Найти тему
Дестрой

Их всего 5 в России и 2 из них здесь: Одни из самых мощных горных подъёмных машин мегаваттного класса в руднике "Николаевский"

Сегодня мы начинаем серию статей о огромном действующем руднике "Николаевский" в горах Дальнегорска, в котором нам удалось официально побывать на экскурсии и посмотреть как происходит добыча руды от самых нижних горизонтов на глубинах более километра, до копров со сверхмощными подъёмными машинами, обслуживающих стволы рудника.

И в первой части мы расскажем историю этого рудника и покажем его шахтные копры с одними из самых мощных подъёмных машин, которых в России всего пять штук, две из которых находятся здесь.

Условная схема рудника.
Условная схема рудника.

Свою историю рудник берёт с начала 1960-х гг., когда для вскрытия обнаруженных в Восточно-Сихотэ-Алинском вулканогенном поясе на глубинах от 700 до 1300 метров ниже уровня земли залежей "Восток-1" и "Харьковская" Николаевского скарново-полиметаллического месторождения, началось строительство первых штолен рудника "Николаевский".

Месторождение оказалось богато серебром, цинком, свинцом, висмутом, селеном, таллием, индием, кадмием и т.д. Кроме того в его верхних слоях были обнаружены богатые залежи различных минералов кварцита, флюорита, пирита, кальцита, галенита и т.д.

В 1967 г. была построена штольня "Вспомогательная" и началось строительство стволов, при помощи которых было вскрыто месторождение.

Сам же рудник был введёт в эксплуатацию только в 1982 г. с проектной мощностью 500 000 тонн руды в год.

В 2010-х гг. рудник испытывал трудности и даже останавливал свою работу, но с недавних пор снова приступил к полноценной разработке месторождения и опять отрабатывает пластообразные скарново-полиметаллические залежи сложной конфигурации "Восток-1" и "Харьковская". Он снова обеспечен работой на несколько десятилетий вперёд и каждый месяц растёт на 200 метров, хотя общая протяжённость его горных выработок и так в настоящее время насчитывает километров 25-30.

-3

Ещё на въезде на территорию рудника, за стелой на склоне горы возвышаются два копра, установленных на клетьевом и скиповом стволах, которые опускают и поднимают рабочие смены, грузы и даже целые машины на глубину 820 метров, хотя это не вся глубина, а в настоящее время ведётся разработка на глубинах и более 1200 метров, но обо всём по порядку.

-4

Здания копров размером с 10 этажные дома расположены на высоте около 400 метров над уровнем моря. Нижний это клетьевой вспомогательный, а чуть выше за ним скиповой.

-5

Сразу же хотелось бы выразить огромную благодарность сопровождавшим нас сотрудникам, а особенно зам. начальника по технике безопасности Татьяне, благодаря которой нам показали те части рудника, которые обычно не показывают туристам, в том числе и эти копры, где мы побывали первыми из посторонних людей.

И начнём мы со скипового копра.

-6

Поднимаемся по лестнице на самый верх.

-7

И выходим в просторный машинный зал, где установлена подъёмная машина какой-то запредельной мощности 1125 кВт.

Да, это не опечатка, мощность мотора этой подъёмной машины больше мегаватта, что позволяет опускать в стволы технику в вертикальном положении неразобранной, а размеры этой техники вы увидите в следующих статьях.

-8

Таких в России всего пять, три из них на Дальнем востоке, две из которых в копрах этого рудника.

-9

Интересно то, что те копры, которые мы видели раньше, были устроены иначе. В них подъёмные машины стояли внизу на земле, а наверху копра располагались огибающие шкивы, через которые в ствол шахты опускались тросы.

-10

Здесь же барабан подъёмной машины находился на самом верху. Спуск на нижние технические этажи с тросами.

-11

Огромный мотор.

-12
-13

Под потолком машинного зала расположена кран-балка грузоподъёмностью 50 тонн.

-14
-15

Кабина управления клетью, где на мониторах отображаются руддворы горизонтов и все необходимые значения. Точность перемещения клети на огромные глубины отображается до сантиметров и можно отследить когда клеть точно сровнялась с горизонтом и встала на выдвижные гидравлические кулачки, которые её фиксируют точно на стыке рельс.

-16

Отсюда же осуществляется связь с пультами в руддворах.

-17
-18

Поднимемся на кран-балку.

-19

Кабина крана.

-20

И вид на машинный зал с барабаном подъёмной машины.

-21

От верхнего скипового копра в нижний клетьевой ведёт металлическая лестница с воздушным переходом, по которому можно попасть сразу в середину высоты копра.

-22

Судя по дате на ступенях, она построена в 1986 г. Копры видимо тоже.

-23

Проходим небольшую пристройку.

-24

Поднимаемся по лестнице.

-25

И выходим в аналогичный машинный зал. Здесь подъёмная машина чуть менее мощная, примерно на 150 кВт, но также одна из пяти мощнейших в стране.

-26

Этот барабан обслуживает клетьевой вспомогательный ствол, служащий как для подъёма людей, так и для подъёма и спуска оборудования, а также вентиляции. Причём клеть в нём двухэтажная, но мы её ещё покажем в следующих статьях, когда спустимся под землю.

-27
-28
-29
-30

Сам копёр устроен аналогично.

-31

Там внизу расположено устье ствола.

-32

Только в кабине управления мониторов ещё больше и изображений на экранах.

Ближайший рабочий горизонт рудника расположен на 60 метров ниже основания копра на отметке +340 метров над уровнем моря. Глубже по стволу идут горизонты +275, -120, -220, -320, -370 и -420 метров соответственно ниже уровня моря. Горизонты -120, -220, -320, -420 также соединяются транспортным уклоном для самоходной техники. Но и это ещё не всё, далее идёт ещё ряд горизонтов до глубины свыше 1200 метров, но они уже не обслуживаются этими копрами.

Здесь кстати подружили советские щиты с российскими блоками и иностранными компьютерами, в том числе и фирмы Apple. Все системы дублированы.

-33

Очень интересно было послушать подробный рассказ машинистки копра, которая рассказала множество мелочей, о которых мы даже не догадывались. Всё же, не смотря на многолетний опыт посещения заброшенных рудников, после посещения действующего рудника мы узнали много нового для себя.

Нам рассказали как устроена связь, как действуют при выходе из строя какого-либо оборудования как в копре, так и на горизонтах рудника, почему клеть перед остановкой качается вверх-вниз, а потом резко замирает, фиксируясь намертво и много-много других подробностей. Но вам они будут мало интересны.

-34

Напоследок снова поднимемся на кран.

-35
-36

И посмотрим сверху на машинный зал.

-37

А в следующих статьях мы отправимся под землю и расскажем как происходит добыча, доставка и дробление руды. Покажем ремонтную базу на глубине пол километра и как бурят шпуры под закладку взрывчатки. В общем будет много всего интересного.

Ну а на этом пока что всё.

-38

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912

Спасибо за просмотр и до новых встреч.