Найти тему
Minsknews.by

Венчание Пушкина, раскол писателей СССР и «Эскадрон гусар летучих». Этот день в истории: 2 марта

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 2 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1831 год. Венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой

-2

Обряд был совершен 18 февраля (по старому стилю) в храме «Большое Вознесенье» у Никитских ворот в Москве.

Впервые поэт встретился с будущей супругой в декабре 1828 г. на одном из балов, которые именовали ярмаркой невест. Натали слыла первой красавицей Москвы. Пушкин влюбился, стал посещать семью Гончаровых, а в марте 1829-го сделал предложение и… получил отказ. Выждав год, Александр Сергеевич повторил попытку. На сей раз предложение было принято.

Нельзя сказать, чтобы Пушкин в глазах света был завидным женихом: мелкий чиновник министерства иностранных дел, любитель пирушек, женщин и карточной игры, вечно в долгах, без постоянного стабильного дохода, живущий преимущественно на литературный гонорар, что, конечно, ненадежно… Однако семейство Гончаровых было разорено и тоже еле-еле сводило концы с концами, потому и предложение Пушкина было в конце концов принято. Будь Гончаровы побогаче, вряд ли бы поэт получил согласие на брак. О финансовом положении Александра Сергеевича красноречиво говорит тот факт, что он оставил после себя долгов и неуплаченных платежей в 200 тыс. рублей — сумма по тем временам колоссальная (все долги Пушкина оплатил царь Николай I).

Венчание Пушкина и Гончаровой сопровождалось «дурными знаками». Жених нечаянно задел аналой, с которого упали крест и Евангелие. При обмене кольцами одно из них тоже упало, и вдобавок погасла свеча. Можно только догадываться, какие недобрые предчувствия одолевали в связи с этим поэта, придававшего большое значение всяческого рода приметам и «знакам судьбы».

И все-таки на какое-то время вся его жизнь озарилась счастьем. «Я женат — я счастлив. Одно желание мое, — чтобы ничего в жизни моей не изменилось», — писал он Натали после венчания. Но с женитьбой на Натали в жизни поэта изменится многое. Судьба приведет Пушкина к Черной речке и роковому выстрелу Дантеса.

1956 год. Массовые митинги и демонстрации в Тбилиси

-3

«Долой Хрущева! Долой Булганина!» — под такими лозунгами прокатились народные волнения в Грузии, при подавлении которых пострадали около 150 человек, из которых не менее 15 погибли.

Митинги и демонстрации начались 2 марта в Тбилиси и продолжались до 9 марта. Они были приурочены к третьей годовщине смерти Сталина. А недовольство грузинского населения вызвали слухи о развенчании «отца народов» в «секретном» докладе Хрущева на XX съезде партии. Участниками протестов стала в основном молодежь, считавшая, что заслуги Сталина перед страной несправедливо занижаются. Впрочем, немало было и тех, кто лишь требовал не приплетать ко всем злодеяниям Сталина его грузинское происхождение, и выступал за то, чтобы развязанная Хрущевым антисталинская кампания не перерастала в антигрузинскую.

Акции протеста были жестоко подавлены властями. Были задержаны 375 человек, в том числе 34 члена КПСС и 165 комсомольцев, из которых 39 осуждены. Но об этом газеты тогда не писали.

1981 год. Премьера двухсерийного художественного фильма «Эскадрон гусар летучих»

-4

Фильм снял Станислав Ростоцкий, предыдущие работы которого «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие», «Белый Бим Черное ухо», уже были вписаны золотыми буквами в историю советского кинематографа. Однако в титрах «Эскадрона…» его имени нет, режиссер скрылся под псевдонимом Степан Степанов. Станислав Иосифович весьма щепетильно относился к вопросам использования родственных связей. И не хотел, чтобы совпадающие фамилии режиссера и исполнителя главной роли кого-то «смущали».

Между тем выбор Андрея Ростоцкого на главную роль —– отважного гусара и поэта, организатора партизанского движения в 1812 г. Дениса Давыдова — был стопроцентным попаданием. С первых кадров очевидно, что другого Давыдова и быть не может.

В то время Андрей Станиславович проходил срочную армейскую службу, но не где-нибудь, а в кавалерийском полку, приписанном к Госкино. Так что в седле держался уверенно и саблей махал умело. Снимался, можно сказать, не отходя от службы. Получалась двойная нагрузка, хотя армейское начальство, конечно, входило в положение.

«За эту роль я не получил ни копейки, — вспоминал потом Ростоцкий. — Я ведь снимался по приказу как рядовой Советской Армии. Может быть, поэтому, в виде компенсации за материальный ущерб, картина принесла мне популярность…».

Слава и правда была сумасшедшей: посмотрев фильм, французский режиссер Кристиан Жак — постановщик легендарного «Фанфана-тюльпана» — назвал Ростоцкого советским Жераром Филипом, а в Польше его сравнивали с собственным секс-символом Даниэлем Ольбрыхским. В экранного героя влюблялись все женщины Советского Союза. В их числе и партнерши по съемочной площадке. Например, молодая актриса Марина Яковлева, которая снялась в «Эскадроне…» в эпизодической роли, по сути, самой себя — провинциальной барышни, танцующей вальс на балу с Давыдовым.

«Он был очень хорош собой. В гусарском костюме, который ему шел, танцевал легко и изящно. И мне было хорошо и легко с ним в вихре вальса. Он как-то озорно и весело поглядывал на меня голубыми глазами. И я чувствовала, что пропадаю. В перерывах между съемками он не отходил от меня ни на шаг, рассказывал смешные киношные истории», — вспоминала Яковлева.

После фильма Ростоцкий и Яковлева поженились, а через три года развелись. Все-таки жизнь и кино — вещи разные.

В «Эскадроне…» снялись и другие звезды тех лет: Николай Еременко-младший (князь Болховской), Евгений Лебедев (Кутузов), Марина Шиманская (Катрин) и др. Зрители запомнили и героя второго плана — казачьего хорунжего Попова 13-го, сыгранного Юрием Рычко.

«Словим Наполеона — конец войне», — говорит Попов. Для чего, собственно, и таскает с собой «персону» — гипсовый бюстик Бонапарта, чтобы уж точно не перепутать, когда ловить будут. И, кстати, история эта не выдумка сценариста или режиссера. Казаки атамана Платова действительно пробрались в тыл французов и чуть было не захватили Бонапарта. Однако в решающую атаку бросились с криком «Ура!», что и погубило дело. Генерал-адъютант Наполеона граф Жан Рапп писал: «Ехали они довольно стройными рядами, так что мы их приняли за французскую кавалерию». Но крик «Ура!» сразу прояснил, кто есть кто. Чудом спасшийся Наполеон был настолько впечатлен и перепуган этим эпизодом, что попросил своего хирурга изготовить яд, чтобы не попасть живым в руки врага. С тех самых пор он носил его с собой всегда, а после капитуляции Парижа в 1814 г. даже предпринял попытку самоубийства, но яд к тому моменту выдохся, и Наполеон отделался лишь тяжелой рвотой. Впрочем, это уже другая история.

В фильме «Эскадрон гусар летучих» использованы подлинные стихи Давыдова, а музыку к ним написал Александр Журбин. И случилось удивительное чудо гармонии. Ожила эпоха.

«Темпераментный, зрелищный, озорной» фильм Ростоцкого, как характеризовал его критик «Советского экрана», вышел в прокат в 1981 г. и стал одним из его лидеров: киноленту посмотрели 23,6 млн зрителей.

1983 год. В Великобритании впервые представлен на суд публики новый аудионоситель — компакт-диск и лазерный проигрыватель к нему

-5

Стремительное развитие в конце 1970-х компьютерных технологий привело к появлению возможности хранения и считывания любой информации в цифровом виде с соответствующих носителей. Одним из них и явился компакт-диск, продемонстрированный в марте 1983 г. в Великобритании компаниями Philips, Sony и Polygram. Для того времени новинка стала настоящей сенсацией.

Диаметр демонстрируемого компакт-диска составлял 12 см. Диск содержал Девятую симфонию Бетховена. Запись, выполненная лазером, продолжалась 74 мин. — именно столько длилась симфония в самом популярном исполнении того времени. Длина звуковой дорожки на компакт-диске в развернутом и выпрямленном виде составляла около 6,5 км.

Сколько разных компакт-дисков издано с момента их появления, доподлинно неизвестно, но за первых два с половиной десятилетия были проданы 200 млрд штук. Предназначенные изначально для любителей высококачественной музыки, компакт-диски вскоре прочно обосновались и на рынке компьютерных устройств. Однако развитие флэш-технологий в начале нынешнего века привело к тому, что аудио-CD оказались под угрозой забвения, как в свое время это произошло с пластинками и кассетами.

1990 год. «Литературная газета» публикует «Письмо 74-х», вызвавшее большой общественный резонанс и расколовшее писательскую организацию страны

-6

Фото носит иллюстративный характер, pixabay.com

Это было обращение писателей к Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР, делегатам XXVIII Съезда Коммунистической партии Советского Союза, подписанное 74 литераторами, обеспокоенными антирусской, антироссийской кампанией в печати, на радио и телевидении, которой они требовали положить конец. Среди подписантов были Валентин Распутин, Петр Проскурин, Леонид Леонов, Александр Проханов, белорусский писатель, публицист и литературовед Эдуард Скобелев…

Авторы письма утверждали, что под знаменами объявленной демократизации и строительства правового государства «разнуздались силы общественной дестабилизации». Что «лживо, глумливо переписывается история России». Что публикации «Огонька», «Советской культуры», «Комсомольской правды», «Московских новостей», «Известий», журналов «Октябрь», «Юность» и «Знамя» «тенденциозны, полны национальной нетерпимости, высокомерия и ненависти». Что «люди русского происхождения ежедневно, без каких-либо объективных оснований именуются в прессе фашистами и расистами. Что «русофобия в средствах массовой информации СССР сегодня догнала и перегнала зарубежную, заокеанскую антирусскую пропаганду».

Все это, по мнению подписантов, делается для того, чтобы отвлечь внимание народа от внешних угроз, оправдать разрушение Советской Армии, дезавуировать победу СССР в Великой Отечественной войне, подорвать национальное самосознание и поставить под сомнение русское чувство патриотизма в любом из его проявлений.

«Демократическая» оппозиция попыталась было организовать ответное письмо, но не смогла — его некому было подписывать. Не нашлось фигур, сопоставимых по масштабу оппонентам. А если и были, не захотели «светиться».

«Письмо 74-х» стало почвой для разделения единого сообщества писателей СССР, в котором в то время состояли около 11 000 человек, на два крыла: Союз писателей России (СПР) и Союз российских писателей (СРП). В СПР, который возглавил Юрий Бондарев, вошли те, кто был солидарен с авторами «письма 74-х», а в СРП — писатели либеральных взглядов.