Если вы слышали о завораживающем городе Джайпур, «розовом городе», столице штата Раджастхан (входящем, к слову, в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО), то наверняка вам интересно узнать, кто же выбрал для него этот цвет, и как так получилось, что весь город стал розовым?
А был этим человеком Махараджа Рам Сингх II, который правил там с 1835 по 1880 гг. Он стал монархом, еще будучи новорожденным младенцем, поскольку на момент его рождения его отца уже не было в живых около полугода. Разумеется, поначалу правление было номинальным: правила мать, а Рам Сингху пришлось в 14-летнем возрасте буквально отвоевывать трон, чтобы стать настоящим монархом. К слову сказать, успешным: его нарекут «Рам Великий», благодаря его миротворческим способностям и реальным действиям по налаживанию мирных отношений даже с прежними врагами. Он был хорошим воином, подавившим восстание с массовыми убийствами на юге Индии. Но основной его талант все-таки проявится в дипломатии и умении быть окрытым веяньям времени.
Вот и Джайпур станет «розовым городом» как раз из дипломатических соображений. Таким неординарным способом Рам Сингх II решил впечатлить принца Уэльского в 1876 году. Он отдал приказ выкрасить все здания в городе в розовый цвет перед прибытием принца (короля Эдварда VII). Большой розовый город в живописном месте – это действительно должно было выглядеть необычно!
Правитель посчитал, что такое решение позволит замаскировать грязь на улицах, и подчеркнет благосклонность и расположение жителей города к высоким гостям из Британии. Говорили, что это был стратегический ход: в надежде, что принц Уэльский приедет и захочет возвести пышный зал в свою честь в Джайпуре.
Как бы там ни было, но уже в следующем году махараджа издает указ о необходимости впредь красить все здания в городе только в розовый (имеется в виду не ярко-розовый гламурный, а розоватый кирпичный цвет – позже он получил название розовый джайпур). Ходит легенда, что этому решению поспособствовала любимая супруга махараджи, которая была большой поклонницей розового цвета. Она захотела решить вопрос кардинально, и попросила мужа запретить использование других цветов для оформления фасадов.
Похоже, женщины вообще были слабостью сердца махараджи. Так, например, им по-прежнему принадлежала одна из достопримечательностей города – фасад из розового песчаника с 953 малюсенькими окнами в виде венца Кришны, который относится к «женской» части дворцового комплекса, дворцу Хава-Махал. Поговаривают, конструкция фасада была специально задумана такой. Чтобы принцессы могли, оставаясь незамеченными, наблюдать за тем, как живет город снаружи стены.
Впрочем, что во времена, когда возводился Хава-Махал, что в годы правления Рам Сингха II веком позже, женщины, даже королевских кровей, должны были все так же прятать свои лица, все так же хранить приличия и не привлекать к себе слишком много внимания. Наверное, поэтому мы так мало знаем о женах махараджи Рам Сингха II, кроме того, что их было много (конкретное число его жен может различаться в различных источниках, так как по-разному свидетельствуют исторические документы и семейные записи). И того факта, что одна из них умерла, пока махараджа отсутствовал, посещая с визитом Англию в 1866 году для подписания мирного договора с королевой Викторией. Эта смерть стала испытанием для махараджи.
Рам Сингх II оставил ценное наследие для историков: культура княжества, его быт, богатые и бедные костюмы, традиционный уклад – все это ясно проступает благодаря снимкам. Он много учился и ездил по миру именно для совершенствования своего умения фотографировать. Являлся членом фотообщества Бенгалии, а его учителем был Т. Мюррей, знаменитый британский фотограф. Стеклянные негативы, датированные 1857-1865 годами, сейчас хранятся в музее истории Джайпура.
Конечно, Рам Сингх II был очень прогрессивным не только в своих увлечениях, коими были и литература, и балет, и театр, и музыка. Он очень осовременил общество своего княжества. Но отдельно хочется остановиться на его роли в жизни женщин. Ведь это именно он отменил и рабство, и страшный обычай сати – последний заключался в необходимости идти вслед за умершим мужем на погребальный костер, чтобы сгореть заживо вместе с ним (сати в переводе «правдивая»). И именно он разрешил девочкам посещать учебные заведения штата, получать образование. Он не только позволил женщинам показать себя открыто, но и сделал их частью фотоискусства, а ведь это просто революция для Индии тех времен!
Рам Сингх II основал школу искусств, публичную библиотеку, клинику Майо, действующую по сей день. Он возводил школы и музеи. Провел в городе первый водопровод и газифицировал город. Все передовые технические новинки из Европы попадали в Джайпур. Он был внимателен к горожанам и чиновникам с юности, и хорошо знал, чего ждет и чем живет город. При его правлении были проложены дороги, сформированы департаменты по европейскому образцу. Он отдал приказ разбить в городе сад Рам Нивас, как лучший способ бороться с засухами.
Рам Сингх II привез в город передовую новинку – литографический пресс. Но главной его отдушиной всегда оставалась фотография, а большую часть времени принц проводил в своей очень прогрессивной фотолаборатории, - именно там происходило настоящее волшебство его жизни.
Умер правитель достаточно молодым – в 45 лет от рака – но старался держать власть до конца, несмотря на очень плохое самочувствие, слабость и невозможность даже стоять на ногах. Правда, он так и не помирился с главной женщиной своей жизни, матерью, которая после своего свержения с трона ушла в изгнание, и умерла когда Рам Сингху было 22 года, но он так и не узнал об этом.
Вы дочитали статью до конца и узнали о розовом городе Джайпур в Индии