Последняя книга Юкио Мисима, которую я читала – «Жизнь на продажу», она откровенно меня разочаровала.
Взяв в руки сборник его малой прозы, не ожидала большого потрясения, но оно произошло.
10 небольших произведений, оставляющих след в душе, невероятный охват тем: от воспевания жизни к мрачному холоду смерти, любовь, потери, горести и радости, просто невозможно остаться равнодушным.
Каждый рассказ так или иначе меня зацепил, но хочу рассказать о двух, которые оставили бóльший след.
Смерть в середине лета.
Не зря, на мой взгляд, сборник получил название данного произведения.
Это история потери, которая глубоко ранит и просто обескураживает своей искренностью.
Здесь безутешные родители пытаются справиться с фактом смерти своих детей, а нам, читателям, предстоит стать свидетелями этого невыносимо трудного пути.
Но кроме событий, вызывающих мороз по коже, страшных мыслей матери и безмолвного смирения отца, Мисима говорит о важном – горе, как незваном госте, которое отнимает у человека жизнь, меняет её, переосмысливает и в конечном итоге возвращает на место, оставляя лишь мрачные сувениры.
Это рассказ о том, как трагедия нежданно приходит, навсегда меняя людей, но автор оставляет надежду. Даже после таких событий можно жить. Став другим человеком, навсегда потеряв важную часть себя, оставить здравый рассудок и на руинах строить нечто новое.
Патриотизм.
Название рассказа говорит само за себя, но содержимое его шокирует даже опытного читателя. Это история о достоинстве и чести на фоне всеобъемлющей любви между мужчиной и женщиной, история, где герои почти безмолвно и непоколебимо принимают страшное для себя решение, ведомые каждый своей священной идеей. Долг офицера и долг жены, красивая история любви, которая вмиг разрывается кровавыми красками, поражая жестокостью и твердой силой духа. Это произведение пугает и восхищает одновременно, вызывая самые противоречивые эмоции.
Таким же хочется назвать и весь сборник – противоречивый. Красота и ужас, смерть и новая жизнь. Но везде автор неизменен себе в одном – искренностью каждого поступка своих персонажей. Говоря о страшных желаниях чужой смерти и возвышенной, практически божественной, любви, Мисима делает это так искренне, с таким надрывом, что каждая история откликается в сердце читателя. Казалось бы, как чужд русскому человеку японский менталитет, но автор в очередной раз доказывает – люди одинаково чувствуют. Одинаково страдают, одинаково любят, одинаково переживают горе, и в мыслях несчастной японской женщины или в страстях японского монаха мы видим себя и своих близких, понимая, что в любой точке земного шара человек остается человеком. Понятным и знакомым.
С удовольствием продолжу знакомство с автором в других сборниках.
Что нравится вам у Мисима?