Найти тему
Ретро FM

Как снимали фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»

В начале 70-х молодой, но уже знаменитый актёр Никита Михалков задумал выпустить свой первый полнометражный фильм. Увлечённый приключенческими картинами Серджо Леоне Никита Сергеевич вместе с Леонидом Володарским написал повесть «Полмиллиона вплавь, пешком и волоком», которая переделалась в сценарий. Намечался не просто лихой истерн о борьбе красных и белых за эшелон с золотом, а размышления о свободе, важности единства и дружбе, которые ценнее самых благородных металлов.

На главные роли режиссёр пригласил ещё неизвестных широкой публике артистов: трёх Александров — Пороховщикова, Калягина и Кайдановского, — Сергея Шакурова, Константина Райкина и Юрия Богатырёва. Поддерживал их знаменитый Анатолий Солоницын.

Александр Пороховщиков
Александр Пороховщиков
Сергей Шакуров
Сергей Шакуров
Александр Калягин
Александр Калягин
Анатолий Солоницын
Анатолий Солоницын

Богатырёву, для которого это был лишь второй фильм, подготовка к роли и съёмки давались непросто. Во-первых, мягкому по характеру актёру требовалось перевоплотиться в жёсткого и решительного «чекиста»: например, работая над очередным эпизодом, он никак не мог ударить «белогвардейца» Кайдановского. Во-вторых, крупному Богатырёву в предсъёмочный период требовалось серьёзно попотеть в спортзале, чтобы похудеть и стать похожим на закалённого воина, а также освоить верховую езду. В-третьих, Юрию Георгиевичу пришлось спасать Райкина. Актёры хотели сами выполнить трюк с прыжком в воду, но не рассчитали силу стихии. Бурный Аргун понёс лёгкого Константина Аркадьевича вниз по течению, поэтому Богатырёв, оправдывая фамилию, форсировал горную реку с грузом в виде товарища по площадке. Физически он отлично подготовился к фильму.

«В Куркино-Машкино, где мы снимали уход эскадрона под командованием героя Шакурова, Юра приезжал к нам. Он принес тогда бюст Ленина из пионерского лагеря: пусть с нами посидит. А его поднять... Мы это втроём не смогли, а он его один припёр! Я не знаю, как он это сделал <…> Да, Юру во время работы необходимо было обижать. Чтобы он соскочил с какого-то штампа, на который подсел. И это было жестоко. Кого-то это вышибает напрочь. А его это переворачивало и стимулировало. И он вдруг все делал гениально», — вспоминает Михалков.
Александр Кайдановский и Юрий Богатырёв
Александр Кайдановский и Юрий Богатырёв
Константин Райкин
Константин Райкин

В-четвёртых, Юрию предстояло выдержать схватку с горячими кавказцами — хозяевами «декораций». Впрочем, в этом противостоянии участвовала вся съёмочная бригада. Большая часть производства фильма проходила в Чечено-Ингушской АССР. Поначалу отношения кинематографистов с местными не ладились, а Михалкову нужна была массовка. По легенде, только сойдясь с гостями «стенка на стенку», хозяева их признали и уже потом охотно участвовали в съёмках. Согласно ещё одной байке, когда было объявлено, что смена пешего актёра стоит 5 рублей, а актёра с собственной лошадью — 10 рублей, люди приходили на площадку с паспортами со вложенными внутрь купюрами. Не поняли, что платить должны не они, а им — за работу. Кроме того, артисты массовки, игравшие налётчиков — свиту атамана Брылова (Никита Михалков) — спрашивали: «Оружие выдадут, или со своим приходить?»

Никита Михалков и актёры массовки
Никита Михалков и актёры массовки

Во время съёмок случилось две свадьбы: Михалков женился на манекенщице Татьяне, а его друг — художник-постановщик и актёр Александр Адабашьян — на художнице Екатерине.

Большую роль в успехе картины сыграла музыка Эдуарда Артемьева. Самую знаменитую тему он написал сразу после того, как Никита Сергеевич объяснил задачу — в тот же вечер.

Фото: кадры из фильма