Найти тему
Диванный воин

Троллинг: когда еще не было интернета?

Это было давно, и, как все знают, неправда. А значит, обросло легендами и небылицами. Это я о том, что да, действительно было еще время, когда в мире не было интернета, а вот троллинг или психологическое воздействие на человека было даже тогда.

Это я веду к тому, что в этом мире, все уже когда-то была, а значит, люди уже придумали как с этим жить и бороться.

Не являясь дипломированным специалистом в области психологии, тем не менее, как профессиональный журналист, действующий спортсмен, а также, как сейчас принято говорить, «гражданин с активной жизненной позицией», то есть вечно лезу «куда не надо», мне приходится постоянно сталкиваться с тем, что сегодня называется «троллинг», а именно «форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями без возможности их идентификации».

Считается, что «прямую аналогию из обычной жизни для явления троллинга подобрать нелегко», но не согласен с этим так как в целом – это просто психологическое давление, которая в свою очередь делится на: введение в заблуждение, обман, угрозы, с целью довести противника до отказа от своих действий и планов.

Если рассматривать мир в целом как поле битвы, то сразу все становится точно и понятно, есть вы, а есть ваши противники, есть ваша свобода и свобода ваших противников, которая неизбежно приводит к поединку в том месте, где заканчивается ваша свобода и начинается чужая свобода.

Слово в этом месте является оружием, которые вы используете умело применяя. Ну или неумело.

Имея за плечами учебу на журфаке МГУ им. Ломоносова и ВГИК им. Герасимова, а также более 20 лет трудового стажа в различных изданиях: «Московский Комсомолец», «Мегаполис-экспресс», «Жуковский городовой», опыт создания и управления собственной газеты «Жуковский информационный вестник», которая переросла в целый рекламный холдинг «ЖУКИНФОРМ», опыт работы редактором областной газеты «Авиаград-Жуковский» и Жуковского информационного агентства, работа в качестве пресс-секретаря главного врача Жуковской областной клинической больницы, - позволяют мне считать, что я хоть немного, но научился им пользоваться.

И вот хочется пусть немного, но поделиться с читателем, своими опытом. Это будет как обычно не учебник по психологии, а просто свои наблюдении из жизни, которые могут быть использованы, наверное, психологами, для примеров, а может быть и вам пригодятся.

Итак начинаю!

Глава 1: хочешь похудеть? Спроси меня как?

Расследования касалось некоего продукта, который до сих пор позиционирует себя как «лучший способ для похудения». Помните ходили такие люди по улицам со значками «Хочешь похудеть, спроси меня как?» Вот, собственно, они и были одними из первых троллей на постсоветском пространстве.

К сожалению, это было так давно, что вряд ли я где-то найду ту статью в МК. Она безусловно где-то хранится, в архивах издания и в Центральной государственной библиотеке, но суть еще в общем-то сводилась тогда к тому, что информация, которую тогда активно распространяли эти коммивояжёры было невозможно проверить.

Сейчас уже не вспомню точно, но одни из строчки их рекламных слоганов сводились к тому, что все основные ингредиенты для этого продукта являются натуральными и собираются на бескрайних полях Тибета. Иди – проверь!

Вот я и пошел. Чтобы было понятно, ходил я месяца три. Сначала пытаясь пообщаться с этими разносчиками «счастья», и посещал их закрытые мероприятия, где активно втюхивали этот товар, потом пытался выяснить, кто их начальника, потом долго и упорно пытался дойти до их офиса, медленно по цепочке они привели меня в юридическую контору на Арбате, где строгие дяди в отутюженных костюмах-тройках прямо сказали мне, что меня ждут серьезные юридические преследования, если я опубликую свою статью.

Я опубликовал.

Выводом ее было то, что данный продукт является тем, что позднее назовут модным словом «фейк», и не приводит ни к каким результатам, а именно к похудению просто так. Как писали мелким почерком во всех рекламках этого продукта, похудение наступает только, (далее читаем внимательно) если к нему добавить: правильное питание, поход к диетологу и здоровой образ жизни в купе с тренировками в спортзале. И то, не факт, потому что может Вам нужно лечить какое-то серьезное заболевание.

По сути, рекламки не врали, и сообщали, что каждый может похудеть, если будет соблюдать здоровый образ жизни и тренироваться, а также посещать врача и диетолога. Другое дело, что тот же эффект будет, если это все делать и без продукта.

В общем, этот продукт совершенно не нужен, а весь ажиотаж вокруг него создавали те самые «тролли», которые имитировали чудодейственность этого продукта своими улыбками на специальных закрытых мероприятиях, вовлекая в свой «закрытый элитный клуб» наивных простачков. То есть это была еще и экономическая пирамида.

Живой совет: Скажу честно при МК был пожилой старичок-юрист, который решал все вопросы издания в суде, и я перед тем, как опубликовать ее, показал ему. Он посоветовал мне поставить в конце некоторых особенно острых предложений знак вопроса, что я, в сущности, и сделал. Ну, реально не мог же я поехать в Тибет, чтобы там собственными глазами увидеть те самые бескрайние поля, на которых растет эта волшебная трава. Да и на себе не проверял чуда-продукт. Зачем, если я и так был толстый как велосипед в тот период, так как из спортзала не вылезал?

После выхода статьи чувствовал себя немного неуютно первые дни. Это был целая полоса, получил неплохой гонорар, да еще по итогам месяца премию от главного редактора, так как статья имела много откликов в виде писем читателей. Да, тогда еще не было комментариев под статьями и люди слали письма в газету, был даже целый отдел по работе с письмами.

Статья стало основой моей дипломной работы в «МГУ», которая так и называлась «Техника и методика журналистского расследования». Можно сказать, что я стал первым дипломированным журналистом в этой области с высшим государственным образованием.

Впрочем, уже тогда я научился и проигрывать. Ведь по сути, ничего не изменилось. Этот продукт до сих пор присутствует на нашем рынке, правда они уже не ведут себя так агрессивно. А может это моя статья так повлияла? Но это как раз уже тема для следующей статьи.

Ну и, конечно, почитать моих книги можно как обычно здесь: https://www.litres.ru/author/eduard-semenov/

-2