Январь стал у нас традиционным месяцем для поездок куда-то на север в последние годы. То это был тур в Великий Устюг, то это была зимняя Рускеала и Сортавала. В этот раз традиции изменять не стали и вновь едем на север. Только намного дальше, чем прошлые разы. У меня была давняя мечта добраться до Мурманской области, а Маша хотела немного покататься на чем-нибудь на горнолыжном курорте. Сюда на спасение приходит город Кировск в Мурманской области.
Билеты брали заранее, но и то еле урвали относительно дешёвые за 3900 в одну сторону. Обычный же фирменный плацкарт стоил вовсе от 6 тысяч. Недешевы нынче поездки по России, хоть и трубят о доступности туризма. Билеты урвали до станции Апатиты, а оттуда поедем в Кировск. План простой как часы, но никогда все так просто не бывает, как по мне. В Кировске уже забронировал квартиру, осталось дождаться дня отъезда. Это для меня будет первая дальняя поездка после всех осенних болезней - волнительно.
Ночью 15 января едем на Ленинградский вокзал минуя все эти модные МЦД, которые ближе к полуночи шли пустыми. На Петровско-Разумовской взглядом проводил короткую ЭТ2М на Крюково из Бологовского графика (снимок ее публиковал в последнем посте). А в 23.30 мы отправились до вокзала на комфортной Ласточке. Вокзал был удивительно пустым и не было никакой суеты, как обычно, бывает. Либо потому что все основные поезда ушли, либо из-за понедельника. Под посадку подали два состава - Мегаполис и нашу Арктику.
ТЭМка, к слову, не местная. Прошлым летом постоянно работала на участке Бологое - Сонково и Сонково - Углич, где частенько таскала вагоны Санкт-Петербург - Углич.
Мегаполис прибыл из отстоя по станции Ховрино, а Арктику вытащили с местного РЭДа. Поезд длинный, людей много, но самая большая посадка по традиции в наш вагон. При этом наш вагон выделялся окрасом. Достался нам плацкарт железных дорог Якутии из отказной партии, которую они оплатить либо не смогли, либо им чем-то вагоны не подошли.
Окрас прикольный и даже лого/код железных дорог Якутии присутствует. Простояв минут 10 в очереди на посадку заходим в наш вагон. Особых отличий от новых вагонов ФПК нет, разве что рабочие индивидуальные светильники у каждого, такое только в Рускеальском экспрессе встречал. Наполняемость поезда 100% по Москве, но было тихо и спокойно.
По пути залипал в окно, мимо внезапно прошел состав ЦППК резервом, не думал что они у нас по Октябрьской дороге так ездят. Обычно на ночной отстой остаются в парке, либо в депо(были моменты когда составы ЦППК загоняли в ТЧ-6). До Крюково обгоняли ночной трафик МЦД, машем ручкой дому и мчим в ночи на север. В Поварово по традиции пару контейнерных заметил, в Подсолнечной тишина, в Клину все спали сладким сном на ночном обороте и там внезапно обнаружился пассажирский состав без локомотива - интересно. Решетниково оказалось битком - много грузовых вагонов, ТЭМ18 был с лабораториями, пару ВЛ10У и ещё один пассажирский состав, но уже под тягой ВЛ. Странная вещь этот ночной главный ход. Всегда что-то интересное происходит - то перегонки, то грузовые, то еще что-то.
После Решетниково уже был в полудрёме, но спать было холодно. Очень сильно сифонило окно не высоких скоростях, что аж снег просачивался. Пришлось закрыть шторку, но помогло так себе, все равно было холодно. Вот и новые вагоны называется, может не просто так Якуты отказались от них? После Твери вырубился и так проспал аж до Санкт-Петербурга. Правда ночью просыпался несколько раз, все-таки тяжело даётся выезд по началу.
Изначально в Санкт-Петербурге выходить не хотел, встреча со знакомым сорвалась по уважительной причине, но раз проснулся - надо подышать воздухом. Питер встретил лёгким морозцем -9, но он ощущался куда сильнее этих цифр. Было зябко ходить по платформе. На соседний путь подавали под посадку поезд на Воркуту / Котлас, весьма длинный. Ох, как там кочегарили отопление! Весь перрон был в дыму, даже в какой-то момент стало тяжело дышать. Но зато люди в тепле поедут.
Пока шел до нашего локомотива, со стороны Бабаево прибывал пассажирский из Тюмени под тягой ЧС2Т в оригинальном окрасе. Обидненько, подумалось мне, немного не успел. А у нашего поезда уже сменилась бригада, точнее до Свири нас повезет машинист в одно лицо. До Свири все пассажирские (из Санкт-Петербурга) водят в одно лицо (только машинист). Такая же практика есть и на главном ходу от Санкт-Петербурга до Бологое.
Даже на фото попал кумар соседнего поезда. По вокзалу объявили о прибытии электропоезда Волховстрой - Финляндский вокзал, немного удивился, а потом вспомнил что станция метро Ладожская не работает и это некая компенсация. А потом увидел, что секция всего 4 вагона, значит это один укороченных рейсов Свири или Бабаево, правда может так и объявляют здесь с разбивкой по маршруту.
Погуляв ещё минут 5, вернулся в вагон где вновь отключился вплоть до Волховстроя. Подышал свежим воздухом называется. Проснулся подумав что мы уже в Свири, но нет. Даже подниматься не стал и дальше спать пошел. Очередная дальняя поездка и все сплю. Летом, правда, такого не е было, когда ездили на Владикавказ. Вообще получается первый раз еду по участку Ладожский - Волховстрой - Свирь на поезде. На электропоезде до Мги уже катались. Маленькое открытие на поездной карте. Ещё немного подремал и проснулся, когда мы ехали по зимней сказке где-то в лесах между Свирью и Волховом.
Давно я не видел такой снежный лес. Провода, деревья все было в белоснежных шубках. Маневровые светофоры на станциях напоминали зимние грибочки - после снегопада у них образовались милые снежные шапки. Вообще здесь станции будто замерли - все занесено снегом и просто безмолвие. Лишь редкие путейцы напоминали о жизни. У них здесь работы много - пока эти стрелки расчистишь и смена быстро пролетит.
Где-то через час мы прибывали на станцию Лодейное Поле, она в блоге уже разок упоминалась год назад, когда в Рускеале снимал местный Орлан до данной станции. Станция показалась большой, помимо транзитных поездов похоже есть и местные, и даже небольшое оборотное депо для тепловозов. Постояли несколько минут и отправились дальше. В северной горловине нас пропускало два грузовых, один из них был под тягой тройного дончака.
А за ним спрятался обычный дончак, поэтому в кадр парочка не влезла вся. После Лодейного Поля показалось, что снега стало ещё больше и лес был более волшебен. Выйти бы тут не каком-нибудь остановочном пункте и поснимать часок эту красоту. К слову, участок Свирь - Волховстрой не самый популярный среди фотографов. Следующая станция на нашем пути была Подпорожье, где поезд стоял 5 минут. Показалось что кроме станции и леса в округе нет, правда откуда-то внезапно выкатился рыжий КамАЗ, прям контраст на белом фоне. Следующая остановка была на станции Свирь.
Здесь у нас продолжительная стоянка на смену локомотива, ибо станция Свирь - станция стыкования. Дальше до Мурманска идёт переменный ток, тем самым для себя открываю полигон переменного тока Октябрьской ЖД. Выйдя из вагона здесь сразу встречают продавцы с рыбой, ягодами (варенье) и обедами. А мы поспешили в голову нашего поезда, посмотреть на смену локомотива. Наш ЭП2К не спешно отцепился и покатился в тупики станции, а эстафету принимает электровоз серии ЭП1. Он потянет наш состав до конца маршрута, лишь бригады будут меняться по пути.
Правда страшненький экземпляр попался, но электровозов в заводском окрасе в депо Кандалакша осталось очень мало. Думаю можно пересчитать по пальцам машины. Посмотрев на все маневры, решили подняться на мост и посмотреть на станцию сверху. Пока поднимались по лестнице, со стороны Подпорожья прибыл электровоз 3ЭС4К резервом и сразу пошел под состав. Тут дал камеру Маше, которая сделала этот кадр. Получилось хорошо, ибо пока электровоз шел маневровым порядком, успел и я снять, но у Маши вышло намного лучше.
Ну и посмотрим на общий вид станции. Если честно, думал что жизнь тут активнее, а оказалось не особо. Станция считай полупустая, будто движение здесь эпизодами.
В депо отдыхали пару ЭП1, один Ермак/Дончак (тут издали не разберёшь, больно они одинаковые) и один тепловоз 2М62У половинка. Видно из под рабочего поезда Токари - Лодейное Поле. Окинем взгляд на южную горловину станции.
В южной горловине проводил маневры один 2ЭС5К, что недавно прибыл с грузовым и ещё один электровоз под составом стоял в ожидании работы. Не густо, но и не пусто. Спустились к нашему вагону, а потом по станции объявили о подаче электропоезда на соседний путь. Посмотрев на время, подумал успею ли снять. Местные ЭД9М снимают крайне редко, да и объем движения от Волховстроя на север вплоть до Мурманска - почти никакой. В основном рабочие поезда, а пригородные перевозки выполняются по дням недели. А попался мне самый старый работающий электропоезд ЭД9М на полигоне от Свири до Мурманска. Есть, конечно, в депо один ЭД9Т и ЭР9Т, которые постарше, но это другая серия. Электропоезд подавался под рейс рабочего поезда до Петрозаводска, как раз уже путейцы были в ожидании посадки.
Вот и есть первый октябрьский переменник в коллекции. Напомню, что все электропоезда переменного тока приписаны к ТЧ-15 Санкт-Петербург Балтийский. Это может немного сломать шаблон, но это правда. На тяжёлые виды ремонта составы гоняют под электровозами на основную площадку. Есть конечно участки локальные типа Кемь, Мурманск, но ремонт там не проводят, кроме ТО. Уникальный полигон, конечно. Сразу вспоминались старые снимки с синими ЭД9М под ВЛ10 где-то под Мгой.
Сделав данный кадр мы сразу запрыгнули в наш вагон, ибо до отправления оставалось меньше 5 минут. Путь от Свири до Петрозаводска я проспал, налетела какая-то внезапная слабость. Проснулся когда уже подъезжали к городу, за окном был заснеженный местный парк в районе станции Голиковка. Город встречает лёгким морозцем и снегом. Стоянка тут полчаса, есть время погулять и даже выйти в город. Чем мы собственно и воспользовались, чтобы дойти до магазина пополнить некоторые запасы на оставшийся путь. Я не буду говорить, что первое впечатление о городе хорошее, такое было с Владикавказом и потом случилось обратное мнение. Но в целом - симпатично. Есть магазины рыбные, финские и прочие атрибуты Карелии. После закупки в магазине, у нас оставалось минут 20 чтобы немного прогуляться по окрестностям и не опоздать на поезд. А вообще хотелось снять местный вокзал - прекраснейшее здание. Но начнем с улочек. Вот туристическая "маршрутка" помчала по улице Шотмана.
Переходим пару раз дорогу и оказываемся на площади Гагарина. С учетом беглого осмотра - самое симпатичное место у вокзала и прекрасные ворота города. Два таких здания создают некие ворота, чем-то напомнило Минск, только тут в своем стиле. Снять вместе их не вышло, поэтому лишь половинка этих ворот.
На площади у вокзала еще остались новогодние украшения, а после снегопадов все елочки с огоньками получаются сказочными.
В целом, в теплое время года я бы хотел посетить данный город. Тут, говорят, хорошая набережная с видом на Онежское озеро, да и Карельская кухня это всегда вкусно (уха в частности). Окинем взгляд на проспект Ленина, где потихоньку начинался вечерний час пик.
А вот местный вокзал не смог уместить в кадре, хоть и взял широкоугольный объектив - уж больно огромное здание. Недавно оно прошло реконструкцию и ему сохранили исторический облик, что бывает крайне редко в наше время.
К поезду вернулись минут за 10 до отправления, к вечеру начало холодать, поэтому еще постояли минут 5 да пошли в наш вагон. За окном уже стемнело окончательно и разглядеть что либо было невозможно. Следующая крупная стоянка была в Медвежьей Горе через 4 часа, поэтому можно успеть покушать, поспать и еще раз покушать.
Станция Медвежья Гора была интересна своим вокзалом, который признан памятником архитектуры. Старое деревянное здание, да не в цветах РЖД - где еще такие можно найти в наше время? Кроме новоделов, конечно. Поэтому по прибытию на станцию я сразу потопал в сторону вокзала, чтобы его запечатлеть на память. К слову, морозец тут уже крепкий был, снег скрипел прекрасно под ногами. А сам вокзал - еще прекраснее. Очень рад, что смогли его сохранить до наших дней.
Рядом еще стоял памятник-паровоз, которому сделали освещение и полное осигналивание, но снять его нормально не удалось бы - сугробы здесь огромные! Давно я столько снега не видел, если честно. Поэтому обошли вокзал, посмотрели его со стороны города. Все же есть атмосфера в таких маленьких городах. Тишина, мороз и редкие машины приезжают к вокзалу. Получился атмосферный кадр с видом на улицу Кирова.
Как ни крути, но север это самое любимое место для поездок у меня. За каждую деталь цепляюсь и отдыхаю. Это не юг, где ты всегда в напряжении. Стоянка здесь была не пол часа, поэтому мы пошли к нашему вагону поближе, а то вдруг еще путь перекроют и все. Наш вагон в таком окрасе, конечно, смотрится иначе.
Через пару минут прошел мимо наряд охраны, подумал по мою душу, но нет, они прошли спокойно по своим делам и даже с ними вышел атмосферный снимок во время стоянки.
Времена сейчас не лучшие, поэтому не знаешь что ждать от людей, когда видят тебя с фотоаппаратом, но отмечу - на севере с этим намного спокойнее и больше понимания, чем в центре или на юге.
Недалеко от дежурки обнаружился старый деревянный барак, а в окне горели наши любимые свечи, которые нам полюбились еще с прошлогодней поездки в Сортавалу. С тех пор радуемся им, когда видим в окнах.
А теперь назад в вагон - греться, пить чай и можно немного подремать. Теперь у нас прогулка будет только в Сегеже, а это уже можно сказать на ночь.
Сегежа у нас была по маршруту через 2 часа и стоянка пол часа, чем многих удивила. Как все говорили, раньше стояли по 5-10 минут и все, а сейчас вот так. Грех не выйти перед сном подышать воздухом. Воздух был и правда свежий, а еще очень холодно. Прям мороз морозище по ощущениям был, хотя по градуснику около -17 всего. Из-за высокой влажности другие ощущения. Рядом со станцией находится множество озер и проходит Беломорско-Балтийский канал. Сама станция тоже оказалась крупной, если правильно заметил, то здесь есть как минимум два парка и даже свой контейнерный терминал. Постоянно слышались гудки маневровых составов. Прогулялись в хвост нашего состава, посмотрел на местный вокзал - ничего примечательного, но пусть будет для истории.
Решил постоять немного тут, вдруг чего проедет? Правда освещение на станции не лучшее, относит в далекое прошлое когда у нас везде было обычное оно, не светодиодное. В какой-то момент с юга послышался гудок и зазвенел переход, уже интересно. Потом показался прожектор, а поездом оказался резервный тепловоз ТЭМ2, который летел на всех парах куда-то на север. Вот кого давно не было в моем блоге, так тепловозов серии ТЭМ2 - олдскул уже можно сказать. В Москве и области эту серию можно найти только на подъездных путях у частников.
Приятный сюрприз, конечно. На фоне того, как у нас в Москве пропадают старые тепловозы - теперь за такой классикой ехать только на север.
Подышали воздухом 10 минут еще и бегом греться в вагон. Все-таки в Сегеже получилась самая холодная стоянка. Далее по маршруту я хотел выйти в Кандалакше, которая находилась уже в Мурманской области. После Сегежи я отрубился, лишь пару раз просыпался где-то уже в Мурманской области. Я бы наверное так и проспал до нашей остановки, если бы не соседи сверху, которые начали громко собираться, постоянно наступать на ноги. Весь вагон спит, а они громче всех собираются - не нормально это. Поэтому в Кандалакше меня уже разбудили и уснуть не смог, но выходить не хотелось, попивал себе чай спокойно. Смотрю очередь на выход вся пропала, а на соседнем пути четко по свету стоит местный электропоезд. Стоять нам еще было 10 минут, думаю, а дай выйду. Все-таки моторвагонка из Мурманской области - вещь крайне редкая.
Самое интересное, что в этот день пригородных поездов по Кандалакше в расписании не было, а значит стоял под посадкой очередной рабочий поезд, как было это в Свири. Надеялся на еще одну машину местную, а оказался ЭД9М с Северной ЖД из депо Данилов. Удивительная встреча, подумал я. Где Данилов, а где Кандалакша все-таки. Оказалось это машина здесь временно, пока один из ЭД9М ОКТ ушел на ремонт.
Тоже небольшой дебют в личной коллекции. Электропоезда переменного тока с Северной ЖД я тоже еще не снимал. При поездке в Вологду несколько лет назад - с этим не повезло. Да и кадр получился хорошим, все-таки новое освещение - это хорошо, для фото. Если правильно понял, электропоезд ушел рабочим поездом до станции Кемь. Не думаю, что он прям до Петрозаводска за день может доехать. К слову, в Кандалакше оказалось теплее, чем в Сегеже.
Сделав кадр вернулся в наш вагон допивать чай и завтракать. Конечно, такой прерванный сон не есть хорошо, впереди был сложный день. До Апатитов, конечно точки на нашем маршруте, ехать оставалось чуть меньше часа. Была стоянка в Полярных Зорях - из окна показался симпатичный город с яркими домами. Все они были покрашены в рыжий, зеленый и желтые цвета. Никакой серости, прям позитивом повеяло. А через пол часа были уже Апатиты. Оделись мы немного заранее, думали уже прибывает, а это оказалось поезд приехал чуть раньше графика и ждал разрешающего сигнала. За окном уже виднелись огни большой станции. Простояли мы так 5 минут, успели сжариться в вагоне немного, а за окном показалась настоящая зимняя сказка. Все провода, столбы были в инее. Выйдя из вагона мы очутились в сказке и даже было не холодно. План действий был простой - найти автобус и ехать в Кировск, но у нас никогда по плану ничего не бывает. Автобусы с вокзала ходят редко, поэтому нам пришлось коротать время на вокзале, где-то час точно, чтобы дождаться хотя бы городского автобуса и доехать в сами Апатиты, а оттуда уже следовать дальше. Но про Апатиты будет отдельный пост.
Посидев на вокзале пол часа, решили выйти подышать воздухом, как раз на перроне стало пусто и можно поснимать всю эту красоту.
Прогулялись в северную горловину, а там с фейерверком закатывался на станцию 3ЭС5К. Обледенение контактной сети дает о себе знать. Выглядит это эффектно и красиво, жаль что прибывал на дальние пути станции - не снимешь. Вообще вся станция Апатиты была забита составами из минеральных удобрений. Их производство находится здесь неподалеку и сеть промышленной ЖД очень развита и интересна. Пока ходили по перрону за составом прибыл резервом еще один 3ЭС5К. Эдакая мобильная зарисовка.
Впереди у нас было 3 дня на знакомство с двумя городами Заполярья, была экстремальная северная погода и прекраснейшие Хибины. Обо всем этом поговорим в следующих постах.
Поддержать канал на новый материал и путешествия:
Карты ЮMoney:
Юмани МИР - 2204 1201 0568 4373
Юмани - 4048 4150 4755 9139
Сбербанк: 639002389048243703