Найти тему
Строительный мир

Стройка под грифом "секретно": одна из самых загадочных железных дорог России

Оглавление

Эту линию называют одной из самых загадочных на российских железных дорогах. Большая ее часть давно исчезла. По крайней мере, с карт. Существовала ли она в реальности, в том же виде, в каком представлена на схемах тех лет — остается вопросом.

© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0 (Опора одного из, возможно, так и недостроенного моста на участке Веймарн – Тихвин)
© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0 (Опора одного из, возможно, так и недостроенного моста на участке Веймарн – Тихвин)

Относительно реализации этого крупного проекта в источниках встречаются противоречивые сведения. А известные труды советского периода, посвященные истории железных дорог, практически не упоминали о данной стройке. Лишь в последние годы в научных изданиях были опубликованы исследования на данную тему, немного приоткрывшие завесу тайны.

Секретная стройка

Началось все в первой половине 1930-х, когда военные решили перевести флот из Кронштадта примерно на 75 км юго-западнее, на побережье Лужской губы. Предполагалось, что здесь в постоянной дислокации будет находиться свыше ста кораблей различных классов. К работам на участке приступили в 1937-м. В документах той эпохи кампания именовалась как «Строительство №200 НКВД СССР» или «Лужлаг». Учитывая назначение объекта, реализация проекта проходила в строгой секретности.

© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0
© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0

Железная дорога, о которой и упоминалось в начале, должна была соединить военно-морскую базу «Ручьи» с промышленными районами Урала и Поволжья. Линия тянулась почти на 300 км от узловой станции Вейрман до Тихвина мимо города Чудово, располагавшегося на 116-м км маршрута «Москва – Ленинград», и Будогощь.

В целом, стальная магистраль проходила в стороне от крупных населенных пунктов, а ее станции, как правило, носили отвлеченные названия, без привязки к близлежащим поселкам. Она пересекала ряд водных преград, самой крупной из которых была река Волхов, и два больших автомобильных шоссе — Ленинград – Москва и Ленинград – Киев, которое находилось в процессе строительства.

Противоречивые свидетельства

О ходе работ по сооружению железной дороги, если опираться на воспоминания участников и некоторые документы, известно немного. А имеющаяся информация весьма противоречива. Согласно одним сведениям, линию на всем протяжении сдали до начала Великой Отечественной войны. По другим данным, стройка велась и после 22 июня 1941-го. Существует предположение (и не без оснований), что она и вовсе не была закончена.

© Из статьи Половцева И. Н. Железная дорога Веймарн - Чудово - Будогощь - Тихвин: Строительство-75 НКПС // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — №1-2 (Фрагмент карты Ленинградской железной дороги, 1943 г. Участок Веймарн – Котлы был построен в 1926 г.)
© Из статьи Половцева И. Н. Железная дорога Веймарн - Чудово - Будогощь - Тихвин: Строительство-75 НКПС // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — №1-2 (Фрагмент карты Ленинградской железной дороги, 1943 г. Участок Веймарн – Котлы был построен в 1926 г.)

В недавнем исследовании Половцева И. Н. (автор опирается на архивные данные) отмечается, что на картах до 1940 года объект не встречается. Впервые магистраль (как действующая) указана на Схеме железных дорог и водных путей СССР в 1943-м (до этого в 1941 г. на одной из карт «железка» была отмечена строящейся). Согласно представленным данным, на линии находилось 25 станций и разъездов.

На немецкой карте того же 1943 года участки Вейрман – Лимовжа и Чудово – Грузино (именно на этом отрезке располагался мост через Волхов) обозначены строящимися (см. карту). На основании этих данных Половцев И. Н. делает вывод, что большая часть железной дороги Веймарн – Чудово - Будогощь – Тихвин была построена к середине 1941-го. При этом важно отметить, что секретность удалось сохранить, так как немцы узнали о наличии магистрали лишь по факту, когда линия фронта приблизилась к «железке».

© Из статьи Половцева И. Н. Железная дорога Веймарн - Чудово - Будогощь - Тихвин: Строительство-75 НКПС // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — №1-2 (Фрагмент карты Октябрьской железной дороги, 1943 г.)
© Из статьи Половцева И. Н. Железная дорога Веймарн - Чудово - Будогощь - Тихвин: Строительство-75 НКПС // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — №1-2 (Фрагмент карты Октябрьской железной дороги, 1943 г.)

К сожалению, часть документов относительно данного проекта была утрачена, а часть до сих пор остается неизученной. Поэтому с полной уверенностью сложно говорить об эксплуатации этой линии. После войны сохранился лишь 80-километровый участок Будогощь – Тихвин (действует он и сегодня, причем в отношении его также нет точных сведений, когда именно было открыто движение).

© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0 (Мост ч/з р. Пчевжа на участке Будогощь – Тихвин)
© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0 (Мост ч/з р. Пчевжа на участке Будогощь – Тихвин)

Скорость поездов на этом отрезке ограничена 40 км/ч. Грузовые составы из-за состояния полотна здесь не ходят. Примечательно, что через Будогощь и Тихвин (пока г. Чудово до 1944 г. находился в оккупации) некоторое время курсировала «Красная стрела», следовавшая по маршруту Москва – Ленинград.

Была ли дорога?

Что касается участка Веймарн – Будогощь, то его подлинная история неизвестна. Есть мнение, что реальное состояние этой линии сильно отличалось от того, что было обозначено на некоторых картах. Отдельные исследователи считают, что поезда никогда не курсировали по направлению Веймарн – Тихвин, так как, по их мнению, рельсы не успели уложить на всем протяжении маршрута, была лишь отсыпана насыпь.

© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0 (Опора одного из, возможно, так и недостроенного моста на участке Веймарн – Тихвин в конце 1950-х гг.)
© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0 (Опора одного из, возможно, так и недостроенного моста на участке Веймарн – Тихвин в конце 1950-х гг.)

Например, отмечается, что многие переходы через реки так и не возвели — опоры установлены, но следов монтажа пролетов нет. Во время боевых действий эти (видимо, так и недостроенные) искусственные сооружения взорвали. В ряде источников говорится, что отдельные участки трассы все-таки были готовы, например, Чудово – Будогощь (возможно, без моста через Волхов).

Существует в частности предположение, что на оккупированной части немцы проложили «железку» с колеей 1435 мм, которую потом разобрали, а до того при отступлении рельсы здесь демонтировали советские солдаты. Сегодня места бывших станций и разъездов на местности практически не прослеживаются. А по трассе, где когда-то, возможно, курсировали поезда, частично проложена автодорога (местами асфальтированная — см. фото).

© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0 (Некогда здесь, на участке Дивенская – Чудово, проходила железная дорога, 1983 г.)
© Александр Симо / vyritsa.ru / CC BY 4.0 (Некогда здесь, на участке Дивенская – Чудово, проходила железная дорога, 1983 г.)

Достоверно известно, что во второй половине 1940-х на участке Веймарн – Будогощь никакие работы по сооружению стальной магистрали уже не велись. Это было вызвано остановкой проекта по созданию военно-морской базы «Ручей». После вхождения в 1940-м в состав СССР прибалтийских государств, необходимость в его реализации пропала.

Интересно, что после распада Союза поднимался вопрос о возвращении к строительству данного объекта на побережье Лужской губы и непосредственно железной дороги. Но в итоге от этой идеи отказались. В дальнейшем новый порт появился в Усть-Луге. Историкам железных дорог еще предстоит решить проблему «белых пятин» этого советского проекта, который по сути так и остался нереализованным.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Воробьев Н. Н. Отчет об экспедициях по бывшей железной дороге Будогощь – Чудово – Веймарн 15-16 и 22-23 сентября 2001 г. [Электронный ресурс] URL: https://parovoz.com/stories/chudovo/ (дата обращения: 28.02.2024)
  2. Исаченко Г. А. «Окно в Европу»: история и ландшафты. — СПб., 1998. — С. 355
  3. Крюков А. М. Пути и тревоги. — Петрозаводск, 1979. — С. 103-108
  4. Петров П. В. «...Главную военно-морскую базу Балтфлота предполагалось предполагалось создать в Лужской губе». Базовое строительство в Финском заливе в 1935-1939 гг. // Военно-исторический журнал. — 2010. — №11. — С. 58-61
  5. Половцев И. Н. Железная дорога Веймарн - Чудово - Будогощь - Тихвин: Строительство-75 НКПС // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — №1-2
  6. Симо. А. Железная дорога Веймарн - Чудово - Будогощь - Тихвин [Электронный ресурс] URL: http://vyritsa.ru/publication/rw-veimarn-tikhvin/index.htm (дата обращения: 28.02.2024)

В статье использованы изображения с сайта Александра Симо vyritsa.ru по лицензии Creative Commons "Attribution" 4.0

🗺️ См. упомянутые станции и сохранившийся участок на современной интерактивной карте

См. больше фотографий и карт на сайте Александра Симо