Средний дошкольный возраст
Программные задачи:
- продолжать формировать у детей умение различать звуки [з], [ж];
- совершенствовать умение правильно произносить звуки [з], [ж] изолированно, в слогах, словах словосочетаниях;
- закрепить умение дифференцировать в речи слова со звуками [з], [ж];
- развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, мелкую моторику, внимание;
- воспитывать культуру речевого общения.
Материалы и оборудование: игрушка зайчонок, предметные картинки жук и комар, силуэты жука и комара по 4шт. каждого, предметные картинки, в названии которых есть звуки [з], [ж], 2 индивидуальных зеркала, мяч.
Ход занятия
Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, Миша и Виолетта! Я рада вас видеть на занятии. Сегодня у нас в гостях зайчонок, который живёт у доктора Айболита. Зайчонка зовут Знайка и он знает много интересных рассказов, которыми готов сегодня поделится с вами. И вот один из них:
Жили — были два друга: (показ картинок) комарик и жук. Комарик любил звенеть, а жук жужжать.
Посмотрите на картинку и скажите, какой у комарика был зонт?
Дети. зелёный зонт.
У.-д. А у жука, какой был жилет?
Дети. Жёлтый жилет.
У.-д. но иногда друзья спорили, чья песенка звонче и лучше.
Дидактическая игра «Покажи, кто поёт»
У.-д. Я буду произносить различные согласные звуки, а вы когда услышите звук [з], поднимете картинку с изображением комара, и соответственно, если звук [ж] — жука. Приготовились, начнём, будьте внимательны!
Звуки: [p], [з], [л], [ж],[ж],[б],[н],[г],[з],[в],[з],[з],[х],[п],[ж],[з],[ж]
У.-д. А сейчас то же действие со слогами, приготовились:
Ла-го-зы-ра-жу-пы-зу-ми-ли-жи-лы-зу
У.-д. Молодцы! А сейчас разложите силуэты комара либо жука на картинки, в названии которых есть их любимые звуки.
Дидактическая игра «Найди нужный предмет»
Варианты предметных картинок: зонтик, лыжи, коза, телевизор, жираф, пижама, замок, жёлудь, журнал, заяц.
У.-д. Миша, а как звенит комар?
Миша. комар звенит «з-з-з-з».
У.-д. Виолетта, а как жужжит жук?
Виолетта. Жук жужжит «ж-ж-ж».
У.-д. Ребята, а чем похожи звуки [ж] и [з]?
Дети. Это согласные звуки.
У.-д. Правильно. А сейчас положите одну ладошку на своё горлышко. И произнесите сначала звук [ж], а затем звук [з]. Почувствовали, как оно дрожит? Это обозначает, что эти звуки звонкие.
У.-д. Ребята, возьмите в руки зеркала, и мы посмотрим, чем же отличаются звуки.
При произнесении звука [з] — губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине языка идёт холодная воздушная струя.
При произнесении звука [ж] — губы вытянуты вперёд, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идёт тёплая воздушная струя.
У.-д. наши герои поспорили, чья песенка лучше, да так увлеклись, что слова, которые они говорили, рассыпались. Поможем друзьям собрать слова, добавляя слоги.
Дидактическая игра с мячом «Собери слова»
Например, Ко… (за), ро…(за), лу…(жа), но…(жи), арбу…(зы), е…(жи)…
У.-д. Ребята, зайчик предлагает пропеть слоговые песенки комара и жука, чтобы они не спорили.
Дидактическая игра «Слоговые песенки»
Ша — за — ша за — ша — за
Шу — зу — зу зу — зу — шу
Шо — шо — шо зо — зо — зо
У.-д. Хорошо ребята, а ещё у нас есть весёлые чистоговорки, вот они
Дидактическая игра «Повтори чистоговорку»
За — за — за — на лугу коза;
Жа — жа — жа — есть иголки у ежа;
Зу — зу — зу — не боимся мы козу;
Жу — жу — жу — молока дадим ежу;
Зы — зы — зы — есть козлята у козы;
Жи — жи — жи — под кустом сидят ежи.
У.-д. Спасибо, ребята. Вы молодцы. Скажите зайчонку ещё раз, какие звуки вы сегодня учились различать?
Дети. Звуки [з] и [ж].
У.-д. Правильно, давайте похлопаем в ладоши друг другу.