Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Шизоидная организация (2 часть)

Читать начало статьи (1 часть)

Во второй части статьи я хочу перейти от теоретических концепций ближе к личности и предлагаю к рассмотреть шесть граней особенностей шизоидных ощущений:

  • Деперсонализация и дереализация вследствие первой ступени регрессии.
  • Чувство слабости и отсутствия самого Эго, пустоты, «ничто» внутри.
  • Страх полной гибели, исчезновения, человек чувствует, что он как бы на краю пропасти в которую готов бросится.
  • Неспособность иметь чувственную связь с другими людьми, ощущается как внутренний запрет на это.
  • Амбивалентное чувство тяготения к регрессии и страха, что бессознательное «насильно тащит» внутрь.
  • Одновременно влечение ко сну и невозможность расслабиться, из-за страха исчезнуть насовсем.

Первые четыре аспекта описывают настоящую отрезанность человека от внешнего мира, вызванную бегством внутрь и страхом. Следующие два скорее в качестве самозащиты против утраты связи с реальностью. Тот самый страх как раз и поддерживает связь с внешним миром, так как из-за страха потери контакта с реальностью и заставляет человека коммуницировать. Эту связь никак нельзя назвать теплой человеческой, она осуществляется механически. Либидинальное эго, оставляя центральное эго один на один с реальностью, также оставляет его без энергии. Когда человек строит свои связи, имея как основу страх, это приводит к параноидальному состоянию, от которого тоже нужно защищаться с помощью другой базисной эмоциональной реакции – агрессии.

Так человек прошедший шизоидное расщепление приспособленный механически действовать во внешнем мире, но, не живя в полной мере, как будто не касаясь ничего по-настоящему. Когда человек регрессирует, возникает крайнее истощение. Инфантильное слабое эго, в конце концов, оказывается вытеснено в бессознательное и это состояние расценивается как угроза, страх умирания на сознательном уровне. В то же время, когда начинает происходить истощение, оно переживается, как желание умереть или как желание регрессировать. Часто люди выказывают желание оставить все и убежать от жизни, заснуть на некоторое время или же рассказывают об утрате интереса и влечений, как желание уйти от контактов. Один из симптомов, который чувствуют многие пациенты, обозначается как «человек, который плохо может расслабляться», когда потребность во сне и отдыхе столь велика, сколь велика и невозможность это сделать. Тело и психика просто не способны выключится, мысли крутятся в голове, не умолкая. Если ночью человек часто в бодром состоянии, то естественно утром его ждет тотальная усталость, невозможность взяться за дела, апатия.

Без основного базисного чувства существования это состояние, в котором оказывается индивид, очень мучительно и в некоторых случаях заканчиваются суицидом, в менее экстремальных случаях – это выражается в форме истощения. Выбор в способе покончить с собой тоже не случаен и связан все той же регрессией и фантазией о новом рождении. Так духовка представляется как возвращение в матку и идентификацию с матерью, а выход в окно, как символ сепарации и желания родится вновь. Самоубийство шизоида в этом случае продиктовано не стремлением закончить жизнь как таковую, исключения составляют те случаи, где человек не видит выхода, утерял всякую надежду на понимание и уже не ждет помощи. Внутренняя самость шизоидной личности полностью изолирована, не способна чувствовать себя хоть кем то, общаться, слышать. Обычно, другому человеку сложно представить подобное, хоть и у каждого внутри в некоторой степени есть маленькая одинокая частичка личности. У шизоида это наглухо изолированный, эволюционно остановленный в начале пути центр личности находится здесь с самого раннего детства. Человек прямо говорит психотерапевту:

«Я не могу войти с вами в контакт. Если вы сами не сможете войти со мной в контакт, я погиб. Но у меня нет уверенности, что вы это сможете сделать, потому что вам ничего не известно об этой части меня. Об этом никто ничего не знает, и именно поэтому мне нельзя помочь. Я чувствую, что никогда не стану лучше и что вы не сможете меня вылечить».

При шизоидном распаде, когда человек не может вынести всю свою боль и бесплодность он отказывается от всех эмоциональных контактов. У таких людей обычно не встречаются замещающие симптомы (наркоманию, расстройства пищевого поведения), однако, это лишь потому, что они даже в этом смысле отказались от поиска, из-за безнадежности, апатии и утраты последней надежды.

Размышляя о вышеописанном, можно прийти к выводу, что мир шизоидной личности – сложная штука. Что жизнь слишком мучительна после того, что с ней произошло в детстве. Но рассматривая шизоидную личность в среднем, когда она успешно функционирует и не находится в кризисе, то можно отметить, что она может выглядеть более чем нормально со стороны других людей, да и по оценке самой личности тоже. Шизоидов привлекает творческая деятельность, они бывают, успешны в философских, теоретических, духовных дисциплинах. Их описывают как спокойных мягких людей, без капли агрессивности. Однако одновременно с этим шизоидные личности с упоением изучают случаи настоящих убийств и преступлений, проводят много времени за грезами о полном разрушении мира. Большинство высоко адаптивных шизоидов очень креативны и оригинальны. Они успешно вкладывают эти важные особенности в научные исследования, искусство, разработки различных теорий.

В личной жизни присутствует амбивалентность к объекту привязанности, они очень хотят близости, но ощущают ту самую угрозу поглощения со стороны других; сами дистанцируются и грустят из-за одиночества. К сексу относятся безразлично, несмотря на возможность получать оргазм. Это происходит из-за того, что секс тоже расценивается как некая ловушка. Одновременно с этим они могут мечтать о недостижимых сексуальных объектах и чувствовать полное равнодушие к тем, кто находится в непосредственной близости. Их партнеры часто говорят об этой механистичной манере любить.

Также, как и отгороженность в интимной жизни, отгороженность продолжается и в социальной сфере. Шизоиды могут быть абсолютно безразличны к оценкам их самих окружающими и тому, какой они производят эффект. Даже если шизоид понимает, что в конкретный момент нужно было бы приспособиться к ситуации (например, участие в общем разговоре), то они этого обычно не делают. Считая, что это неуместно и даже не честно действовать так, как от них ожидают, а не как они хотят сами. Иногда отмечается, что шизоиды могут относиться иронически или презрительно ко всему, по их мнению, «обывательскому». Их Я должно находится на расстоянии от остальных людей. Намеренный выбор эксцентричности и пренебрежения обычаями ограждает шизоидов от привязанностей, отсюда и вывод, что состояние одиночества менее болезненно, чем возможность поглощения. При выборе партнера не редко срабатывает затертая до дыр фраза про притяжение противоположностей и выбирают эмоциональных, экспрессивных, очень живых людей с большим социальным окружением. Это создает множество проблем, когда один партнер пытается приблизиться, а другой партнер (шизоид) отдаляется. Возможно, что у людей слишком часто складывается впечатление, что шизоидные личности холодные, безразличные ко всему люди. Но и они могут быть очень заботливы при условии сохранения своего личного пространства.

Самоуважению шизоида приходит на помощь творчество. Прежде всего, для них более значимыми являются именно аспекты личностной целостности и самовыражения, а не сторона самооценки. К примеру, у психопата критерием оценки будет доказательства его силы, для нарцисса – восхищение со стороны других, а шизоид стремиться подтвердить свою оригинальность и уникальность. И что важно, такое подтверждение должно исходить изнутри, а не снаружи. Из-за настойчивого желания аутентичности они практически всегда попадают в ту самую изоляцию в реальности, точно такую же, как и у них внутри.

Для записи на индивидуальную консультацию можно через обращения с самого сайта b17. Так же можно написать в мессенджеры (Telegram|WhatsApp) по тел. 8-915-123-76-32

Автор: Надежда Сергеевна Гладилина
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru