Найти тему

Первые слова ребенка. Что в них особенного? Удивительные факты о которых многие не знают.

Изображение от freepik
Изображение от freepik

Прежде всего, слова, которые ребенок начинает произносить, характеризуются полисемантизмом. Они отражают значение разных слов какого-либо предложения в зависимости от ситуации. Например, ребенок гуляет с мамой в парке и показывает на фонтан, говоря: "Хочу пить". Мама объясняет, что пить воду из фонтана нельзя. Ребенок видит игрушечного медвежонка и снова просит пить, потому что на его кружке нарисован медвежонок.

Первые слова характеризуются и низкой степенью обобщения.
Например, мама говорит в магазине: «Смотри, сколько милых медвежат, а ребенок не может их найти, потому что у него "свой" мишка. А нашел лохматые рукавички и говорит: "Мой мишка".

Когда у ребенка спрашивают, где у мамы глазки, и он начинает показывать на глазки у мишки, у куклы и у себя, то он приходит к пониманию и умению обобщать, что глазки есть у всех. Это прекрасный пример хорошего показателя.

До двух лет у ребенка еще можно сосчитать слова. Но на границе 2 и 3 лет у ребенка происходит лексический взрыв!

Очень важным в этот возрастной период является и предметно-практическая и двигательная деятельность.

Например. Когда ребенок находится в манеже, его возможность для предметно-познавательной и двигательной деятельности значительно ограничивается. Возьмем слово "пить", каким оно было, таким оно и остается. Однако за пределами манежа это слово приобретает значительно большее значение. Ребенок роняет кружку - она громко звенит, вода разливается, становится мокро - можно походить и пощупать - это расширяет его познавательную деятельность и, как следствие, возникает множество различных слов.

Давайте ребенку возможность анализировать, исследовать, изучать.

Первые слова ребенка часто сокращены (первый слог, ударный слог или последний слог).

Простые звуки для ребенка произносятся четко, а вот сложные слова он начинает заменять простыми. Например, "щенок" заменяется на "сенок", "ручка" - на "лучку". Это называется явлением
множественных замен.

Первые фразы ребенка аграммитичны, но со временем во фразе появляется грамматика.

Во фразах появляются первые и противопоставления. Одно и то же слово может иметь две противопоставленные формы: «зайка» и «зайку».

Ребенок может сам изобретать слова. В этом случае нужно давать правильный образец ребенку рядом с его неправильной формой.

А сейчас вы можете ознакомиться с основными показателями речевого развития, приведенными ниже.

Основные показатели речевого развития 2 года 6 месяцев:

Ребенок начинает использовать местоимение «Я» и называть себя по имени, как полюбившегося персонажа или близкого взрослого.
Он также может использовать предложения из нескольких слов (трех и более).
Ребенок задает вопросы, такие как «где?» и «Куда?», и отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи ему знакомы.
Он показывает движениями, как делает персонаж, и легко подражает незнакомым словам. Ребенок повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок и знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды и посуды.

Ребенок может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях) и отвечать на вопрос «Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно)
Он знает (и называет) имена близких взрослых и знакомых детей. Во время игр ребенок разговаривает со сверстниками (речевые диалоги) и подражает другим детям.

Основные показатели речевого развития для трехлетнего ребенка:

Ребенок использует сложные предложения в общении.
Он выражает свои желания, чувства и впечатления с помощью слов. Свои действия он часто сопровождает речью.
Слова изменяются по падежам и временам. Ребенок задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова и фразы.
Он может разучивать стихи и песенки. Вступает в речевые диалоги со взрослыми и детьми.
Отвечает на вопрос взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных, предметы быта, одежду, посуду и другое. Быстро отвечает на вопрос "Как тебя зовут?" Отвечает на вопрос "Сколько тебе лет?"
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка и другие).
Знает свою половую принадлежность. Знает названия частей тела. Знает название одинаковых частей тела у человека и животных (глаза у всех, ноги у человека, лапы у животного).

Ребенок пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу. По детали называет и узнает целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика). Имеет представление о числе - один, мало, много.
Способен длительно наблюдать, увлекаться своей деятельностью и начинает различать правую и левую стороны (может ошибаться). Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? Кто (что) плавает?).
Переходит от названия себя в третьем лице к местоимению "Я". Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой. Слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым.

Хочется отметить, что если к трем годам у ребенка нет фраз, то не стоит ждать и тянуть с обращением к специалисту.