Найти тему
Vrihedd ard Targaid

Осетрина второй свежести ч. 8

Летят к концу мои обзоры на новое "творческое прочтение" Мастера и Маргариты, но к сожалению, конец этот еще не так близок.

В прошлый раз мы остановились на том, что Муся наконец-таки сливается с Линди-в-белом-ватнике.

-2

При чем от морфия в качестве успокоительного Мусю начинает штырить еще пуще и он таки решает завершить роман. Прасковья Федоровна тайно приносит ему бумагу, и Муся принимается писать. То есть даже не Воланд его побудил, а психотропные препараты в купе с электрошоком, получается?

Кстати, про электрошок, не знаю интересно ли будет всем ужасающимся карательной совковой психиатрией узнать, что электрошоковая психиатрия прекрасно применяется до сих пор. Например в США, о чем не стесняется писать Википедия.

-3

Психиатрия вообще забавная такая штука. Например, как метод лечения лоботомия был широко применяем. Только опять же не в СССР, а в США, где сию операцию даже сестренке президента сделали и девушка превратилась в овощ. Но это так, лирическое отступление.

-4

Потому как чем сильнее Мусу-Линди током бьют, тем бодрее ему пишется, я не иронизирую. Роман окончен, название красиво вписывается в штамп «Медицинская карта», - я даже соглашусь, что последнее невероятно символично. После всего увиденного-то.

-5

А зрителя щедро возвращают в момент, когда Линди-бой украл ключ и вышел на балкон. Там он, оказывается, увидел себя в шапочке и продолжает подсматривать, как это его «я» разговаривает с по-прежнему неузнанным и неведомо как оказавшемся в дурдоме Иванушкой. И… ап!

-6

Они разговаривают о Марго? Получите Марго. Опять какой-то парад. И вы знаете, вот тут я вдруг обратила внимание на одну техническую деталь, - цветы у Маргариты. Все мы помним, что в романе это мимозы, время действия – весна. Спустя год – это тоже весна, пасхальная неделя. А в фильме всего только из-за того, что мимозы заменили на желтые хризантемы получился ляп. Марго и Муся знакомятся на первомайской демонстрации, о чем нам сказали прямым текстом. Затем их роман развивается, вот уже на кустах желтые листья, вот в тюремном дворе снег, и вот новая демонстрация… Да, прошел год. Только вот хризантемы цветут осенью. Откуда у радостных москвичей поголовно тепличные хризантемы в мае, из Дании прямиком, поди?))

К стати, мимоза на языке цветов означала «я скрываю свои чувства», а вот желтая хризантема «отвергаю любовь».

-7

Между тем, Марго с изменившимся лицом опять бежит в особнячок. Эээ… а зачем? Что опять происходит? Ну вот вламывается Марго в особнячок, а там как и должен быть, Алоизий. А почему она это делает? Сплошные сюжетные дыры и нелепости.

У Булгакова все понятно:

«Даже у меня, правдивого повествователя, но постороннего человека, сжимается сердце при мысли о том, что испытала Маргарита, когда пришла на другой день в домик мастера, по счастью, не успев переговорить с мужем, который не вернулся в назначенный срок, и узнала, что мастера уже нет.
Она сделала все, чтобы разузнать что-нибудь о нем, и, конечно, не разузнала ровно ничего.»

А киношная Марго? Вот она уходила от Муси, потому что хотела поговорить с мужем. Она поговорила, прежде чем ее показали на аэродроме с чемоданом? Нет? Тогда как же ее честность? Если все-таки поговорила, тогда он ее простил что ли? И он не знал, с кем жена собиралась улетать? Или простил за связь с полит заключенным, причем они обсудили это так, что она даже не узнала, что Муся политзаключенный? И почему она побежала к особнячку только через год? Ее муж тоже из камеры не выпускал? Если она все это время была на свободном выгуле, то точно так же, как она каждый день ходила в особнячок как любовница, она каждый день могла приходить туда и после, хоть издали посмотреть. Так почему в день демонстрации и через год?

Да зачем такие сложные вопросы задавать, знаем-знаем. Зато не могу отрицать, что на этот раз у Снегирь получилось сыграть то, что нужно, - да, вот отчаяние на ее лице. Наконец-таки попали в шарик сильное чувство!

-8

Ну и Алоизий по канону живет в бывшей квартире Муси.

И тут, между прочим, кроется еще один немаловажный вопрос, - квартирный. Он, как известно, весьма испортил москвичей, да и не только их. Так вот, с жилплощадью в те года была напряженка, что нашло свое отражение в многочисленных произведениях, в том числе и в «Мастере и Маргарите». Это и черта времени, и для самого Булгакова был очень больной вопрос. Однако с квартиркой Мастера в романе все ясно, - он выиграл огромную сумму денег и комнатки свои снимал у застройщика. Каноничный Алоизий был скользким товарищем, который втерся к Мастеру в доверие и настучал, освободившиеся комнатки ничто не мешало снять уже ему самому. А может он и на застройщика настучал или еще как поспособствовал, вспомним пассажи Коровьева про четвертое измерение… Но вот каким образом в фильме Алоизий мог получить квартиру Мастера?

Либо Алыч поскакал к застройщику сразу после ареста Муси, чтоб никто не опередил ненароком. Либо… либо это гнездышко у Муси было казенным, и Алоиз подсуетился по литературным каналам.

На самом деле, я сейчас просто хватаюсь за соломинку в поисках здравого смысла в этом сюжетном ходе, ведь Алоиз, сообщает Марго, ни много ни мало, о том, где искать Мусю. А ведь если некто просто настучал на соседа/приятеля, то во-первых, ему никто ничего в следственных органах рассказывать не будет о дальнейшей судьбе этого соседа, а во-вторых, в таких условиях субъект и сам спрашивать не пойдет. Зато если квартирка была казенная, по распределению, то вот тут как раз все всё знать будут, - кто, куда, как и почему. Да в виде слухов и сплетен, но будут, куда пропал, почему не вернется. И тогда Алоизий действительно может знать, где в данный момент находится Муся.

-9

Только вот допущение про казенный статус квартиры вновь не идет на пользу заглавным персонажам. Муся получается ну совсем уж зажравшимся и упоротым мажором, барствующим, когда редактор журнала живет в коммуналке. А Марго тупой дурой, которая за год либо не сообразила, у кого нужно спрашивать, либо вовсе не спрашивала.

Ага, ее этот год в морозилке держали, а теперь выпустили, вот она и бешенная, - залепляет Алоизу по морде, хватается за нож, а ну говори, что с ним, и…

-10

И Муся-без-шапочки отдает роман Прасковье Федоровне с просьбой отдать его женщине, если таковая о нем когда-нибудь спросит.

Одновременно Линди-в-шапочке прощается с Иванушкой, который зачем-то обещает ему сдержать слово и больше не писать стихов…

-11

ЗАЧЕМ?! Какое слово Иван сдержит? Ну это же все выкинули! Поэтому человек, который знает и хорошо помнит роман, об эту фразу обязательно споткнется, а человек, который не знает или плохо помнит, - останется в недоумении, что он пропустил.

-12

Зато два Линди-в-ватнике сходятся на одном балконе… АП! Появляется Воланд и зачем-то начинает про полнолуние и бессонницу, указывая тростью куда-то в даль. Что за наркоманский бред?! Хотя… Укол же наш ГГ получил перед этим, так что логика на месте.

Ведь только этим уколом можно объяснить новое появление в повествовании… Пилата!

Зачем Пилата, почему Пилата?! А неважно, это просто бред психбольного.

-13

И, как положено бреду, бред бессвязный. Воланд тыкает тростью в Пилата и повествует, что тот-де видит во сне Га-Ноцри и утверждает, что что-то недоговорил с ним тогда. «Вот, вы можете закончить свой роман».

«Свободен» – мямлит Муся под дьявольскую улыбку Диля.

Хорошо, признаю, - как дьявольская уловка хорошо, и перекликается «не договорил – не дописал» но… Здесь все равно не так все!

Поскольку от линии Пилата и Иешуа в фильме остались рожки да ножки, то эта сцена вообще торчит тут случайным образом, как х** в рукомойнике, - кто, чего и кому там недоговорил? Ау! Смысла в ней никакого. Нет ни хотя бы упоминания мучений в 12 тысяч лун, ни прощения, ничего. Больше того, помнит ли зритель вообще, кто этот Га-Ноцри, не говоря уж о том, что там с ним случилось?! И это только во-первых.

Во-вторых, «закончить? не договорили»? По линии самого Муси – что такого он не договорил именно о Пилате? Почему? И по вашей же композиции в психушке он дописывал роман про себя и Марго, чтобы они были вместе, и даже этот роман дописал. Так причем тут Пилат?! Дебилы косорукие.

Но и это еще не все. У Булгакова «Свободен!» означает для Пилата прощение и спасение.

«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.
– Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?
– Ну, конечно не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – тебе это померещилось.
– И ты можешь поклясться в этом? – заискивающе просит человек в плаще.
– Клянусь, – отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.
– Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес.»

Что у нас в фильме? Свободен относится не столько к непонятно зачем вытащенному опять в повествование Пилату, сколько к Мусе-в-ватнике, который без лишних слов прыгает с балкона. Охренеть трактовка.

-14

То есть совершает не только акт трусости, до которого не дошел Мастер Булгакова даже в безумии на самом пределе, но и самый страшный смертный грех. Потому как не только посягает на дарованный Богом дар жизни, но и лишает возможности раскаяния и искупления греха. Искупить грех может только живой, за мертвых их отмаливают живые.

И это еще и так… жалко. Вот это все? Жил смешно и помер грешно. Или вот это самовыпиливание – это такое богоборчество, что ли? Ну разве что в чьем-то больном воображении. Что касается игры актера в этот момент – всеми силами хотелось его подтолкнуть. Заколебал.

-15

По закону киноштампов, именно после акта суицида Марго в растрепанных чувствах прибегает в клинику Стравинского. И знаете, на удивление хочется похвалить доктора в исполнении Ярмольника, - он тоже спокоен, сдержан, говорит правильные и даже банальные вещи, как например, что сведения о пациентах не разглашаются и вообще выведите постороннюю гражданку. Очередной островок нормальности.

Еще довольно мило, что Прасковья Федоровна идет за Марго и говорит с ней. Имеет такое право быть? Имеет, почему нет, Прасковья Федоровна добрая хорошая женщина. То есть какие-то зачатки здравого смысла и человечности все же в сценарии присутствовали.

-16

К сожалению в минимальном количестве.

От Прасковьи Федоровны Марго узнала страшное:

«Но как-то раз с утра я выпал из окна,

Прощай моя любовь, прощай моя жена»

Посему вечером Марго отпускает домработницу, наряженную викторианской горничной, заводит патефон, щедро насыпает себе в бокальчик белого порошка и, периодически подливая винца, берется читать роман. В который зрителя тут же переносят в момент встречи Маргариты и Азазелло.

-17

Что ж, как и большая часть этого фильма, все опять настолько уныло, пресно и невнятно, что не передать. Ладно закадровое унылое бубнение Марго, та вроде как под действием какого-то препарата, но и в кадре Снигирь бредет не с видом отчаянной тоски, а как будто ей просто очень хочется спать. Азиз-кебаб тоже вяло хрипит что-то невнятное. Из диалога Маргариты и демона – напрочь выдуло все вменяемое, оставив какие-то клочки.

- Значит, это литераторы? А нет ли среди них Латунского?

- Вы я вижу ненавидите этого Латунского. Приходите вечером на сеновал к одному знатному иностранцу, а вы воспользуетесь случаем…

- Вы намекаете, что там я смогу узнать о нем?

О КОМ, мать вашу, о Латунском, что ли?! Дело даже не в том, что это не булгаковские персонажи, а в том, что у вас на экране происходит полная бессмыслица в исполнении двух полудохлых укурков.

-18

Ап! Читающая Марго символично снимает обручальное кольцо. Затем следует эпизод превращения в ведьму. Ну как следует, - вначале Марго пишет записку мужу на бланке со штампом «Народный комиссариат тяжелой промышленности союза ССР», затем нам не постеснялись показать голую Снегирь. Из эффектов светящиеся блестки вокруг ее тела, - хм, это Мастер и Маргарита или Питер Пен с пыльцой Динь-Динь?

Марго обнаженная, кстати, очень похожа на утопца из Ведьмака. Или накера.
Марго обнаженная, кстати, очень похожа на утопца из Ведьмака. Или накера.

Далее у нас над полет над городом хихиканье Снегирь. Слово «невидимость» потеряли, поэтому почему она вдруг стала невидима – хз, швабру кстати, она тоже сразу потеряла и летает просто так. Летает по традиции в темном-темном нечто.

-20

Ап! Марго в квартире закидывается еще таблетками, а зрителю на секунду напоминают про погром квартиры Латунского. И.. и все. Наташа, сосед, полет на реку и купание – отсутствует, Марго не сопровождает Азазелло, сама встреча и знакомство с Воландом и его свитой занимают 20 секунд. И вот уже наряженная в какую-то рогатую корону, Марго поставили на постамент.

-21

Кстати, как бы кого не восхищал наряд Марго на балу, следует отметить, что всякие мантии, рога и прочее - это вольные фантазии. Маргарита была обнажена, как и прочие гостьи.

Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли, и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками. Какая-то сила вздернула Маргариту и поставила перед зеркалом, и в волосах у нее блеснул королевский алмазный венец. Откуда-то явился Коровьев и повесил на грудь Маргариты тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи.

Впрочем, Ковальчук в сериале тоже прикрыли, ну и там концепт хотя бы ясен - корона и наряд отражают тяжесть этого испытания, которую не так то просто из слов романа передать на экран.

Образ Марго-Снегирь, безусловно интересен и имеет право на существование, но вот что именно он должен передавать, кроме демонстрации груди, - я не сообразила.

-22

На этом бал начался и... насколько великолепен своим размахом был бал у Сатаны в книге, настолько же он унылый и стремный в фильме. Вечеринка у Ивлеевой – просто верх шика и фантазии на фоне этого, а в дополнении ко всему на прощание зрителю еще щедро насыпали горкой всяких глупостей, халтуры и просто говна. Поэтому последние 16 минут фильма, я оставлю на следующую, заключительную статью.