21,1K подписчиков

Полный усилитель из 90-х: Aiwa XA-950

2,1K прочитали
Aiwa XA-950 - очень популярный в 90-е годы аппарат: стоил не так дорого, но вполне функциональный, мощный и с приятным дизайном. У моего друга, в то время, была вся стойка компонентов Aiwa 950-й серии.

Aiwa XA-950 - очень популярный в 90-е годы аппарат: стоил не так дорого, но вполне функциональный, мощный и с приятным дизайном. У моего друга, в то время, была вся стойка компонентов Aiwa 950-й серии. Выглядело очень внушительно и, как мне тогда казалось, звучало отлично. С тех пор мне попадались в ремонт компоненты этой серии, периодически, но усилитель - в первый раз. По опыту уже знал, что придется искать в нем холодные пайки, как в большинстве усилителей 90-х, но масштаб бедствия меня немного удивил: каждая третья пайка была частично или полностью лопнутой по кругу. Вообще, качество припоя в импортных аппаратах часто вызывает вопросы. В аппаратуре СССР холодные пайки встречаются гораздо реже, если только роняли, наверное:). А после пропаивания импорта отечественным припоем ПОС-61 трещины в паяных соединениях больше не появляются.

Могу предположить, что не все видели, как выглядит "холодая пайка", поэтому сделал несколько фото с большим увеличением и обвел их оранжевым "фломастером":

Холодная пайка
Холодная пайка
Холодные пайки
Холодные пайки

Как видно на фотографиях, некоторые пайки уже треснули совсем, а некоторые на пути к этому. Но, раз уж завел об этом разговор, то отмечу, что это самый простой вариант холодных паек, которые хорошо видны под лупой в рассеянном свете. Есть вариант гораздо хуже - когда олово все на месте, трещин нет, а вывод элемента окислился внутри пайки и контакт отсутствует. Снаружи этого не видно вообще. Чтобы нивелировать возможное наличие таких дефектов, приходится пропаивать все. Это долго и муторно, но получается быстрее, чем потом отлавливать дефект, если он есть.

Вернемся к усилителю. Скомпонован стандартно для 90-х годов - проводов в разводке не так много, но на платах полно длинных дорожек и перемычек.

Aiwa XA-950, вид со стороны верхней крышки.
Aiwa XA-950, вид со стороны верхней крышки.

Корректор для винила ММ и МС, на отдельной плате, но он на ОУ с цепью коррекции в общей ООС. Интереса не представляет, с моей точки зрения. Выходной каскад на мощных Sanken, по одной паре на канал. Работает в классе АВ с малым током покоя - 35 мА. В блоке питания (общем на оба канала) установлена пара электролитов по 12000 мкФ/63 В. Силовой трансформатор могли бы и чуть помощнее поставить, но вполне сойдет. Селектор входов релейный. Регулятор громкости классический, на моторизованном потенциометре, но сам потенциометр очень простенький, как и все другие регуляторы.

Оконечный каскад одного канала
Оконечный каскад одного канала

Заявленные технические параметры:

Aiwa XA-950 - очень популярный в 90-е годы аппарат: стоил не так дорого, но вполне функциональный, мощный и с приятным дизайном. У моего друга, в то время, была вся стойка компонентов Aiwa 950-й серии.-6

Сервис мануал в сети есть, поэтому можно посмотреть и схему усилителя:

Схема УМ
Схема УМ

Оснащение стандартное: РГ, баланс, отключаемые в режиме Direct тембры НЧ\ВЧ, отключаемая тонкомпенсация, селектор входов (5 линейных, включая магнитофонные), вход\выход для подключения внешней обработки звука, селектор записи, режим Mute, Subsonic фильтр, выход на наушники, селектор на две пары АС.

Входные разъемы
Входные разъемы

Акустически терминалы винтовые, но без возможности подключения бананами.

Общий вид со стороны тыловой панели:

Aiwa XA-950, вид сзади
Aiwa XA-950, вид сзади

У усилителя было много мелких дефектов, связанных с непропаем, с грязью и окислом в контактных группах и потенциометрах. После проведения всех регламентных работ он заработал совсем по другому, но остался один дефект: заметный шорох при повороте ручки громкости, что было очень странно слышать после очистки химией и смазки регулятора. Насторожило и то, что он (шорох) был какой-то нетипичный - присутствовал в равной степени при любом угле поворота, что натолкнуло на мысль о каком-то другом его происхождении, не в чреве потенциометра регулятора громкости. Так и оказалось, причина была не в РГ. Честно говоря, доперло не сразу, но все-таки нашел: помеха была вызвана светодиодом индикации уровня громкости:). Чтобы не вешать проводок от светодиода на ручке громкости, было применено питание индикации с помощью скользящих по дорожкам контактов. Контакты и дорожки окислились со временем и при повороте ручки происходила постоянная "борьба" напряжения питания светодиода с окислом контактов, то есть окисел перманентно пробивался и помехи от этого получались лошадиной амплитуды. А вся эта система расположена на оси потенциометра РГ и помеха успешно передавалась в звуковой канал.

Фото для наглядности:

Система питания светодиода в собранном виде
Система питания светодиода в собранном виде
Система питания светодиода в разобранном виде
Система питания светодиода в разобранном виде

На фото контакты и дорожки уже очищены, они были черными. После сборки регулятора и усилителя дефект исчез совсем.

Послушал усилитель. Типичный Hi-Fi 90-х, ничего выдающегося, но и явных косяков нет. При значительном увеличении громкости СЧ становятся кричащими. Корректор для винила не подключал - не люблю активную коррекцию. На этом все, наверное.

Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.

Добавил эту статью сюда: Винтажные полные усилители в моих обзорах

Оконечные и предварительные усилители в моих обзорах

Цифровые источники звука в моих обзорах

Мои статьи о винтажных ресиверах

Мои статьи о кассетных деках

Мои статьи о винтажных проигрывателях винила

Мои статьи об импортных винтажных магнитолах

Мои статьи о катушечных магнитофонах

Мои статьи про аудио аппаратуру из СССР

Мои статьи о винтажных тюнерах и портативных приемниках

Ламповые усилители в моих обзорах

Моя коллекция аудиокассет

Все публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)