В японском дзэн-буддизме существует две главные школы дзэн: Сото и Риндзай. Я учился в школе Сото, учился недолго, но то, что я там постиг, продолжает удерживать меня на пути уже тридцать три года, открывая всё новые и новые горизонты (имеется ввиду, новые измерения ума). Нужно заметить, что такому необычному постоянству помогает и вторая школа – Риндзай, упор в которой делается на решение коанов – неразрешимых загадок для ума. Коаны это по-русски неразрешимые загадки.
Если школа Сото учит просто сидеть и наблюдать свой ум в спокойствии – «безмятежное отражение», как это ещё называется, или «безмятежное наблюдение ума» - это полное расслабление и непривязанность к чему бы то ни было (даже если к тебе во время медитации пришла богородица и погладила по головке, ты не должен обращать на это внимание), то школа Риндзай учит полному сосредоточению усилий на решении коана. Путь Сото это наблюдение и непривязанность к тому, что возникает перед глазами или в каком-нибудь из наших шести чувств, включая ум, Путь Риндзай учит предельной внимательности к мелочам, которые запросто могут стать ключом к решению коана. Надо отметить, что постепенному втягиванию в школу Риндзай мне помогли именно наблюдения за работой ума.
Безмятежное отражение это ясное осознание в спокойствии безмыслия. В медитации перед медитирующим разворачивается ум как будто он лежит на столе распластанный, либо в виде безбрежного пространства в виде шара, но при этом ты не разделяешь себя и ум. В медитациях перед внутренним взором появляются мысли и возникают ситуации из прошлого, но с ними ничего не надо делать, а только наблюдать. Как сказал один великий Мастер Дзэн: «Недеяние означает, что нет абсолютно ничего, что следует делать или познавать».
Постепенно просто наблюдение ума привело к тому, что внутри стали формироваться вопросы «Почему?» и «Кто это делает?» - это вопросы, которым учат в школе Риндзай. Если задавать себе эти вопросы и продолжать медитировать, так сказать, в стиле школы Сото, то приходят ответы, которые учат состоянию целостности.
Дело в том, что наш мир это разделённый мир – все вещи и явления в нём существуют раздельно друг от друга. Растения, животные, насекомые, травы, камни, воды, болезни внутри человека, ситуации снаружи, детские травмы, люди, мужчины, женщины – всё существует раздельно. Вопрос «Почему?» даёт объяснение этой разделённости, вопрос «Кто?» даёт ответ, что разделяет мир на части, малые и большие. Прежде всего, это делаешь ты сам, и делаешь для того, чтобы выжить в этом разделённом мире.
«О друзья и ученики! Если вы не будете связывать себя с десятью тысячами вещей своими умами, вы обнаружите, что искра жизни лучится из всех вещей вокруг», - сказал тот же Мастер. Наш ум, отождествляясь со всеми вещами вокруг, давая им определения и названия, присваивая им смыслы, привязывает нас к ним, заглушая так в них жизнь. Именно поэтому с годами, после сорока лет жизнь становится пресной и кажется лишённой чувств. Оно так и есть, ум глушит её.
Наблюдая за собой и за умом во время медитаций, я увидел, что ум, загружая в себя с годами всё больше знаний и проходя через множество травмирующих ситуаций, разрушает себя, омертвляя, как вода, проникая в стену зимой и замерзая, постепенно разрушает дом. Как это мы делаем с собой? С помощью сравнений «плохо» и «хорошо», «лучше» и «хуже». Мы делим мир на плохой и хороший, хорошее оставляем себе, а плохое выкидываем – так мы делим мир на две половинки. Живём мы, конечно же в хорошей половинке. Но почему же так больно жить, если мы, хорошие и правильные, следуем заветом родителей, законам государства и заповедям церкви? А потому что никто нас не учит тому, что плохое и зло насквозь пронизывает хорошее и добро, а зло, в свою очередь, насквозь пронизано добром. Добро и зло неотрывны друг от друга, они – единое целое – это называется дуальностью/двойственностью.
После того, как я закончил учёбу в школе Сото, мне пришлось съездить в Швейцарию по делам и там я, к счастью своему, прочитал следующие строки в одной книге: «Когда вы соедините внешнее и внутреннее, левое и правое, верх и низ, вы соединитесь с Богом», - слова приписывались Иисусу Христу. Внешнее и внутреннее, левое и правое, верх и них – три дуальные пары – система координат трехмерного мира – в нулевой точке, из которой выходят три оси, находится состояние Бога – здесь переживается состояние «Форма это пустота, а пустота это ничто иное как форма». В общем, это прочитанное в случайной книге послание стало моим Путём. Это три мегакоана, которые надо решить человеку, чтобы соединиться с Богом. И так получилось, что ровно за двенадцать лет до этих событий я купил книжку Татьяны Григорьевой «Японская художественная традиция» - это лучший учебник про двойственность и дзэн, думаю это так остаётся и до сих пор. Проштудировал её я очень основательно, как бы готовясь встать на Путь к Богу.
Дзэн это практический Путь к Богу: Школа Сото позволяет увидеть пространство, в котором ты живёшь – ум, а коаны школы Риндзай помогает увидеть и, переживая, соединять разрывы в пространстве ума. Все коаны в мире помещаются на линиях разрыва вышеприведённых трёх дуальных пар. Более того, все тупиковые жизненные ситуации, все психологические и физические травмы, неизлечимые болезни, травмы рождающие пять типов характеров,, все законы вселенной помещаются на линиях разрыва трех дуальных пар: внешнего и внутреннего, левого и правого, верха и низа. К слову сказать, уже через год безмятежное наблюдение ума привело к тому, что я увидел и пережил, что Внешнее Равно Внутреннему. Оказывается, снаружи мы видим то, что находится у нас внутри - наши мысли реализованные в материи, то есть мы можем управлять своей жизнью, меняя свои мысли. По этой теме я написал первую свою книгу «Путь К Свободе. Как изменить свою жизнь», и она мгновенно стала бестселлером, что и понятно, ведь это было в середине девяностых, люди искали для себя опору, на что можно положиться, чтобы выжить. Сейчас эта книга продаётся под названием «Путь К Свободе, Эффективные техники по обретению внутренней силы».
Снаружи наше тело тройственное, включая руки и ноги, внутри - двойственное (все внутренние органы – парные). Тайны мира скрываются внутри дуальных пар, а наши болезни помогают соединять их, когда мы занимаемся их исцелением. Другими словами двойственность и дуальные пары помогают познавать мир, исцелять себя и соединиться с Богом. Но в начале 18-го века Романовы двойственное число убрали из грамматики, а с ним из нашего менталитета ушла и двойственность. Почему убрали? Чтобы было легче управлять нами.
Сидя в медитациях каждый день, мы успокаиваем ум, это как выставить банку с мутной водой на солнце. День за днём взвесь оседает, вода становится всё прозрачней. Шаг за шагом на поверхность сознания поднимаются воспоминания и травмы, которые нужно осознавать и проходить. Когда мы проходим очередной урок, то есть решаем ещё один коан, ум всё больше проясняется. Внутри начинает созревать разум. Частички Разума проявляются, когда вы соединяете очередные две противоположности. Посмотрите мои фильмы по Теории Игр на ютубе. Бог это Разум.
Раз я встал на Путь Христа мне пришлось распутывать предложенный Православием путь: все дошедшие до нас мифы и истории из жизни Христа это коаны – без знания двойственности их не решить. Ведь оно появилось ориентировочно в середине 17-го века, сменив прежнюю религию. А какой она была, как называлась? В книге Миротворный круг, что находится в Библиотеке имени Ленина, есть её полное название: «Российская Церковь Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы и Присно Девы Марии, Честного и Славного Её Успения», середина 16-го века. То есть, если говорить кратко: Церковь Пресвятой Девы Марии. Вот в этой Церкви двойственность присутствовала в нашем менталитете и Путь Христа ясно читался здесь, опять же, решая коаны, вплетённые в описание её догм и жизни Иисуса Христа.
Коаны принято решать, как известно, глубоко погружаясь в их переживание. Хочу предупредить вас, уважаемый читатель, чего нельзя делать при решении коанов – я это пережил на собственном опыта. Нельзя их решать, когда вы едите в машине, в поезде и особенно в самолёте. Когда вы едите на машине, вы рискуете попасть в пробки, когда вы решаете коан в поезде, он остановится и будет стоять, пока не решите этот коан. Со мной это было несколько раз: поезд останавливался, когда я погружался в его решение (ведь цель коана остановить ум, загнав его в тупик, но в тот самый момент, когда приходило решение, тютелька в тютельку, поезд трогался). В самолёте я попробовал решать коан всего один раз: двигатели сразу же сбавили обороты, я испугался и срочно прекратил это безобразие. С тех пор ни-ни, никогда.
Видя огромные преимущества двойственности, как одного из измерений жизни, я стал предпринимать усилия, чтобы вернуть её в наш менталитет. Путь был длинный (его можно проследить по моим книгам). Главными вехами было создание способа пробуждения состояния Двои/Двойственности в генной памяти и составление аудиокурса обучения двойственному числу. Первым я создал аудиопрограмму для пробуждения в генной памяти состояния Двои и двойственности и предложил её людям в виде Альва-марафона – отзывы можно прочитать на сайте www.alva-na.ru, а аудикурс обучения владению двойственным числом в речи сейчас проходит окончательную доработку.
Скоро он появится на этом же сайте. В паре эти две программы призваны вернуть в речь двойственное число, а в менталитет состояние Двои/Двойственности.
А зачем нужно возвращать в язык двойственное число, а в менталитете двойственное видение мира? Двойственность позволяет установить отношения с окружающим миром и с людьми вокруг, ни единственное число, ни множественное таким свойством не обладают. Единственное число (я, один) замыкает человека на себя, множественное число это сборище замкнутых в себе индивидуумов.
Двойственное число объединяет мужа и жену, детей и родителей в одно целое, объединяет народ, и самое главное позволяет человеку избавиться от такой страшной болезни как одиночество.
Дзэн и двойственность в медитациях
8 минут
34 прочтения
2 марта