Когда родители воспитывают маленького ребенка, они опекают его и задают систему координат. Объясняют, как всё устроено в этом мире, помогают и поддерживают. Однако когда ребенок входит в подростковую стадию, многие родители продолжают делать всё перечисленное.
Они опекают его, решают за него вопросы, которые ребенок уже в состоянии решить самостоятельно. Продолжают задавать ему координаты этого мира, рассказывая, как всё устроено. Это не позволяет ребенку вовремя сформировать собственные взгляды и представления. Если он их все-таки озвучивает, его критикуют и говорят ему, что это неправильно и надо по-другому.
Помощь и поддержка превращаются в формирование безответственности. Подростка “затыкают”, на него давят, за него делают то, что он должен делать сам, предъявляют жёсткие требования. При этом ему часто не дают соприкоснуться с последствиями собственных действий. Если подросток где-то ошибся или что-то натворил, родители стараются решить вопрос сами, не вовлекая его.
В результате