Найти тему
Ось Мироздания

Символика: Орфей.

#символика

Загадочный образ греческих мифов и символ музыканта, который посредством захватывающей власти звуков мог привести в движение животных и растения, даже камни и побуждал божества подземного мира к поступкам сострадания. Как сын музы и речного бога во Фракии он стал мастером пения и игры на кифаре. Когда его жена Эвридика умерла от укуса змеи, он спустился в аид, где своим пением очаровал Аида и его супругу Персефону, равно как и тени мертвых. Ему было позволено взять Эвридику с собою в мир живых людей, но лишь при условии, что он обернется к ней только после прибытия туда. Охваченный тоской, он забыл это требование, из-за чего Эвридика исчезла навсегда.

По преданию, позднее бог вина Дионис натравил на Орфея менад (буйствующих в экстазе женщин), потому что певец больше почитал Аполлона, чем его. Орфей, согласно мифу, был разорван на куски. Разбросанные члены его тела были собраны и захоронены музами, тогда как его голова уплыла к поэтессам острова Лесбос.

Лишь фрагментарно реконструированные учения мистериального культового союза «орфиков» своими доктринами очищения и предписаниями к чистоте имеют сходство с учениями пифагорейцев. В орфическом учении о творении мира Хронос создал яйцо мира, из которого вышел андрогинный первородный бог Фанес. Он породил Никс (ночь); Уран (небо), Гея (земля) и Кронос являются детьми Фанеса и Никс. Зевс, сын Кроноса, достиг власти и вместе со своей дочерью Деметрой произвел на свет Загрея, который, однако, был растерзан и проглочен титанами, за что Зевс сжег их своей молнией. Из пепла были созданы люди, в телах которых теперь имеются титанические (злые) и добрые, то есть происшедшие из тела Загрея, элементы. Эти «божественные искры» посредством орфических учений об очищении должны освобождаться из их материальной тюрьмы, что является предвосхищением гностических и позднее — алхимических доктрин.

Тема Орфея и Эвридики часто разрабатывалась в искусстве (в том числе в операх Глюка, Монтеверди и Гайдна, в картинах Тинторетто, Брейгеля Старшего, Рубенса, Тьеполо, А. Фейербаха и Л. Коринта). Мозаика на полу в старой синагоге в Газе изображает играющего на арфе Орфея в окружении диких зверей, которые внимательно слушают его музыку. Еврейская трактовка этой сцены обнаруживает, что древнегреческий певец отождествлен с библейским арфистом-царем Давидом.