18 марта 1856 года был подписан Парижский мирный договор. Крымская война была окончена. В том же году Путилов благополучно завершает проведенное им строительство канонерского флота, спасшее столицу, да и всю Россию от захвата иноземными государствами.
В это же время Николай Путилов успешно пробует себя в издательском деле, выпустив 37 томов «Сборника известий, относящихся до войны 1853-1856г». Труд весьма достойный и характеризует Путилова как вдумчивого историка и патриота своего отечества. А отечеству настало время извлекать уроки из прошедшей войны, преодолевать военную и экономическую отсталость.
Николай Иванович обращает внимание общественности на необходимость модернизации оборонного комплекса России и полное перевооружение. А начинать надо с развития горнозаводской и металлургической промышленности. Испытав на своем опыте нехватку железа в Петербурге при сооружении канонерской флотилии, Путилов обращает взор на соседнее Великое княжество Финляндское. В 1857 году он запускает производство железа в Финляндии.
Этому решению способствовало знакомство Путилова с заводчиком Джозефом Томпсоном, владельцем небольшого чугунно-литейного завода на 7-й версте Шлиссельбургского тракта, которому нужен был надежный компаньон для развития железоделательного производства в Финляндии. Что совпадало с мыслями Путилова об освоении близлежащих к Петербургу сырьевых источников. Кстати пришелся и полугодовой отпуск от Морского Министерства.
В январе 1857 года Томпсон с Путиловым отправились в Финляндию. Там Томпсон приобрел принадлежавший предпринимателям Голенбергу и Бойе чугунолитейный завод «Хаапакоски» в 40 верстах от озера Сайма в Санкт-Михельской губернии. Завод, располагавшийся на острове у слияния рек Пьехинйоки и Хаапайоки, был основан еще в 1842 году.
Путилов становится директором завода и занимается его модернизацией. Исследует образцы озерных руд, являвшихся сырьем для местных железоделательных заводов. Лаборатории Горного ведомства установили их качество и сравнительно высокое содержание в них железа. Это открывало перспективы по выплавке качественного металла и транспортировке его в Петербург.
19 августа 1857 года Путилов увольняется со службы в Кораблестроительном Департаменте Морского министерства в чине коллежского советника и переезжает в Хаапакоски на производство. Для нужд предприятия он строит небольшой кирпичный завод и пильную мельницу, заказывает дополнительное оборудование. Свежий, чистый воздух благотворно сказался на здоровье Путилова. А его компаньону Томпсону финский климат не подошел. Тот решил отойти от дел и предложил Путилову купить завод. Денег у Николая не было, и он обратился в Морское Министерство, где помощником управляющего служил Николай Карлович Краббе, как и сам Путилов выпускник морского кадетского корпуса и большой патриот отечественной промышленности.
Морское министерство нуждалось в хорошем железе, и предложение Путилова при поддержке Краббе нашло отклик. Главный начальник флота и морского ведомства, великий князь Константин Николаевич, помня деятельного и честного Путилова, распорядился о заключении с ним договора на поставку металла Морскому Министерству и о выдаче кредита на приобретение завода в Хаапакоски (HaapakoskenHaapakosken rautaruukki). Путилов становится владельцем завода. С этого момента начинается его частная предпринимательская деятельность.
Поддерживаемый великим князем и Морским министром в лице Н. К. Краббе, Николай Иванович в 1858 году впервые осуществил выплавку железа из озерных руд Финляндии для нужд Адмиралтейства.
Как добывали руду в озерах? Стоя на плоту, руду искали, прощупывая дно шипастой палкой. Затем руду подцепляли со дна совком с длинной ручкой или лопатой и выкладывали на плот. Куски руды промывали и сбрасывали в ящики, полные ящики переправляли на лодке на берег. Там руду собирали в большие кучи-«рутники» (rutnikoiksi). В них она лежала до морозов. Затем руду обкладывали хворостом и поджигали. После первичного отжига ее отвозили на металлургический завод.
Озерная руда отличается от горной легкоплавкостью и содержит около 33% железа. Если озерной руды было недостаточно для производственных нужд завода, то из Петербурга привозили железный лом. Предпринималась попытка поднять руду механическим способом. Был построен небольшой корабль с выносной опорой, но по какой-то причине механический подъем руды не пошел.
На заводе, после реконструкции его Путиловым, работали: доменная печь, три сварочных и девять пудлинговых печей. В сутки завод производил 250-300 тонн чугуна.
В 1857 году, в 13 верстах от Саймы на водопаде Хуутокоски (Huutokoski) Путилов начал строить Екатериненский завод (Putiloff`s Ekaterine Bruk), названный так в честь любимой жены Екатерины Ивановны, с которой он обвенчался в том же году. В январе 1858 года завод был построен. Он был оснащен двумя паровыми машинами на 200 лошадиных сил, двумя водяными колесами, имел доменную печь; 9 пудлинговых, 3 сварочных и 3 паровых молота, кузницу, модельную мастерскую. При заводе была открыта больница и магазины.
Поскольку на заводе было много семей с детьми, Путилов с женой решили основать народную школу для заводских детей. Екатерининская школа «Katariinan koulun» начала действовать в 1869 году. При школе Путиловым была открыта библиотека.
Екатерининский завод выдавал 400-600 тонн чугуна в сутки. Специализировался завод на выплавке пудлинговой стали. Пудлингование - один из наиболее физически тяжёлых способов получения стали. Пудлинговщики перемешивают металлической штангой смесь расплавленного металла и шлаков. При перемешивании на штангу налипал металл, а расплав становился более вязким. На конечной стадии процесса пудлинговщики длинными ломами раскалывали тяжёлую тестоподобную массу на несколько кусков, затем сплавляли их в печи и повторяли процесс несколько раз. Изделия завода отличались высоким качеством.
В 1868 году был построен третий завод в Финляндии - Орави (Oravi Bruk). В том же году Путилов приобретает производство в Петербурге.
Путилов стал настоящим заводчиком, а отчизна получила качественную котельную сталь взамен английской, поставляемой до этого фирмой Лоу Мур (Low Moor).
Руды каждого озера исследовались в собственной лаборатории Путилова. Доставка металла в Петербург производилась с пристаней озера Сайма на трех собственных пароходах и 20 баржах. На Путиловских заводах работали только русские мастера, приглашенные из Петербурга, а подсобниками работали местные жители. Но постепенно они набирались опыта. Местные финские рабочие осваивали более квалифицированные профессии. Путиловские заводы дали рабочие места, принесли развитие и заложили крепкую основу металлургической промышленности Финляндии.
Сооружение четвертого завода в Санкт-Михель (фин. Mikkeli, швед. Sankt Michel) началось в 1870 году. В 1872 году завод начал выпускать продукцию. Путилов предполагал построить и пятый завод в районе озера Сайма, но рентабельность предприятий начала снижаться, и Николай Иванович отказался от этой идеи.
Механические заводы Санкт-Петербурга предпочитали использовать качественное железо финских заводов Путилова, которое к тому же было дешевле уральского и импортного. На финляндских заводах изготавливали оборудование и механизмы для Обуховского и Путиловского заводов.
Путилов представлял образцы металла и изделия своих заводов на мировых и всероссийских выставках. На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 года экспонаты заводов Путилова имели большой успех. Они были отмечены высокими наградами и на Всероссийской Политехнической выставке в 1872 году. На выставку в Вене в 1873 году Путилов привез образцы финляндских руд, стали и рельсов, за что был удостоен награды, «За прогресс».
24 октября 1872 года был высочайше утверждён устав Общества Путиловских заводов, в которое вошло 5 предприятий. Наряду с двумя заводами в Петербурге (рельсовый и механический завод на Петергофском шоссе и завод «Аркадия» на Обводном канале) в активы Общества вошли 3 завода в Финляндии: Екатерининский, Гапаковский (Хаапакоски) и Орави.
В 1874 году Николай Иванович учредил Акционерное общество Путиловских заводов, развернувшее строительство железнодорожных вагонов и рельсов.
К 1876 году рентабельность производства финских заводов Путилова стала падать. Это произошло по ряду причин. Началось освоение южного Криворожского месторождения. Развитие железных дорог удешевило и ускорило доставку сырья из дальних регионов. Финляндия начала переход на свою валюту, что удешевило российский рубль по отношении к финской марке. Кроме того, правительство установило пошлины на некоторые товары.
В справочных книгах Санкт-Петербургского купечества вплоть до 1880 года указывалось, что купец 1-й гильдии Н.И. Путилов содержит механический завод по Петергофской дороге, рельсовый завод в Александро-Невской части по Обводному каналу под фирмой «Аркадия» и три завода, находящиеся в Финляндии: Екатериненский, Гаапакоски (Хаапакоски) и Орави.
В связи с сложным финансовым положением предприятия Хаапакоски и Орави были проданы за долги Финляндскому Банку с аукциона в 1879 году и окончательно выведены из активов Общества Путиловских заводов к 1882 году. Позже эти предприятия работали под названием Oravi-Haapakoski Bruks Ab. В 1886 году была основана компания Oravi Tehdas Osakeyhtiö (затем Oravi-Haapakoski Tehtaat Osakeyhtiö), которой принадлежали металлургические заводы Гаапакосски, Хуутокосски и Орави.
В 1901 году произошло закрытие предприятия в Орави, где в настоящее время, как напоминание о железоплавильных заводах, находится магазин-ресторан «Руукинранта» (финн. Ruukinranta), что означает «железорудный берег». На базе завода Хаапакоски в 1905 году была образована новая компания под названием Haapakoski Tehdas Osakeyhtiö. В 20-е годы ХХ-го века завод пережил период бурного роста. Литейный цех был расширен, производительность механического цеха увеличилась. Во время войны производство завода Хаапакоски переориентировали на выпуск военной техники. После войны основной продукцией завода стали напорные и дренажные трубы, отлитые из железа, крышки люков и прочее. Эта компания просуществовала до 2011 года. Теперь в Хаапакоски работает музей «Haapakosken ruukki», рассказывающий об истории местности и предприятия.
Какое-то время после смерти Путилова в Финляндии за Обществом оставался Екатериненский завод. В 1890 году с этого завода начали перевозить оборудование в Санкт-Петербург. А в 1892 году и он исчез из активов Общества Путиловских заводов. Сегодня от Katariinan ruukki ничего не сохранилось, кроме заросших развалин заводских стен и нескольких заброшенных построек.
Источники:
Путин О.Н., -Путилов, - СПб, 2021г
Заводы Н. Путилова 1857-1870,- СПб, 1870г
Отчеты Правления Общества Путиловских заводов за 1873-1892
Справочные книги СПб купечества (1867-1880).
Haapakosken ruukki
https://fi.wikipedia.org/wiki/Haapakosken_ruukki
KATARIINAN RUUKKI
https://joroinenmusicfestival.fi/kulttuuritarinat-soimaan/katariinan-ruukki/