Сегодня мы продолжаем нашу серию статей о огромном действующем руднике "2-й Советский", в котором мы побывали на полноценной подробной экскурсии и посмотрели как происходит добыча руды от и до. Общая протяжённость горных выработок этого рудника превышает 150 километров, о многих из заброшенных штолен которого мы уже писали много статей, а этот цикл статей посвящён его действующим штольням.
В прошлой статье мы рассказывали историю рудника и показывали его верхний горизонт откаточной штольни с названием "Капитальная" на горизонте 215 метров над уровнем моря, теперь же мы спустимся ниже на штрек "Промежуточный", расположенный на горизонте +5 метров над уровнем моря.
И начинаем мы наш путь по горизонту от руддвора со скиповой клетью в стволе.
Так выглядит сам ствол.
У въезда в клеть есть такое устройство, которое опускается, когда необходимо загнать в клеть вагонетку.
Как видно, этот горизонт очень старый, но тем не менее он вполне себе действует.
Прямо у руддвора клети расположена посадочная платформа.
Ну что, прогуляемся по горизонту.
Проходим двое вентиляционных ворот. Сам горизонт также местами сильно обводнён, как и предыдущий.
За воротами в стене вроде бы находится трансформаторная.
Развилка к старой заброшенной выработке.
Блок слесарной мастерской с небольшой балкой с талью для обслуживания вагонеток.
В глубине одной из развилок взгляд зацепился за старый ржавый шахтный электровоз. Кстати, над головой проходит контактный провод, называемый троллеем, в котором напряжение 380 вольт. С виду он не на ходу, но в рудниках часто как раз так выглядят рабочие электровозы. В таких условиях ржавеет абсолютно всё и очень быстро.
Возле путей то и дело можно встретить сброшенные вагонетки.
А это вроде бы передвижной защищённый трансформатор. Он кстати рабочий.
Выходим к опрокидам.
Здесь добытую руду сбрасывают в рудоспуски на нижний горизонт, куда она падая дробится на более мелкие фракции и затем поднимается на поверхность.
У дозатора бункера с такого же рудоспуска на более верхнем горизонте стоял ещё один электровоз.
И этот уже точно действующий.
Помещение насосной одного из подъёмов для откачки с нижних горизонтов грунтовых вод, которыми богаты местные горы.
И хоть мы далеко ещё не в самом низу, местами и здесь воды почти по колено.
А это старые лотки дозаторов рудоспусков. Они уже не используются т.к. добыча теперь ведётся гораздо ниже.
Участки с нестабильной породой дополнительно усилены деревянной крепью.
Вообще этот горизонт конечно больше похож на заброшенный, но это впечатление обманчиво.
Далее нам предстоит долгий получасовой путь по спиральному спуску на более нижние горизонты, где происходит добыча руды. Сам спуск выглядит как практически голая горная выработка, которая постоянно поворачивает по спирали с уклоном вниз.
Снова выходим к трансформатору.
Восстающий ствол с кабелями, питающими трансформатор.
И выходим в забой, где стоит шахтная бурильная установка.
При помощи этой установки бурят шпуры на глубину в несколько метров, в которые закладываются заряды аммонала и происходит подрыв породы.
Забой, где происходят взрывные работы. После подрыва сутки оседает пыль и потом в забой направляются шахтные погрузочно-доставочные машины, которые вынимают отколовшуюся при взрыве породу и увозят к рудоспускам, где руда падает в бункеры, которые через дозаторы наполняют составы с вагонетками.
Собственно отколотая при подрыве порода.
На протяжении спирального спуска есть несколько таких рабочих горизонтов с забоями, обслуживаемых колёсной техникой. И да, именно так выглядят самые настоящие рабочие горизонты, а не так, как вы видели выше со светом и рельсами. Здесь туда-сюда снуют погрузочно-доставочные машины, а своды покрыты копотью от выхлопных газов.
Как раз в таких местах и надо искать интересные образцы минералов.
И сколов породы.
На одном из горизонтов мы снова выходим к рельсам, где стоял состав с вагонетками под дозаторами.
После чего направляемся к клетьевому стволу, чтобы отправиться ещё глубже на 140 метров, но об этом мы расскажем в нашей следующей статье.
Ну а на этом пока что всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.