Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Советский район Казани - место нерешенных проблем и невыполненных обещаний

Оглавление

Самая большая и населенная территория столицы республики стала заложником масштабной застройки окраин. Транспорт, пробки, отсутствие парков - лишь начало списка проблем района, о которых власти знают, и решают которые очень уж медленно.

Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Название отражает облик

Советский район - самый населенный в Казани, на его территории живет больше 340 тысяч человек. Ведет он свою историю с 1935 года, когда получил название Молотовского и в его состав вошли территории восточнее центра города. В 1957 году район получил свое нынешнее название. Но история некоторых его улиц уходит корнями вглубь веков. По территории, где сейчас проходит Сибирский тракт, во времена Российского империи шла дорога в Сибирь. По этому пути, в том числе, на ссылку шли каторжане. Также в 1774 году с территории этой улицы двадцатитысячная армия Емельяна Пугачева заходила в Казань.

Кроме того, Советский - самый большой по площади в городе. В своем росте «в ширину» район останавливается не намерен, в его состав постоянно включаются новые поселения. Название территории вполне соответствует его облику. Большая часть территории Советского -  «спальные» микрорайоны, предназначенные для неспешных прогулок всей семьей после работы. На этом фоне современной архитектурой «хрущевок» выделяется ЖК «Art City» на улице Ершова.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Слабым местом района является малое количество парков, развлекательных центров(их роль в районе выполняют торговые центры) и спортивных сооружений. Но в целом как-то занять себя в будни вечером еще можно, а выходные жители района предпочитают проводить в других точках города. Впрочем, работа в этом направлении, пусть и не так быстро, но идет - например, в 2023 году сдали вторую очередь парка «Светлая долина».

Как отмечает архитектор-урбанист Вероника Ямилова, территорию района можно разделить на две части. Первый лежит в пределах и ближних окрестностях Проспекта Победы - улицы Юлиуса Фучика, а второй раскинулся вдоль Мамадышского, Сибирского и Вознесенского трактов до трассы М-7.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Что касается первого подрайона, то освобождение и застройка его промзон поможет уплотнить городскую сеть и соединить улицы района между собой. Эти работы идут уже не первый год, соприкасаясь со строительством  Вознесенского тракта. В остальном эта территория представляет собой вполне сформировавшийся постсоветский город, имеющий классические для себя минусы и плюсы, - дает характеристику  эксперт.

Вторая часть Советского района изначально представляла собой крайне разрозненную и обширную сетку микрорайонов ИЖС и СНТ, всё чаще сталкивается с аппетитом девелоперов, готовых возводить новые высотные кварталы в де-факто казанских пригородах. Подобное строительство усугубляет имеющиеся транспортные проблемы, что наиболее явно наблюдается на Мамадышском тракте. Уже озвучено, что вдоль второй очереди Вознесенского тракта планируется появление подобных кварталов МКД.

Не везет Советскому району и с метро - на его территории находится всего одна станция, Аметьево. Впрочем, сейчас идет строительство первого участка второй ветки метрополитена, предполагается, что станция «Тулпар» будет располагаться на проспекте Альберта Камалеева.

Застройка окраин привела к нехватке школ и детских садов

- Активная застройка района ставит перед нами новые задачи – обеспечить каждого ребенка условиями для качественного и комфортного обучения. Более 47 тысяч ребят посещают 44 школы, а 22 тысяч малышей – 117 детских садов, - бодро отчитался глава Советского района Роман Фатхутдинов в своем итоговом докладе о развитии территории в 2023 году.

Но не всем обитателям района везет на школы и детские сады. Самая горячая точка здесь - поселки Привольный и Вишневка. В 2021 поселения прогремели на всю страну - местные дети встали на колени, выстроившись в слово «школа». Организовали такой флешмоб жители из-за отсутствия образовательного учреждения в пешей доступности, куда могут ходить местные школьники. Ну, наверное, после такого резонанса власти быстро организовали строительство? Но нет, школа так и не появилась. Все, что остается делать жителям - это бесконечно «бомбардировать» телеграм-канал раиса Татарстана Рустама Минниханова комментариями дать жителям необходимую школу. На главу района Романа Фатхутдинова надежды у жителей уже давно нет.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Похожая ситуация приключилась и в ЖК «Беседа» близ Дербышек. При покупке квартир жильцам обещали детский сад. Но, дальше вы все сами знаете. Городские власти заявили, что строительство детсада на 260 мест в планах есть, но финансирования пока не выделено. А когда будут деньги - вопрос открытый.

«Школьная» тематика волнует не только жителей окраин района. Например, получатели квартир в долгострое ЖК «МЧС» на улице Академика Губкина сначала восемь лет добивались окончания строительства, а потом узнали, что школы и детсада на территории комплекса нет. На этот раз причина в земельного участке, который не могут передать в собственность республике.

Судя по всему, в ближайшей перспективе образовательных учреждений в этих точках района пока можно не ждать. Как сообщил Роман Фатхутдинов в отчетном докладе, в 2024 году планируется построить еще две школы в ЖК «Весна» и ЖК «Новые Горки», а также два детсада в ЖК «Арт сити» и ЖК «Яратам». Помимо этого, в ремонте нуждается 42 детских сада - администрация района просит помощи у республики для ремонта в этих учреждениях.

Транспортные артерии города нужно расширить

Еще одно проблемное место района - пробки на Мамадышском тракте. Дорогу реконструировали в 2013 году при подготовке к Универсиаде - тракт получил по три полосы движения в каждую сторону. Но нынешнюю транспортную нагрузку магистраль, что называется, не вывозит. Власти Казани планируют бороться с бесконечными заторами на магистрали с помощью специальной программы. По ней на «Мамадышке» запланированы три разворотные петли. Разработаны проекты дорог от улиц Патриса Лумумбы, Аграрной, а также по улице Натана Рахлина.

Большое событие в жизни района - открытие первой очереди долгожданного Вознесенского тракта, предназначенной для снижения нагрузки на «Мамадышку». Впрочем, появление магистрали сначала сопровождалось курьезами - на поворотах несколько раз застревали грузовики. Но на отчетной сессии Казгордумы раис Рустам Минниханов заявил, что отзывы о дороге у людей хорошие. Посмотрим, что скажут казанцы о второй части тракта - ведь проезд по нему обещают сделать платным.

Есть проблемы с дорогами и в многострадальных поселках. Как рассказывает житель Новой Вишневки Артем, нынешний зимой из-за обильного снегопада дорогу в их поселении из двухполосной превратилась в однополосную. Помимо этого обитатель поселка отмечает, что некоторые улицы не имеют центрального водоснабжения. Поэтому люди вынуждены обустраивать скважины.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Есть ли необходимость в дальнейшем расползании Казани и чем она обернется для нагрузки на дороги - это вопрос риторический. Здесь уже особенно наблюдается недостаток рекреационных зон, особенно это заметно по примеру парка «Светлая долина», чью популярность и высокую загрузку мы отмечаем с самого его открытия. С ростом жилой застройки, потребность в подобных объектах будет только возрастать, - уверена урбанист Ямилова.

Пожалуй, самые громкий проект строительства многоквартирных домов у транспортных артерий на выезде из города - микрорайон «Тихая гавань». Согласно одноименному проекту планировки территории, между Мамадышским и Вознесенским трактами могут появиться жилые комплексы почти на 16 тысяч человек. Но представители собственника территории уверяют, что даже если проект реализуют, то  транспортную доступность объекта они обеспечат.  В проекте заложено пять выездов.

Мэр Казани Ильсур Метшин отмечает, что Советский район преображается, строятся новые дороги, дома и социальные объекты. При этом градоначальник говорит, что сейчас к появлению новых микрорайонов относятся основательно и прописывают очередность возведения инфраструктуры. Территория мэру не чужая - в девяностые он два года работал руководителем аппарата администрации Советского района. А в 2007-2010 годах районом руководил нынешний премьер Татарстана Алексей Песошин.

Судя по всему, властям Казани придется выбирать между масштабной застройкой района (особенно, его окраин) и спокойствием. И от этого выбора зависит, увидим ли новые всплески недовольства его жителей.

Автор: Рамиль Акберов