 году он представил на выставке в Милане 11 монохромных работ одинакового формата (78 x 56 см), сплошь закрашенных ультрамариновым синим. В буклете, анонсирующем выставку, говорилось, что на ней будет представлен «синий сам по себе, свободный от всяческой функциональности».

Синий цвет всегда имел для Ива Кляйна особое значение. Он считал, что все остальные цвета порождают слишком конкретные ассоциации, тогда как синий вызывает в воображении самое абстрактное, что только есть в природе — небо и море. В 1946 году ему привиделось, будто он подписывает собственное имя на обратной стороне неба. И будущий художник разозлился на птиц, которые пролетели по небу и испортили то, что он назвал своим «величайшим и прекраснейшим творением» (Википедия)

IKB 191. Монохромная картина. 1962 г.
IKB 191. Монохромная картина. 1962 г.
Ив Кляйн «L’accord bleu», 1960. Фрагмент
Ив Кляйн «L’accord bleu», 1960. Фрагмент

Синий каких полотен вам больше всего по душе?

Благодарю за прочтение, лайки и комментарии.

Возможно, вам будет интересно:

Все фото взяты в открытом доступе.