Найти тему
Ваш дошкольник

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Дифференциация звуков [з] и [ж] в слогах, словах»

Оглавление

Средний дошкольный возраст

Программные задачи:

  • продолжать формировать у детей умение различать звуки [з], [ж];
  • совершенствовать умение правильно произносить звуки [з], [ж] изолированно, в слогах, словах словосочетаниях;
  • закрепить умение дифференцировать в речи слова со звуками [з], [ж];
  • развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, мелкую моторику, внимание;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Материалы и оборудование: игрушка зайчонок, предметные картинки жук и комар, силуэты жука и комара по 4шт. каждого, предметные картинки, в названии которых есть звуки [з], [ж], 2 индивидуальных зеркала, мяч.

Ход занятия

Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, Миша и Виолетта! Я рада вас видеть на занятии. Сегодня у нас в гостях зайчонок, который живёт у доктора Айболита. Зайчонка зовут Знайка и он знает много интересных рассказов, которыми готов сегодня поделится с вами. И вот один из них:

Жили — были два друга: (показ картинок) комарик и жук. Комарик любил звенеть, а жук жужжать.

Посмотрите на картинку и скажите, какой у комарика был зонт?

Дети. зелёный зонт.

У.-д. А у жука, какой был жилет?

Дети. Жёлтый жилет.

У.-д. но иногда друзья спорили, чья песенка звонче и лучше.

Дидактическая игра «Покажи, кто поёт»

У.-д. Я буду произносить различные согласные звуки, а вы когда услышите звук [з], поднимете картинку с изображением комара, и соответственно, если звук [ж] — жука. Приготовились, начнём, будьте внимательны!

Звуки: [p], [з], [л], [ж],[ж],[б],[н],[г],[з],[в],[з],[з],[х],[п],[ж],[з],[ж]

У.-д. А сейчас то же действие со слогами, приготовились:

Ла-го-зы-ра-жу-пы-зу-ми-ли-жи-лы-зу

У.-д. Молодцы! А сейчас разложите силуэты комара либо жука на картинки, в названии которых есть их любимые звуки.

Дидактическая игра «Найди нужный предмет»

Варианты предметных картинок: зонтик, лыжи, коза, телевизор, жираф, пижама, замок, жёлудь, журнал, заяц.

У.-д. Миша, а как звенит комар?

Миша. комар звенит «з-з-з-з».

У.-д. Виолетта, а как жужжит жук?

Виолетта. Жук жужжит «ж-ж-ж».

У.-д. Ребята, а чем похожи звуки [ж] и [з]?

Дети. Это согласные звуки.

У.-д. Правильно. А сейчас положите одну ладошку на своё горлышко. И произнесите сначала звук [ж], а затем звук [з]. Почувствовали, как оно дрожит? Это обозначает, что эти звуки звонкие.

У.-д. Ребята, возьмите в руки зеркала, и мы посмотрим, чем же отличаются звуки.

При произнесении звука [з] — губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт холодная воздушная струя.

При произнесении звука [ж] — губы вытянуты вперёд, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идёт тёплая воздушная струя.

У.-д. наши герои поспорили, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Поможем друзьям собрать слова, добавляя слоги.

Дидактическая игра с мячом «Собери слова»

Например, Ко… (за), ро…(за), лу…(жа), но…(жи), арбу…(зы), е…(жи)…

У.-д. Ребята, зайчик предлагает пропеть слоговые песенки комара и жука, чтобы они не спорили.

Дидактическая игра «Слоговые песенки»

Ша — за — ша за — ша — за

Шу — зу — зу зу — зу — шу

Шо — шо — шо зо — зо — зо

У.-д. Хорошо ребята, а ещё у нас есть весёлые чистоговорки, вот они

Дидактическая игра «Повтори чистоговорку»

За — за — за — на лугу коза;

Жа — жа — жа — есть иголки у ежа;

Зу — зу — зу — не боимся мы козу;

Жу — жу — жу — молока дадим ежу;

Зы — зы — зы — есть козлята у козы;

Жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.

У.-д. Спасибо, ребята. Вы молодцы. Скажите зайчонку ещё раз, какие звуки вы сегодня учились различать?

Дети. Звуки [з] и [ж].

У.-д. Правильно, давайте похлопаем в ладоши друг другу.