Найти тему

Магия слова. Григорий Гачкевич

Магия слова. Детский поэт Григорий Гачкевич в гостях у журнала "Время читать" (г.Санкт-Петербург)

Магия слова. Детский поэт Григорий Гачкевич в гостях у журнала "Время читать" (г.Санкт-Петербург) 1.
Магия слова. Детский поэт Григорий Гачкевич в гостях у журнала "Время читать" (г.Санкт-Петербург) 1.-2
Магия слова. Детский поэт Григорий Гачкевич в гостях у журнала "Время читать" (г.Санкт-Петербург) 1.-3
Магия слова. Детский поэт Григорий Гачкевич в гостях у журнала "Время читать" (г.Санкт-Петербург) 1.-4

1. Григорий Миронович, расскажите, пожалуйста, как вы, человек серьезной профессии, связанной с точными цифрами, пришли в писательство? И не просто в беллетристику, а в серьезную и ответственную сферу детской литературы?

Поэзия окружала меня с детства. В нашем доме на книжных полках, сколько себя помню, стояли сборники классической русской и советской поэзии, которые я с удовольствием всегда читал. Помимо книг Чуковского, Маршака, Заходера, Берестова и других любимых мной советских детских поэтов. Кроме того, стихи писал и мой папа. Он часто читал их для нас, членов семьи, а также для своих друзей, приходивших к нам в гости. Так что первое свое стихотворение я написал, по-моему, еще в возрасте пяти лет. Затем периодически писал шутливые поздравительные «оды» для своих друзей и одноклассников, писал юношескую лирику, но нигде не публиковался. А когда у нас с женой родилась дочь, то придумывал для дочери короткие рифмованные истории обо всем на свете, из которых, к сожалению, ничего не сохранилось. Но поэзия не покидала меня, и в итоге в начале 2021 года я стал писать и публиковать в соцсетях свои стихотворения для детей.

Что касается «точных цифр», то они мне в моем творчестве не мешают, скорее, наоборот. По моему убеждению, в поэзии для детей должно быть всё точно. Для многих юных читателей мои стихотворения вполне могут оказаться первым знакомством с поэзией, поэтому неточность в рифмах или в образах, могут отбить у них охоту в дальнейшем читать стихотворения также и других авторов. Дети особенно остро чувствуют фальшь или неточность. Но, несмотря на то, что я – человек серьезный, для детей я люблю писать легко и весело! Ведь детство, наверное, для каждого человека – это лучшая пора в жизни!

2. Вы помните свое первое произведение для детей? Кто первым его прочитал и оценил?

Своим первым стихотворением для детей я считаю произведение под названием «Панды и киты». А первыми его прочитали и оценили моя жена и дочь. Они по-прежнему остаются главными читателями моих стихотворений для детей и очень помогают мне в моем творчестве.

ПАНДЫ И КИТЫ

Если панды бы летали,

Я за них бы уцепился -

Будто на воздушном шаре,

В синем небе очутился.

И смотрел бы с высоты я,

Как в огромном океане

На волнах киты крутые

Дружно машут плавниками!

3. Принято считать, что у каждого человека есть своя миссия, в том числе у писателя. Как вы считаете, в чем состоит ваша миссия?

Я регулярно (и довольно часто) провожу творческие встречи с детьми в возрасте 6-9 лет в кишиневских детских садах, лицеях, учебных центрах. И пытаюсь в простой, легкой (не назидательной) форме донести мысль о том, что книги читать – не только полезно, но интересно и приятно. В начале каждой встречи я всегда задаю один и тот же вопрос: «Кто из вас не любит читать?» Обычно руки поднимают не менее трети (а то и половина) присутствующих. Когда я начинаю спрашивать каждого из них, а почему ты не любишь читать, то обычно следуют такие ответы: «мне скучно», «это долго», «мне не нравится, что папа (или мама) заставляют меня это делать». Я принимаю их ответы, и мы начинаем играть. Мы пытаемся «оживить», например, солнце за окном или цветок в горшке на подоконнике в классе. Я прошу детей придумывать самые яркие и нестандартные образы для наших «героев», а затем мы вместе пытаемся на ходу сочинить какую-то рифмованную историю с этими «персонажами» с помощью придуманных ранее образов. Постепенно магия слова начинает работать, и даже самые «непримиримые борцы с чтением» принимают участие в нашей игре. Часто бывает так, что в конце встречи кто-нибудь из таких «непримиримых» подходит ко мне и протягивает листок бумаги со словами: «Я во время встречи написал стих про свою собаку (или кошку, попугайчика, футбол и т.д.). Возьмите, пожалуйста. Только никому не говорите. Я стесняюсь».

Тогда я понимаю, что, наверное, моя писательская миссия состоит именно в этом: по мере своих сил пробудить в детях хотя бы крохотное желание начать творить, начать видеть в окружающем мире гармонию и красоту. И я очень радуюсь, когда после моих встреч мне приходят сообщения от родителей детей со словами, что «наш сын после встречи с Вами пришел домой и впервые в жизни сам взял в руки книгу» или «после встречи с Вами наша дочь, придя домой, закрылась у себя в комнате и что-то там сочиняет». Вот это и есть мое писательское счастье!

4. Как известно, писатель не только пишет книги, но и активно взаимодействует с читателями. У вас за плечами не один десяток встреч с детьми в школах и других учебных заведениях. Можете сказать: есть интерес у подрастающего поколения к литературе и чтению?

Частично я уже начал отвечать на этот вопрос. Сейчас хочу его конкретизировать: интерес к чтению есть. И есть он у всех (абсолютно!) детей в возрасте до 9-10 лет. Но не все дети, к сожалению, об этом знают. И если им в этом возрасте не объяснить, почему чтение – это важно и интересно, то потом сделать это будет практически невозможно. Дело в том, что в те времена, когда я был в возрасте своих нынешних юных читателей, конкурентов как таковых у книги особо не было. Не было смартфонов, планшетов и интернета, не было видеоигр и круглосуточного телевидения обо всем на свете. Сейчас книгам приходится сражаться за своего потребителя, и здесь работают такие же законы рынка, как и для любых других товаров (ну вот, наконец-то во мне заговорил экономист!)). Вот почему детский писатель уже не может просто написать свою книгу и ждать, когда ее раскупят. К потенциальному читателю нужно идти. Идти и разговаривать. Разговаривать и убеждать. Но без назидательности, потому что никто не любит дидактику и морализм. И я убежден, что в итоге книге по силам выдержать такую «конкурентную» борьбу и стать неотъемлемой частью досуга нового поколения.

5. Бывают ли в вашей работе тяжелые периоды? Что самое сложное и любимое в вашей работе? Справляетесь ли вы с ними?

Разумеется, сложные периоды в моей писательской работе бывают. Но они же являются не только сложными, но и самыми любимыми. Практически ни одно стихотворение не получается готовым с первой попытки. Английский поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж в свое время сказал: «Поэзия – это наилучшие слова в наилучшем порядке». Для меня именно процесс шлифования собственного стихотворения, каждой его строки и является одновременно самым сложным и самым любимым в моем творчестве. А насчет того, справляюсь ли я в итоге с такими непростыми моментами – это судить моим читателям.

После своих творческих встреч с детьми каждому из присутствовавших я пишу в качестве автографа на память всего два слова: «Любите книги!». Я убежден, что чтение достойной литературы и, в частности, поэзии поможет детям сформировать в себе подлинные духовные ценности и в любые времена оставаться настоящим людьми.