Найти тему

Искусство говорить, чтобы договариваться, 5 принципов здоровой коммуникации дома с близкими и на работе с коллегами

Виктор прекрасно закончил университет по востребованной специальности. Благодаря красному диплому и протекции родителей молодой человек устроился на престижную работу в хорошей фирме. Но уже через несколько месяцев Виктор со скандалом уволился.

Почему? Юноша разводит руками: не ужился в коллективе, хотя его навыки позволяли ему выполнять должностные обязанности и даже в дальнейшем делать успешную карьеру.

Виктор в своем увольнении винит агрессивно настроенный коллектив и начальство, которое предвзято к нему отнеслось и не поддержало в конфликтах с коллегами.

Например, когда коллеги попросили убирать за собой в комнате отдыха, наш герой обиделся и не разговаривал ни с кем неделю. А когда начальник сделал замечание, что нарушены сроки сдачи проекта, Виктор стал оправдываться и кричать, что невозможно работать, когда коллеги слушают музыку (в кабинете негромко играла фоновая музыка).

В результате началась война: Виктор демонстративно выключал радио, а коллеги его также демонстративно включали его снова. Показатели работы отдела упали, потому что значительная часть рабочего времени уходила на конфликты между сотрудниками. Руководитель попросил Виктора написать заявление об уходе.

Могла бы ситуация развиваться по-другому?

Да, результат мог быть совсем другой, если бы Виктор умел правильно выстраивать коммуникации.

-2

Часто встречается мнение, что умение говорить и умение коммуницировать – это одно и то же.

Коммуникация – это умение договориться, достичь определенных целей посредством общения. То есть коммуникация невозможна без конструктивной позиции, умения правильно донести свои аргументы и вовремя пойти на уступки.

Научившись говорить, человек не учится одновременно и правилам грамотной коммуникации. Этот навык надо приобретать и оттачивать в течении всей жизни.

Принципы грамотного общения

Давайте рассмотрим 5 основных принципов грамотной коммуникации.

  1. Поставьте цель. Она должна быть четкой, достижимой и экологичной. Например, цель «Выяснить отношения» не приведет к спокойному, конструктивному диалогу, а скорее к эмоциональному выяснению отношений. Лучше сформировать цель так: «Договориться о разделении обязанностей, что приведет к гармонии в отношениях».
  2. Постарайтесь говорить на одном языке. И речь здесь не о представителях разных языковых традиций. Даже если формально вы говорите на одном языке, вы можете подразумевать по своими словами разные вещи. Под разумным увеличением зарплаты вы можете понимать надбавку в 30%. А ваш руководитель вполне возможно считает, что +10% к оплате труда отличный рост дохода. Поэтому разумным будет сразу обговаривать желаемый размер увеличения зарплаты.
  3. Говорите от своего лица и о своих целях, чувствах и желаниях. Вы не можете со стопроцентной уверенностью сказать о том, что в голове у другого человека, поэтому стройте аргументацию на своих эмоциях и задачах. Психологи называют это «Я-сообщениями». Например, вместо слов «Ты меня обидел», скажите: «Я чувствую себя обиженной из-за твоих слов».
  4. Слушайте своего собеседника. Вы должны понять, в чем не прав ваш оппонент, но и найти в его аргументах здравый смысл, разобраться в его желаниях. Задавайте уточняющие вопросы, поддерживайте собеседника в выражении мыслей, чувств. Не принимайте на свой счет все, что слышите: очень часто во время эмоциональных переживаний люди говорят совсем не то, что думают.
  5. Заканчивайте разговор правильно. Постарайтесь сделать это на позитивной ноте и обязательно подведите итоги. Даже если вы не пришли к консенсусу, постарайтесь найти что-то позитивное, чтобы в дальнейшем вернутся к обсуждению на более доброжелательной ноте. Например: «Я рада, что ты рассказал мне о своих претензиях. Давай все обдумаем и обсудим еще раз завтра».
-3

Соблюдая эти правила вы сможете грамотно и разумно выстраивать отношения с людьми в семье, с друзьями, в коллективе. Ведь огромное количество проблем и конфликтов можно решить благодаря грамотной коммуникации.

Попробуйте начать с внедрения этих правил, а в дальнейшем совершенствовать свои навыки общения вы сможете самостоятельно (благодаря книгам, обучающим видео и так далее) или с помощью опытных наставников.

Делитесь в комментариях своими историями о том, к чему приводила неправильно выстроенная коммуникация между людьми!