Писать сценарий - значит его переписывать. Об этом говорят на всех курсах и во всех пабликах. Новичок же, написав, свой первый текст - сталкивается с проблемой: "А как переписывать?". Ну, если сценарий в работе, и есть редактор/продюсер/режиссер, которые задают вектор и подкидывают вопросы - все в порядке. А если мы с моим творением один на один? А переписывать нужно, иначе так мы вдвоем и останемся, надо же хакнуть написанный текст, чтобы найти тех, кого он заинтересует.
Вот тут и начинается ступор!
Мой подвинулся, когда я дочитала "Как хороший сценарий сделать великим❓". И пока мы с моей историей сами по себе, вопросы мне задает Л. Сегер.*
Про структуру
1) Изобразительна ли завязка? Дает ли это изображение представление о стилистике и настроении картины?
2) Достаточно ли силен и драматичен катализатор?
3) Отвечает ли на основной вопрос сценария кульминация? Ясен ли основной вопрос? Поднимается ли этот вопрос при поворотном событии?
4) Достаточно ли ясно первое поворотное событие? Дает ли оно толчок действию? Ясно ли второе поворотное событие? Дает ли оно толчок к кульминации?
5) Совпадает ли кульминация с финалом? Не затянута ли развязка?
Про фабулу и сюжет
6) Что дает основной сюжет фабульной истории? Гармонирует ли он с ней?
7) Сколько сюжетных линий существует в сценарии? Если их более четырех, может их следует сократить для того, чтобы сфокусировать внимание на основной линии? Если нет, то что они дают главной сюжетной линии?
8) Достаточно ли ясна каждая из сюжетных линий? Все ли в порядке с завязкой, перипетиями и развязкой в каждой из них?
9) Следует ли сюжетная кульминация сразу после кульминации фабульной?
Про сценарные переходы
10) Как использованы моменты действия? Каким образом происходит развитие - с помощью действия или через диалог?
11) Какие типы моментов действия присутствуют ? Препятствие, усложнение или перевертыш? Где они употреблены? Как часто?
12) Сколько эпизодов в сценарии? Как они «работают» на историю?
13) Все ли ясно в сюжете? Выверены ли связи между событиями и частями истории?
Про цельность и гармоничность
14) Выстреливает ли в последнем акте ружье, повешенное на стену в первом?
15) Найден ли наиболее удачный путь или способ предсказания информации и отыгрыша?
16) Есть ли визуальный образ - повторяющийся мотив - возвращающий нас к идее?
17) Есть ли контрастирующие сцены, характеры, действия, даже образы, делающие сценарий более драматичным и объемным?
18) Вижу ли я сценарий целиком? Создают ли отдельные части сценария общую структуру и целостность?
Про связь с будущим зрителем
19) Могу ли я выразить то, про что я собираюсь писать, в одном предложении? Укладывается ли «про что» или тема в придуманную историю и наоборот?
20) Через что выражается идея или тема сценария - через характеры, через действие, или через диалог? Помогает ли выражению идеи задуманный образный, т.е. визуальный ряд? Нет ли прямой декларации идеи?
21) Существуют ли помимо главной, еще и сопутствующие идеи? Если - да, то не противоречат ли они главной?
22) Что лично меня привлекает в этой истории, кому я симпатизирую, кому - нет, трогает ли она меня? Почему зритель должен смотреть этот фильм? Что будет привлекать его внимание, интерес, вызывать чувство?
Про миф в сценарии
23) Какой миф используется в сценарии? Какие элементы мифа использованы? Какие кажутся пропущенными?
24) Какие персонажи необходимы для приключений героя? Нет ли пропущенных функциональных персонажей?
25)Можно ли придать мифу новое измерение, сделав героя простым, наивным, слабым?
26) Меняется ли герой в течение истории?
27) Использована ли строгая трехчастная структура для воплощения мифа, с первым поворотным событием, начинающим приключение и со вторым событием, влекущим за собой «черный» момент в жизни героя?
Мотивировка и поступки:
28) Действие ли или диалог дают мотивировку поступкам ГГ? Ясен ли мотив, в результате которого герой начинает действовать? Знаем ли мы, почему он действует?
29) Какова цель героя? Достаточно ли она грандиозна, чтобы увлекать героя все три части сценария?
30) Активен или пассивен герой в достижении своей цели? Необходимо ли это действие истории? Если это действенное кино, найдены ли наиболее мощные действия? Если психологическое – найдены ли сюжетные ходы для развития?
31) Если используются флэшбеки, экспозиционные монологи и бэкстори - необходимы ли они? Можно ли вырезать этот материал?
32) Можно ли объяснить сквозное действие героя в нескольких словах? Понятно ли как линия героя взаимодействует с сюжетной линией?
Про конфликт:
33) Кто герой и антигерой? В чем между ними конфликт? Это конфликт взаимоотношений? Или социальный, ситуативный, космический?
34) Как выражается этот конфликт? Использовал ли я для выражения конфликта действенный ряд или диалог?
35) Использованы ли иные «малые» конфликты для наиболее полного выражения основного?
36) Связывает ли конфликт основную линию картины со сквозным действием героя?
Про характеры:
37) Ясны ли стремления главного героя и его противников? Если противников героя несколько, есть ли среди них главный? Знаем ли мы о главной проблеме героя?
38) Кто мои поддерживающие характеры? Как они участвуют в истории? Если используются тематические характеры», наделены ли они иными, кроме «направляющей» функциями?
39)Использован ли характер-катализатор для продвижения истории?
40) Как распределены функции между характерами? Если некоторые из них повторяют эти функции, нельзя ли объединить их? Есть ли еще неиспользованные =функции характеров, которые необходимы истории?
*Вопросы из книги Л. Сегер "Как хороший сценарий сделать великим", не точное копирование, но исчерпывающий список.
Чуть больше заметок в канале.
👋 https://t.me/storiesofstories