Не то, чтобы Скарлетт, Каренина или Эмма Бовари - женщины обыкновенные и нам более не интересны. Просто хочется рассказать и о других книгах, других героинях - не менее достойных. Тем более есть среди них малоизвестные произведения. Итак, поехали:
Жозеф Кессель «Дневная красавица»
Роман впервые был издан во Франции в 1928 году и думается мне, произвел скандальный фурор. История, которая и сейчас выглядит очень аморально, что уж говорить о начале XX века. В 1967 году вышла достаточно вольная экранизация режиссера Луиса Бунюэля, который на главную роль пригласил Катрин Денев.
Северина – молодая и красивая женщина. Она замужем, она богата, но есть в ней червоточинка, связанная с принятием собственного тела и сексуальностью. Чтобы воплотить свои фантазии, Северина устраивается работать… в бордель. На дневные смены, ибо вечерами и ночами должна быть с мужем, как всякая респектабельная дама своего круга и уровня жизни. В доме свиданий очень скоро она становится звездой.
Меня в свое время книга просто поразила. Это судьба, которую можно разбирать на приеме у психотерапевта.
«Нужно уметь также презирать ложную стыдливость, как мы презираем дурной вкус».
Елена Чижова «Время женщин»
Роман - победитель литературной премии «Русский Букер» 2009 года.
Три одинокие старухи - Ариадна, Гликерия и Евдокия, живут в 50-60-ых в Ленинградской коммуналке с немой девочкой, которая общается с ними при помощи рисунков. Девочку подбросила старухам на воспитание Антонина, соседка по коммуналке, а после её смерти ребенок остается в пожилыми женщинами, каждая из которых как лицо ушедшей эпохи.
«В детстве я не умела разговаривать. Мама водила по врачам, показывала разным специалистам, но все без толку: причины так и не нашли. Лет до семи я молчала, а потом заговорила, хоть сама этого не помню. Бабушки тоже не запомнили – даже самых первых слов. Конечно, я их спрашивала, а они отвечали, что я всегда все понимала и рисовала картинки – вот им и казалось, будто я с ними разговариваю. Привыкли отвечать за меня. Сами спросят, сами и ответят… Раньше мои картинки лежали в коробке. Жаль, что они не сохранились: тогда я бы все вспомнила. А так не помню. Даже маминого лица».
Мэри Линн Брахт «Белая хризантема»
Драматическая история, основанная на реальных событиях, о двух сестрах, разлученных судьбой.
Во время Второй Мировой войны японские военные придумали для своего утешения и развлечения «станции скорой сексуальной помощи», где должны были добровольно работать японские проститутки. Но что-то пошло не так, японки не стремились к такому счастью. Тогда в ход пошли кореянки с оккупированной территории – это было практически рабство.
В Японии до сих пор эта часть истории представляется как что-то редкое и по собственной воле. А в 2011 году в Сеуле, прямо напротив посольства Японии установили статую Мира, в надежде на то, что правительство страны хотя бы принесет извинения.
«Они возвращаются на родину и делятся восторгами. Рассказывают о нашей жизни друзьям, расписывают, какие мы. А раз о нас говорят, то мы никогда не исчезнем».
Кейт Мэннинг «Моя нечестивая жизнь»
Роман, в основе которого лежат случайно найденные дневники Энн Троу Ломан (1811–1879), известной под именем мадам Рестелл, которая практиковала акушерство в Нью-Йорке в течение почти сорока лет. Удивительная, местами шокирующая история, от которой и правда сложно оторваться.
«Помни, Энни, милая моя, что душа жизнь у акушерки широкая и благородная, что акушерка восприемница величайшего благословения, которым Господь удостоил нас, жалких тварей. Но акушерка должна справляться со сложностями, уметь находить то, что я называю "меньшее зло". Ты должна научиться не судить людей слишком строго. Если не научишься, ты не годишься для этой работы».
Фредрик Бакман «Здесь была Бритт-Мари»
История норвежской пенсионерки, ставшая международным бестселлером.
Я обожаю Бритт-Мари, жизнь и быт которой содержатся в идеальном порядке. Ложки следует хранить так то, ужинать ровно в шесть (только сумасшедшие ужинают позже), а чехол для матраса нужно чистить только определенным средством. Боже упаси нарушить порядок. Каждая минута Бритт-Мари устроена, распределена и грамотно спланирована. Но случается так, что Бритт уходит от мужа, с которым прожила, казалось бы, душа в душу, целых сорок лет, и переезжает в захолустье, где неожиданно начинает работать в молодежном центре с трудными подростками.
«Несколько лет превратились в еще несколько лет, а еще несколько лет превратились в жизнь. И однажды утром обнаруживаешь, что позади осталось больше жизни, чем впереди, и не понимаешь, как так вышло».
Дэвид Эберсхоф «Девятнадцатая жена»
Книга о многоженстве, частично основанная на реальных событиях, происходящих в XIX веке поселении мормонов в районе Большого Солёного Озера. Местами волосы вставали дыбом.
Энн Элиза Янг - девятнадцатая жена и беглая супруга Бригама Янга, второго президента Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Она посвятила жизнь разоблачению многоженства, добралась до сената США и генерала Гранта, и добилась официального отказа церкви от этой практики в 1890 году.
«Говорят, ничто не залечивает рану лучше, чем время. В полигамном браке ничто не притупляет боль от появления новой жены лучше, чем появление еще одной, после. В полигамных семействах существует жестокая логика. Жена обычно игнорирует женщин, появившихся до нее, но испытывает ненависть к первой же появившейся следом за нею. Когда же эту новую женщину сменяет другая, предыдущая получает совсем не христианское удовольствие, видя ее страдания, так похожие на те, что испытывала когда-то она сама. Но это не всегда так. Многие женщины слишком благородны душой, чтобы питать подобные чувства».
Александра Нарин «Залив девочек»
Просто удивительная малоизвестная книга современной российской писательницы, в которой переплетаются судьбы тамильских девушек, девочек, женщин. Название романа – это отсылка к стихотворению индийской поэтессы Тишани Доши: «Доктор и его ржавые инструменты, мусорщик, мама, подписавшая кровавое соглашение, слышите шум истока из чрева земли? Это песня миллионов девочек».
«Даже самая плохая любовь лучше, чем жить, как пустая чашка, не зная сладости чая».
Мишель Фейбер «Багровый лепесток и белый»
Название романа очень красноречиво отражает метафоричность героинь и взято из стихотворения Теннисона. Это история двух абсолютно противоположных во всём женщин, которые связаны одним мужчиной - Уильямом Рэкхемом.
Первая – его супруга Агнес, просто ангел во плоти. Невинная девица из пансиона, которая не смыслит ни в жизни, ни в мужчинах, ни в том, что вообще такое брак и супружеская жизнь – ровным счетом ни че го. Вторая – его любовница и содержанка, уличная проститутка по прозвищу Сахарок, мечтающая писать книги.
Довольно объемное, очень интересное и откровенное произведение о жизни в викторианском Лондоне. По книге снят сериал, очень крутой, тоже рекомендую.
«Ни один добродетельный мужчина не позволяет себе помышлений о плоти, а добродетельные женщины о существовании ее не ведают и вовсе».
Стивен Кинг «Долорес Клейборн»
Обычная для Кинга игра в психологию. В данном случае психологию убийства.
65-летняя вдова Долорес подозревается в убийстве своей хозяйки Веры Донован, у которой она трудилась в качестве домработницы и сиделки. Конечно, женщина свою вину отрицает, но однажды признается констеблю, что тридцать лет назад убила своего мужа.
«Все, что я сделала, я сделала ради любви… из-за естественной материнской любви к своим детям. Это самая сильная любовь в этом мире, и самая смертельная. Нет на земле человека сильнее и страшнее, чем мать, которая боится за своих детей».
Джоди Пиколт «Цвет жизни»
Рут - чернокожая медсестра-акушерка с двадцатилетним стажем, которая однажды сталкивается с семьей расистов. Бауэры требуют отстранить её от работы с их новорожденным малышом, и руководство больницы, несмотря на высокую квалификацию акушерки и во избежание скандала, идёт им навстречу. А когда на следующий день у ребенка возникают серьезные проблемы со здоровьем и ему требуется срочная помощь, видит это только Рут. Рут, которой нельзя прикасаться к белокожему ребенку Бауэров.
Это очень драматичная книга, которая задевает за живое и заставляет задуматься о многих вещах, помимо расизма - медицинская этика, человечность, жизнь невинного младенца.
«Дети - они как чистый лист. Они не приходят в этот мир, наделёнными взглядами родителей, или надеждами, которые даёт церковь, или способностью делить людей на группы - те, которые им нравятся, и те, которые не нравятся. Приходя в этот мир, они не имеют ничего, кроме потребности в комфорте. И они примут его от кого угодно, не оценивая дающего».