В начале 70-х молодой, но уже знаменитый актёр Никита Михалков задумал выпустить свой первый полнометражный фильм. Увлечённый приключенческими картинами Серджо Леоне Никита Сергеевич вместе с Леонидом Володарским написал повесть «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком», которая переделалась в сценарий. Намечался не просто лихой истерн о борьбе красных и белых за эшелон с золотом, а размышления о свободе, важности единства и дружбе, которые ценнее самых благородных металлов.
На главные роли режиссёр пригласил ещё неизвестных широкой публике артистов: трёх Александров — Пороховщикова, Калягина и Кайдановского, — Сергея Шакурова, Константина Райкина и Юрия Богатырёва. Поддерживал их знаменитый Анатолий Солоницын.
Богатырёву, для которого это был лишь второй фильм, подготовка к роли и съёмки давались непросто. Во-первых, мягкому по характеру актёру требовалось перевоплотиться в жёсткого и решительного «чекиста»: например, работая над очередным эпизодом, он никак не мог ударить «белогвардейца» Кайдановского. Во-вторых, крупному Богатырёву в предсъёмочный период требовалось серьёзно попотеть в спортзале, чтобы похудеть и стать похожим на закалённого воина, а также освоить верховую езду. В-третьих, Юрию Георгиевичу пришлось спасать Райкина. Актёры хотели сами выполнить трюк с прыжком в воду, но не рассчитали силу стихии. Бурный Аргун понёс лёгкого Константина Аркадьевича вниз по течению, поэтому Богатырёв, оправдывая фамилию, форсировал горную реку с грузом в виде товарища по площадке. Физически он отлично подготовился к фильму.
«В Куркино-Машкино, где мы снимали уход эскадрона под командованием героя Шакурова, Юра приезжал к нам. Он принес тогда бюст Ленина из пионерского лагеря: пусть с нами посидит. А его поднять... Мы это втроём не смогли, а он его один припёр! Я не знаю, как он это сделал <…> Да, Юру во время работы необходимо было обижать. Чтобы он соскочил с какого-то штампа, на который подсел. И это было жестоко. Кого-то это вышибает напрочь. А его это переворачивало и стимулировало. И он вдруг все делал гениально», — вспоминает Михалков.
В-четвёртых, Юрию предстояло выдержать схватку с горячими кавказцами — хозяевами «декораций». Впрочем, в этом противостоянии участвовала вся съёмочная бригада. Большая часть производства фильма проходила в Чечено-Ингушской АССР. Поначалу отношения кинематографистов с местными не ладились, а Михалкову нужна была массовка. По легенде, только сойдясь с гостями «стенка на стенку», хозяева их признали и уже потом охотно участвовали в съёмках. Согласно ещё одной байке, когда было объявлено, что смена пешего актёра стоит 5 рублей, а актёра с собственной лошадью — 10 рублей, люди приходили на площадку с паспортами со вложенными внутрь купюрами. Не поняли, что платить должны не они, а им — за работу. Кроме того, артисты массовки, игравшие налётчиков — свиту атамана Брылова (Никита Михалков) — спрашивали: «Оружие выдадут, или со своим приходить?»
Во время съёмок случилось две свадьбы: Михалков женился на манекенщице Татьяне, а его друг — художник-постановщик и актёр Александр Адабашьян — на художнице Екатерине.
Большую роль в успехе картины сыграла музыка Эдуарда Артемьева. Самую знаменитую тему он написал сразу после того, как Никита Сергеевич объяснил задачу — в тот же вечер.
- Читайте также: Никита Михалков и Эдуард Артемьев. Гениальный тандем
Фото: кадры из фильма