Найти тему
Алексей Стецко

Stand up Димы Коваля. Мнение о жанре и концерте.

Оглавление
Обложка. Всё ещё не придумал свой стиль.
Обложка. Всё ещё не придумал свой стиль.

О прививании юмора

Жанр Стэндапа был всегда от меня далековат. Юмору меня обучали в детстве самые провинциальные передачи: КВН периода Парапапарам, концерты Михаила Задорнова, театр "Кривое зеркало", "Смеяться разрешается", "Измайловский парк". Но я их смотрел и понимал, как не надо, какие фразы звучат слишком на поверхности, какие слишком политизированы. Кроме этого были американские мультфильмы, в которые сценаристы добавляли юмористические фразы или гэги: "Как говорит Джинджер" - ярчайший пример, "Губка боб квадратные штаны", "Жизнь и приключения робота-подростка". Нельзя не упомянуть слэпстик, за которым было интересно наблюдать в "Томе и Джерри". Ещё в детстве помню киножурнал "Каламбур": помню обрывки из "Деревни дураков" и "Крутого пике". Их, кстати, можно назвать образцом клоунады или анекдота, поэтому, наверное, их программы любили дети. Дальше юмор развивали сериалы и телешоу. Из зарубежных могу вспомнить только "АйКарли" - первый сериал, который я видел мельком, но удивило, что это именно комедийный сериал. В нём нет приключений, драм, монологов, романтических сцен - просто какая-то комедийная жвачка с закадровым смехом. В российских сериалах я черпал юмор из "Папиных дочек" и "Счастливы вместе". Потом рассвет "ургантовских" передач воспитал остроумие как у меня, так и других представителей моего поколения. Я говорю про "Большую разницу" (обычную и "в Одессе"), "Прожекторперихилтон", "Стенка на стенку", "Смак", "Вечерний Ургант". Кроме того, я ещё вспомнил, как находил у бабушки книжку с анекдотами и отрывной календарь с анекдотами. Так что эту ипостась юмора тоже хорошо изучил, но если меня попросить рассказать анекдот, я минут пять буду вспоминать что-нибудь эдакое.

А ещё дальше пришёл Интернет. Сначала были Ютуберы, из них помню точно Брайана Мапса и Ивангая. Сегодня что одного, что другого я не смотрю. Брайан Мапс стал слишком кривляться в пародиях и своих отыгрышах, юмористические приёмы стали повторяться и появился за него испанский стыд, обретший супертермин "кринж". Ивангай со временем просто стал комнатным растением, на мой взгляд. По-прежнему кривляться он не мог по причине возраста и статуса и стал делать обзоры на свою взрослую жизнь, влоги всякие там... интерес пропал в общем. Чувствовалось, что видеоблогинг стал для него обузой. Потом появился Twitch и я смотрел записи стримов JesusAVGN - прохождения игр интересные, смешные и ход мыслей этого человека мне нравился, но где-то года 3 назад я перестал его смотреть, потому что стиль повествования и юмор снова приелся как это было с Брайаном Мапсом, с "Кривым Зеркалом", с Михаилом Задорновым и КВНом.

Что прошло мимо

Мимо прошёл Аншлаг и Ко. Мимо прошёл Камеди клаб и другие ТНТшные проекты: Наша Раша, Убойная лига, Убойные ночи. Мимо прошло зарождение standup-комедии на ТНТ. Я помню, в году 2017 ТНТ стал активно крутить рекламу юмористов-текстовиков на фоне красной шторы или крипичной стены. Это был анонс "Открытого микрофона". Мне не понравилась манера выступающих и стиль анонсирования (который ТНТ использует по сей день). Манера выступающих, которых я краем уха слышал, такая, будто они учителя, что-то объясняющие классу детей с какими-то проблемами в умственном развитии. Фраза по типу "мне нагрубило пять таксистов за день" звучала в исполнии комика "МНЕ нагруБИЛО ... ПЯТЬ такСИСТОВ за день". Это было невозможно слушать. Они преподносили маловероятные вещи как невероятные. Где-то четвёрка таких фраз бралась, клеилась в перемешку со смехом из зала, и потом закадр говорил: "Открытый микрофон. В воскресенье. В восемь вечера. На ТНТ".

Что осталось сегодня?

Сегодня из юмора я подписан на некоторые каналы на YouTube, которые ведут комики. Но их я смотрю редко, чаще всё-таки стримы двух смешных людей, смешнее которых в русскоязычном стриминге я не знаю и вряд ли найду - это Илья Мэддисон и Алекс Гуфовский.

Почему вернулся интерес?

Во-первых, мне часто стали советовать посмотреть или сходить на стендап какой-нибудь. Потому что у меня стиль общения и рассказа, видимо, похож на тот который используют комики. Ну и что греха таить, пошутить в разговоре я тоже могу и вполне удачно. Во-вторых, жанр стал постепенно захватывать страну - люди расхотели смотреть КВНовские миниатюры про Чапаева и ООН, расхотели смотреть актёрский юмор в духе Александра Ширвиндта, Юрия Стоянова, Вячеслава Полунина. А захотелось текстовиков - истории про грубящих таксистов. Захотелось иронии, которой пропитаны глаза Юлии Ахмедовой. И народ потянулся к стендапу. Благо были ранние примеры: юмористические монологи того же Задорнова, Петросяна, Галкина, Дроботенко. Просто эти монологи стали менее актёрскими, менее выдуманными и более изобретательными в плане юмора.

Справедливости ради, у меня интерес вернулся не ко всему жанру в целом. Я смотрел один концерт Джимми Карра (иногда я также как и он смеюсь), ознакомился с тусовкой Стендап Клуба №1, но дальше не заходил - ТНТшный юмор с давних времён, как вы могли прочесть выше, у меня не в фаворе, а других зарубежных комиков я тоже не смотрел. Такая долгая преамбула была к тому, что все события в моей жизни, связанные с юмором и разговорами о юморе, сподвигли меня купить билет на концерт Димы Коваля 1 марта в Томске.

Мой билетик
Мой билетик

Юмор - это трудно

Я обязательно хочу сказать, что юмор всегда субъективен, всех охватить шутками невозможно. Если бы в США узнали, что смешно для моего папы, его бы давно засудили за оскорбление... ткани бытия. И, конечно, я понимаю отношение комиков к критике, когда им пишут, что не понравилось. Творчество комика во многом трудное из-за попыток придумать шутку, это ещё не говоря о труде запомнить текст без листочка, о поездках по миру, поддержке соцсетей и отбивания от хейтеров. Этого не понять тем, кто не придумывал шутки на зал. Например, в 8 или 9 классе я участвовал в школьном КВН на Новый год, и мы брали рядовой сценарий с анекдотами и отыгрывали по технике "мясного забора". Все стояли, пара человек из ряда делало шаг вперёд, отшучивала анекдот и вставала обратно в ряд. Вишенка на торте "Ла кринже" - переделанные песни старых времён про желание победить в игре из творчества группы Мираж, и Юрия Антонова. Мне сценарий казался плоским, несмешным, но аргументировать и тем более предложить что-то своё я не мог. Не было тогда ещё таких навыков в целом. К тому же могут не понять вкус, сказать, что шутка несмешная - в общем предложения несли за собой репутационные риски. Объяснять другим идею своей шутки - это жалко. В этот период жизни я и задумался, как же всё-таки трудно написать шутку. Когда ты пишешь шутку, ты вечно сомневаешься. Вроде бы написал её по схеме "сетап-панчлайн", но тебе она понятна и оттого не веселит. А ведь надо понять, будет ли она смешна другому. Так что жизнь комика полна ещё и проверок, кучи провалов, тишины в зале, непонимания, как и жизнь любого артиста.

Я всё это вёл к тому, что я с уважением отношусь к труду всех комиков. И если я в дальнейшем напишу что-то неприятное, может даже оскорбительное, я это однозначно не со зла. Каким бы моё мнение ни было, я не изменяю отношение к жанру стендапа и Диме Ковалю - то есть по-прежнему очень уважаю и желаю только процветания.

И как тебе концерт?

Да в целом неплохо. Дима Коваль - один из комиков Стендап Клуба №1, насколько я понимаю. Ознакомился с некоторыми выступлениями, концертами, чтобы понять чего ожидать. Мне чисто шуток не хватило. Стиль повествования грустящего, депрессивного мужчины мне быстро приелся, стало понятно, как будет развиваться тот или иной сюжет. Хоть Дима и говорил, что за некоторые эпизоды жизни ему стыдно, я бы поступил ровно также по-глупому.

А поподробнее?

Сначала вышел ведущий мероприятия и рассказал немного о правилах. Для меня очень странно звучит правило: "если вам смешно, смейтесь громко - так вы поддержите комика". Я обычно в голос не смеюсь на многочисленную публику; смех Джимми Карра бывает в маленьких кругах знакомых мне людей. На публике если мне смешно, я либо улыбнусь, либо хмыкну. Собственно, ни моя улыбка, ни мой хмык из зала не будут видны и слышны (мы в темноте сидели). То есть по этому правилу я должен переломить себя и смеяться смехом Джимми Карра на моментах, где я обычно хмыкаю - ну я же должен поддержать комика. Поэтому частично я себя представлял на сеансе у стоматолога - главное не смыкать челюсти, мой громких смех всегда может понадобиться. Это всё шутки... я этому правилу не следовал. Вокруг сидело много девушек со звонким естественным смехом, так что поддержать было кому, а против своей природы я не шёл.

Далее было два разогревающих комика из Томска. Сначала ведущий объявил какую-то девушку. Я громко поапплодировал, потому что, во-первых, комик на холодный зал - это сложно, во-вторых, вызывают девушку, а женский стендап по мнению обывателей полон стереотипов. В зале было много тех, кто пришли в первый раз на стендап, поэтому я предположил, что ожидание шуток про глупых мужиков, фен Дайсон и песни Анны Асти витало в воздухе. Но, как бы я хорошо ни относился к Томску и стендапу, эта комикесса зашла прооосто в тишиняку. Столько шуток на одну тему, которая расположена ниже пояса, у девушки явно какая-то озабоченность. А типа... не знаю... про магазины может шутки есть какие-нибудь? Может из житейских диалогов с друзьями что-то забавное запомнилось? Второй комик был поприятнее в плане юмора, культуры, мысли. Там даже была логика повествования. В общем так или иначе разогрев выполнил свою задачу.

Стоит отдать должное томскому залу. Это очень поддерживающий зал. Он не смеялся над ерундой, он мог помолчать в моментах, где не надо смеяться, он часто апплодировал с целью поддержать комика. На это даже потом поругался Дима Коваль, сказал его не поддерживать и хлопать только тогда, когда прямо получили кайф. Ещё томский зал - это воспитанный зал. Когда задавался какой-то интимный вопрос, люди стеснялись хлопать и говорить. На это было сказано: "я забыл, что вы из воскресной школы пришли". Понятно, ради шутки, но это не значит, что зал целомудренный, просто он воспитанный, а интимные вопросы не зря называются "интимными".

Мне было большую часть времени всё-таки грустно, чем весело. Все шутки были сторитейлингом о психотерапии, родителях, наступившем тридцатилетии, отношениях. И комедийный эффект возникал от того, что кто-то чего-то не понял либо кому-то стало плохо. Могу вспомнить пару примеров:

Говорят, чтобы не было грустно, нужно найти какое-то хобби. Я записался на лепку из глины. И вот я сижу, вожу руками по глине и думаю: я, наверное, приду домой, включу газ и усну
И женщина мне говорит <дальше какие-то слова, не вспомню уже> ну а я отвечаю, что тогда пойду сейчас в душ и повешусь там, наверное

После обеих фраз в зале был смех. Дима Коваль - это грустный клоун, в хорошем смысле слова "клоун", а не в отцовском смысле. Весёлые клоуны людей настораживают, но грустные клоуны людям более понятны. И всегда там где находится веселье, там рядом и грусть. Хорошо, что после тех фраз звучал смех, мне, например, было грустно, что Дима Коваль какие-то неудачи сводит к самоубийству. Я молчал, но хорошо, что другие в зале смеялись от абсурдности ситуации, поддерживая тем самым комика в смехотворности мысли о самоубийстве. Были и смешные шутки, действительно смешные, я даже хлопал и хмыкал громче обычного, но, повторюсь, грустная составляющая перевешивала.

После концерта

Я стоял в очереди в гардероб. Рядом со мной стояла девушка и рядом с ней её парень. Парень уже взял куртку и стоял с девушкой за компанию. Стендап пробуждает в людях их природное петросянство, и тот парень как бы глазами искал о чём бы пошутить. И он говорит девушке, что видимо все эти люди - либералы, потому что они любят стоять в очередях... Когда я в детстве пытался петросяничать, мне мой брат говорил: "Ты понимаешь, что это за слово?". Я отвечал, что нет, а брат спрашивал: "И зачем ты тогда его говоришь, если не знаешь, что оно значит?". Это я к тому, что шутка того парня до боли нелепая. Во-первых, мы не любим стоять в очередях, нам приходится стоять в очередях, иначе мы не заберём свою верхнюю одежду просто-напросто)) Во-вторых, я не знаю факта о том, что либералы любят стоять в очереди. Возможно корни растут из факта, что в очередях стояли в СССР, но в СССР была идеалогия коммунизма.

Если копать глубже, то, возможно, кто-то увидел в стендапе Димы Коваля соревновательный момент. "Я могу так же и даже лучше" - думал тот парень. А если копать ещё глубже, то я считаю, что люди пришли послушать человека, а не смешные шутки. А потому концерт большинству понравился, Дима Коваль во многих аспектах жизни откровенен, честен, искренен - это не может не подкупать. Хотя когда он говорил, что новосибирский зал хуже томского, я думал, что он кривит душой - надо же как-то поблагодарить зал, в котором выступаешь. Смешанные чувства.

О кумирах и фанатах

У меня уже несколько лет сидит мысль, что я совсем перестал понимать смысл фанатизма. Я, например, фанатею сейчас по эмокору (ещё до того, как его упомянул публично Дима Коваль), но, встретившись с солистом Оригами, мне нечего будет у него спросить. Можно спросить, какая у него любимая пицца, какой любимый город, как к помидорам относится в целом, но глобально... в чём смысл этих вопросов? Понять насколько вы похожи? И если я раньше удивлялся, почему люди в телевизоре при личной встрече с кумиром говорят ему "спасибо за творчество", сейчас я понимаю, что больше-то сказать кумиру и нечего. На это мнение ещё повлияли две детали: порицание обществом "душноты", то есть скучных и зачастую заумных комментариев, фраз, бесед, и пришедшее понимание, что артист - тоже человек, а не небожитель. Поэтому, к сожалению для меня, личность кумира стала быстро понижаться до уровня обычного человека, а фанатение превратилось в воодушевление творчеством.

Первые минуты стендапа у меня было желание рассматривать человека, которого я вижу в 3D, а не в 2D на экране ноутбука. Стадия шока. Ты пропускаешь какие-то слова мимо ушей, потому что слышал этого человека ты и раньше, но видел вживую - впервые. Это характерно для любых артистов, приезжающих в ваш город. Потом наступает стадия привыкания - ты смотришь, слушаешь, осознавая, что это в Томске, что это в Дворце зрелищ и спорта, что до сцены тебе около десятка шагов и что на сцене стоит человек из Интернета. Потом наступает стадия забвения - ты превращаешь все события в голове в привычный себе формат. Ты перестаёшь понимать, что смех зрителей - это смех томичей, сидящих рядом с тобой. Смех томичей становится смехом москвичей (там небольшая разница, люди смеются одинаково). Артист в туре снова становится 2D артистом из экрана ноутбука, только немного ракурс изменился. Звук живой превращается в цифровой звук, исходящий из наушников, хотя наушников на тебе нет. Последняя стадия - стадия тщательности. Возвращается ощущение времени, ты понимаешь, что скоро артист уйдёт, а ты по-прежнему в стадии забвения и не можешь снова вслушаться или всмотреться в комика. Ты стал поглощать чипсы горстками, перестав чувствовать вкуса каждой чипсинки. Ты набиваешь желудок (голову), не распробовав вкуса. И ты начинаешь вслушиваться, всматриваться ещё активнее, чем в стадии шока. Жаль, что через 2 минуты концерт закончится.