Найти тему
Алексей Харин

ПРЕКРАСНАЯ ВСТРЕЧА С ИСТОРИЕЙ ВИЗАНТИИ

Сегодня речь пойдёт о книге Георгия Александровича Острогорского (1902–1979) «История Византийского государства». Это одно из фундаментальных и классических произведений по истории Византии. Если брать русскую эмиграцию, то с ним можно сравнить «Историю Византийской империи» Александра Александровича Васильева (хотя начал он свой труд ещё в России накануне революции). О книге последнего речь ещё пойдёт.

Г.А. Острогорский, как и А.А. Васильев, оказался в эмиграции, но раньше – в 1919 году. Какое-то время их семья жила в Финляндии. Потом в Германии, где Г.А. Острогорский учился в Гейдельберге и слушал лекции К. Ясперса, Х. Риккерта, А. Вебера…

В Германии Г.А. Острогорский занялся историей Византийской империи. После прихода к власти нацистов в Германии, Г.А. Острогорский перебирается в Югославию, где и провёл оставшуюся жизнь. Работы Г.А. Острогорского по истории Византии получают мировое признание уже в 1950-1960-х гг.

Одним из его главных трудов и стала книга «История Византийского государства».

-2

Первый раз книга вышла в свет на немецком языке в 1940 г. Затем книга переиздавалась на немецком языке в 1952 и 1963 гг. Кроме того, сокращённое издание книги выходило на немецком языке несколько раз с 1965 по 2006 гг. И книга издавалась на сербском, английском, французском, словенском, турецком, итальянском, болгарском, польском, венгерском, новогреческом и украинских языках.

В России она, увы, появилась только в 2011 году с большим опозданием.

Главная тема труда Г.А Острогорского – изучение именно византийской государственности. Чем труд и отличается от таких фундаментальных классических трудов, как 5-томник Ф.И, Успенского или 2-томник А.А. Васильева (не беру здесь увы, неоконченный труд Ю.А. Кулаковского, где события описаны с 395 по 717 годы).

Если Ф.И. Успенский затрагивает в своём труде основные темы политической и социально-экономической истории, то А.А. Васильев, преимущественно, внешнеполитические вопросы.

С сайта:  https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2021/06/1-isv.jpg
С сайта: https://ekskluziv-smi.ru/wp-content/uploads/2021/06/1-isv.jpg

Книга Г.А. Острогорского получила сразу же высокую оценку у рецензентов и стала классической, по подаче материала. Книга снабжена богатой библиографией, картами и генеалогическими таблицами… Добавим, что книга задумывалась автором и как справочное пособие, охватывающее по возможности весь научно-библиографический материал по отдельным вопросам византийской истории…

-4

Понятно, что к нашему времени труд Г.А. Острогорского, как и труды Ф.И. Успенского и А.А. Васильева, отчасти устарел. Вопросы, обсуждаемые автором, нашли своё решение. Появились новые источники. Но, как замечают издатели данного тома, «основные идеи великого византиниста выдержали испытание временем и не нуждаются в корректировке».

Книга снабжена не только картами, генеалогическими таблицами и списками правителей, но издатели опубликовали библиографическое приложение (ограничившись публикациями на русском и английском языках), в которое включили книги по истории Византии и сопредельных стран, вышедшие в свет после 1963 года (примерно 100 страниц). Около 100 страниц – предметно именной указатель, что говорит о замечательной проделанной работе.

-5

Сама книга – примерно 680 страниц. Радует и оформление книги и крупный шрифт.

Но самое главное, конечно же – содержание. Увы, книга пока не прочитана а только «пролистана». Но и так уже виден прекрасный язык, богатый фактический материал. Многочисленные подстрочные примечания. Перед основными параграфами списки рекомендуемой литературы.

В самом начале изложения дан обстоятельный (как и у А.А. Васильева) анализ историографии темы. Интересно отметить характеристику Э. Гиббона, данную и А.А. Васильевым и А.Г. Острогорским (в связи с тем, что уже приходилось писать об этом английском учёном). Оба автора, критически относясь к труду Э. Гиббона, всё-таки считают полезным чтение его книги. Труд упоминавшегося А.А. Васильева Г.А. Острогорский назвал надёжным руководством по изучению византийской истории.

-6

Г.А. Острогорский выделяет три составных элемента византийской империи: римская государственность, греческая культура и христианская вера. По его мнению, без любого из этих элементов сущность Византии немыслима.

И в целом история Византии, для автора – продолжение римской истории. Римские государственные традиции до конца господствовали в политическом мышлении и воле. Империя. По автору, держалась благодаря римской государственной идее, а её положение в окружающем мире определялось римской универсалистской идеей.

Полемизируя со взглядами Э. Гиббона и других авторов, Г.А. Острогорский констатирует, что империя находилась в состоянии развития, она постоянно менялась и к окончанию своего существования это уже была, по сути, другая империя, связанная с Древним Римом только названием и традициями. «Всё находилось в движении, в постоянной перестройке и созидании». В Средние века фактически возникает новое государство, с новой системой управления…

Понятно, что сейчас встречаются и такие взгляды, но напомним, что благодаря блестящему труду Э. Гиббона, долгое время существовало и иное мнение…

Повествование автор начинает с 324 года (напомню, что есть и иные мнения, например, с 395 года, когда произошёл раздел Римской империи на Западную и Восточную). И доводит до 1453 года.

Говоря о падении Византии, автор отмечает и её значение: В эпоху Ренессанса, когда человечество с наибольшей силой охватило вожделение к античной культуре, западный мир нашел в Византии источник, из которого текли культурные сокровища античности. Византия сохранила античное наследие и тем самым исполнила всемирно-историческую миссию. Она сохранила от гибели римское право, греческую поэзию, философию и науку, чтобы затем передать это великое наследство дозревшему до его принятия европейскому человечеству».

Вот немного о книге, которая пришла на днях. Остаётся надеяться, что скоро удастся её прочесть. И может кто-то и из читающих заметку прочтёт эту книгу и поразмышляет над историей Византии: сложной, неоднозначной, трагической, но интересной, поучающей и вдохновляющей.