В центре Владикавказа Кировский мост приводит с левого берега к Шиитской мечети, которую построили в 1870-х годах персы и апшеронские таты (в общем-то не отличимые от них по языку).
То совсем не мудрено: первая железная дорога в Иран пришла из Джульфы лишь накануне Первой Мировой, а строившиеся с 1870-х линии Закавказья оставались изолированными до 1900 года. Во Владикавказ же первый поезд прибыл из Ростова-на-Дону в 1875 году, на четверть века сделав город сухопутным портом, перевалкой с вагонов на подводы и фаэтоны.
В общем, для персидских купцов это было окно в Европу, и к началу ХХ века их колония во Владикавказе насчитывала 1,5 тыс. человек, а помимо мечети персидскими тут были торговый ряд (1888) на улице Куйбышева...
...школа и консульство, не сохранившиеся до наших дней:
Из которого и назначался мулла, пока в городе не окрепла община "наших" (то есть не иранских) азербайджанцев, которым мечеть передали в 1901 году.
При Советах, лишившись огромного купола, она почти полвека стояла заброшенной, пока в 1963 году в здании не устроили планетарий. Но и его хватило ненадолго - до 1992 года. Дальше началась малоприятная борьба азербайджанских торговцев и осетинских "вoдoчных королей", мечтавших устроить здесь крутой ресторан и в нём, под стопочку своей эксклюзивной (то есть не той, что в магазины поступает) продукции решать вопросики с шишками из правления.
И в русском регионе азербайджанское землячество, конечно, взяло бы верх неизбежно, но на Кавказе другие нравы... Заброшенное здание тем временем обживали наркоманы и бездомные, а добропорядочным гражданам к его айвану было страшно подходить. В 21 веке, с упадком вoдoчной империи, мечетью заинтересовалось местное духовенство, предлагавшее устроить тут музей и культурный центр. Наконец, в 2015-20 году государство рассудило "да не достанься же ты никому!", и возродило не мечеть, а планетарий.
В космос осетины пока не летали, но - помогали летать другим: в химкинском НПО имени Лавочкина 45 лет проработал Руслан Комаев, успевший приложить руку к "Луноходам", "Венерам", "Вегам", "Спектру-РГ" и разгонному блоку "Фрегат". Отличный, но мало кому доступный музей "в Лавочках", о котором я когда-то рассказывал, тоже создавался под его руководством.
Ну а на родине Руслан Владимирович организовал целую Школу Космонавтики, для которой лично сконструировал действующую реплику "Лунохода" (виднеется на кадре №16) и где-то раздобыл аналоги тренажёров, на котором Нил Армстронг учился ходить по Луне, а его коллеги - управлять от "Аполлоном".
Внимание к американской астронавтике тоже не случайно: другой осетин Григорий Токайты, изучавший немецкую авиацию в поверженном Берлине, в 1945 году бежал на Запад от конфликта с Берией и в итоге приложил руку к разработке "Меркуриев" и "Аполлонов". Руслана Комаева не стало в 2021 году, но дело его живёт: например, за пару месяцев до нашей поездки у бывшей мечети поставили спускаемую капсулу от Союза ТМА-15М, на котором 24 ноября 2014 улетели к МКС, а 11 июня 2015 года вернулись Антон Шкаплеров, американец Тэрри Вёртс и итальянка Саманта Кристофоретти.
Между прочим, самая космическая женщина - вне Земли она провела 370 суток и первая из европейских астронавтов выходила в открытый космос в российском скафандре. Причём - в свой второй полёт уже летом 2022 года...
У музея - очаровательный "космический дворик" на фоне укрытого в тучах Казбека, далёкой Джимары (4780м; справа) и провала Военно-Грузинской дороги правее Столовой горы.