Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Гарри Поттер на кушетке. Понимание положений Фрейда через анализ персонажа.

Теория личности - это концепции и подходы, объясняющие её строение, детерминированность развития. Честно говоря, сложно найти достаточно внятное определение данного термина. Когда мы читаем учебники, запоминаем сухие положения этих подходов. В жизни же нам нужно практически применять знания к реальным людям, а "потренироваться" мы можем на литературном или кино- материале.

Начнем с теории Зигмунда Фрейда, оказавшей огромное влияние не только на психотерапевтическую практику, психологическую науку, а также на всю культуру в целом. Анализантом будет Гарри Поттер.

Яркое произведение Джоан Роулинг вызвало вал психологических и около-психологических публикаций относительно героев Поттерианы и их взаимоотношений. Я попытался представить психоаналитический взгляд на особенности развития главного героя романа, применяя почти все конструкции отца психоанализа.

Зигмунд Фрейд выстроил фундамент психоанализа, сформулировав следующие теории:

  1. Топографическая модель личности – есть три уровня психической жизни личности: сознание, предсознание (материал можно осознать, приложив усилия или спонтанно) и бессознательное (уровень инстинктов и подавленных желаний).
  2. Теория фаз психосексуального развития.
  3. Структурная теория личности (Ид-Эго-Суперэго).
  4. Теория эдипова комплекса.
  5. Толкование сновидений.

Разберем структуру личности применительно к фигуре литературного героя.

Ид (бессознательное, оно) - Примитивная инстинктивная часть психики, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения.

Какие проявления Гарри можно считать агрессивными? Пугающая всех способность повелевать змеями? Непреклонность в борьбе с противником? Мрачная глобальность того, что предстоит сделать в этой борьбе? Все то, что роднит его с Волан-Де-Мортом и чувствуется им как пугающая и приходящая откуда-то из глубины его часть. Можно сказать, что это же кристраж, сам злой гений волшебным образом вошел в него еще в детстве. Так же можно сказать, что в каждом из нас есть такой кристраж, толкающий нас порой на действия и таким образом любой из нас может «перейти на тёмную сторону».

Эго (Я) – структура личности, принимающая решения. Эго работает на уровне сознательного, имеет все знания о себе и окружающем, призвано удовлетворить желания Ид, учитывая ограничения окружающего мира.

Это то, что мы о себе знаем: Я – Гарри, сын волшебников, стремлюсь к добру и справедливости, ценю дружбу, практикую магию… Какие Гарри принимает решения? Например, на каком факультете учиться. «Оно» подсказывает, что великие волшебники выбирают Слизерен, однако Гриффиндор воспитывает не только могущественных, но и честных и справедливых (требования супер-эго).

Супер-Эго приобретается первично в контакте с родителями, дополняется в дальнейшем значимыми фигурами и своим опытом. Моральные ориентиры, ценности, совесть, внутренний прокурор. Мама, отец, Хагрид, Дамблдор, Снегг. Именно эти фигуры рождают желания следовать высшим идеалам, а не законы и уложения министерства магии и волшебства. Вспомните слова Дамблдора: «наступили времена, когда все мы должны выбирать между тем, что легко и тем, что правильно» …

Стадии развития личности. Зигмунд Фрейд размышлял о развитии человека, взяв за основу первичные зоны, чувствительные к стимуляции. Оральная, анальная, фаллическая и латентная фазы – ступеньки развития. При этом если человек «фиксирован» на какой-то из них, это отражается на особенностях личности в дальнейшем.

Человек рождается, главное – питание. Вся его способность к выживанию заключена в этом действии, все остальное вторично. Возможности что-либо чувствовать ограничены, мозг еще не зрелый, мало сил и все их надо сосредоточить на поглощении пищи. Сразу после рождения взрослые озабочены кормлением и оценкой количества съеденного, измерением веса ребенка. Снижение веса очень критично – при переходе во внешний мир он резко теряет, необходимо адаптироваться и начать набирать вес. Оральная фаза – первый год жизни ребенка, младенчество.

Гарри Поттер любимый долгожданный ребенок, получил максимально что было возможно – полную любовь матери, защиту, оральные потребности были насыщены. Таким образом, основание, фундамент психического аппарата был заложен крепко. Этого нельзя сказать о Томе Реддле, оппоненте Гарри и его альтер-эго. Его ненасытность, желание поглотить весь мир, возможно, родом из этого периода. Фиксация в оральной стадии сохраняет желание человека стимулировать эту зону тела. Обжорство, курение, сквернословие или красноречие, невоздержанность в желаниях. Чем больше энергии фиксировано в этой зоне, тем легче развитию откатываться в прежнее состояние – проявлять качества характерные данной фазе, быть инфантильным, иметь защитные реакции примитивного архаичного характера. Можем сказать, что у Гарри всего этого не наблюдается.

Возникает опасность, родители защищают ребенка – он выживает, остаётся сиротой. Попадает к родственникам матери. Здесь ситуацию развития трудно считать благополучной. Тетка с ревностью относилась к Лили, считала ее опасной (боялась), переносила эти чувства на ребенка. Двоюродный брат был любимчиком, Гарри угнетали, все ресурсы доставались по остаточному принципу.

Второй период психосексуального развития – анальная фаза, от полутора до трех лет. Возможность осознанно владеть функцией выделения – следующее достижение ребенка. Окружение поддерживает представление о его продукции как ценности, уделяет этому много внимания, следят – чтобы все работало хорошо. Потом приучают к чистоплотности. Анальная фаза – в характере формируется бережливость/накопительство, отношения к правилам, чистоплотность, контроль/стремление манипулировать поведением окружающих.

Можно предположить, что Гарри в этот период был заброшен, знал мало ласки, и даже получал тумаки от тетушки, которая всю свою энергию отдавала Дадли. Как это отразилось на его характере? Отношение к правилам – он их знал, но всегда мог нарушить. Во имя чего-то большего – дружбы, товарищей, любимых людей (заложено на первом году жизни). В одежде – не был щеголем, часто одет неопрятно. Скорее щедрый, чем скряга.

От трех до пяти – фаллическая фаза. Начинает интересоваться половыми различиями, исследовать свое тело и ощущения, возникающие от его стимуляции. Фрейд постулировал «комплекс кастрации». Примерно так: «если у кого-то нет пениса, значит и я его могу его лишиться». Страх наказания связан с выраженным влечением к матери (первая женщина в жизни). Отец – источник угрозы, он отлучает мальчика от матери, отбирает её. Эдип (трагедия, дошедшая до нас из древней Греции) – какие бы не делал его отец упреждающие действия – движимый силами судьбы, сам не зная с кем имеет дело, убивает отца и завладевает матерью.

На этой стадии формируются качества – уверенность в себе, целеустремленность, способность к экспансии (агрессивные устремления вовне), стремление познавать – исследовать окружающий мир, поскольку отец, отрывая сына от матери (но любя его), дает ему неизмеримо большее – возможность завоёвывать, преодолевать, в условиях конкуренции находить жену, похожую на первую женщину в его жизни. И вот эта успешность – оторваться от матери и обратиться к миру, и делает мальчика мужчиной, а переход из женского мира в мужской есть следствие преодоления эдипова комплекса.

Семья, в которой рос мальчик, была как бы негативным аспектом его настоящих родителей. Не желая становиться похожим на своего брата, Гарри сопротивлялся как мог. Жёсткие рамки как раз помогли ему в этом. За неимением настоящего отца поблизости была возможность его идеализации. В опыте Гарри живет травматический опыт той ночи, когда погибли его родители. Волан-Де-Морт стал презентацией отца, разлучающей Гарри с матерью и предопределившей таким образом дальнейшую борьбу мальчика с ним в будущем.

В это время начинает проявляться «волшебность» мальчика - происходят необъяснимые события, и он сам не понимает, что с ним происходит. Именно здесь он начинает защищать свою семью, восставать против унижений, чинимых семьей тети и дяди. Гарри Поттер – смелый, может постоять за себя и своих близких, любознательный, настойчивый. И вот здесь он поступает в школу чародейства и волшебства. Учится, ценит новые знания/возможности. Приобретает друзей. Фрейд считал, что после разрешения эдипова комплекса, наступает латентная фаза (как бы сексуальность засыпает, и либидо направляется в любознательность, в обучение). А в подростковом возрасте все ранее пережитые (а особо не пережитые, не разрешённые) внутрипсихические конфликты воскресают и снова волнуют мальчика.

Мы видим, как в драматических приключениях оттачивается характер ребенка, как он бескомпромиссно борется с мелкой подлостью и глобальным злом в стенах любимой школы. Строгие учителя помогают и направляют его. Профессор Дамблдор – явно отцовская фигура, готовит Гарри особую роль (в том числе и доделать то, что не смог отец – защитить семью от зла). В значительной степени являясь содержанием суперэго, они удерживают нашего героя от возможности «перейти на темную сторону», помогают противостоять давлению ИД.

Наступают времена свержения авторитетов, и Поттер узнает неприятные подробности жизни своего отца, и даже профессора Дамблдора. Жизнь оказывается сложнее детских представлений, и кажется, можно разочароваться, пойти за темным лордом. Однако любовь к этим людям удерживает Гарри на пути.

Невозможно победить зло его же методами. Отказываясь от даров смерти (могущества), через самопожертвование Гарри приходит к победе.

Мы видим состоявшегося волшебника, который смог пройти все испытания, женился на красивой волшебнице (тоже рыженькой как мама), у них дети и счастливая семья. И мир спасен, между прочим. Теперь младший Поттер проходит все испытания, как и каждый человек в своем развитии. И для каждого это поле боя, противостояния, любви и разочарований, грязных и стыдных мыслей и поступков, преодолевая которые мы стремимся к чему-то большему, справедливому, мудрому и спокойному. Уверенности в себе и понимании правильного пути перед собой.

Психоанализ – это не только Фрейд. Бурное развитие теории привело к горячим разногласиям среди его учеников, и более того – самого основоположника со своими учениками. Вырастая из Фрейда, преодолевая его, даже символически убивая и всегда возвращаясь к его идеям – они и их последователи создают по сей день не единую теорию, но настоящее древо теорий, подходящее для разных пациентов, людей, психологов, объемно описывая (не смотря на противоречия) феномен человеческого развития и играя важную роль в практическом аспекте оказания помощи конкретным людям со своей собственной судьбой, проходящих свой собственный путь волшебных трансформаций.

Беру клиентов за минимальную оплату с особыми условиями, уточняйте в личных сообщениях. https://www.b17.ru/blog/poprobuy_psychologa/?prt=70637

Автор: Вылегжанин Игорь Валерьевич
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru