Завистники называли его «безродным поповичем» и «выскочкой». Люди думающие - «самым дельным и самым умным» среди сановников. Михаил Сперанский был одним из государственных умов первой величины. Его реформы могли бы повести Россию совсем иным путем, на несколько десятилетий раньше освободить крестьян от крепостного рабства. Но он был слишком блестящим деятелем, слишком приблизился к императору, чтобы не вызывать зависть. И ему не дали реализовать задуманное.
Путь наверх
Михаил Михайлович Сперанский был сыном сельского священнослужителя. Родился он 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии. Уже в раннем детстве мальчик показывал недюжинные способности, и когда в 9-летнем возрасте его отдали во Владимирскую духовную семинарию, то записали под фамилией Сперанский, которую образовали от латинского слова «speranta», то есть, «подающий надежды».
Мальчик учился блестяще, и как лучший ученик в 1788 году был направлен в главную семинарию при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Ее он также закончил блестяще, и ему было предложено остаться в семинарии в качестве преподавателя естественно-научных дисциплин.
В 1795 году жизнь дала 23-летнему выпускнику семинарии шанс изменить свою судьбу. Влиятельный вельможа Алексей Борисович Куракин подбирал себе домашнего секретаря и обратился к митрополиту Гавриилу. Тот и направил к нему Сперанского. Но одной рекомендации митрополита было мало – князь Куракин устроил претенденту настоящую проверку его способностей. Он поручил ему написать одиннадцать деловых писем. Тема писем была одна, а лица, которым они предназначались, совершенно разные. Сперанский выполнил задание князя за одну ночь. Князь был восхищен - это были одиннадцать совершенно разных писем. Также князь поручил Сперанскому обучать русскому языку своего сына и племянника.
На государственной службе
В конце 1796 года взошедший на престол Павел I назначил Куракина сенатором и генерал-прокурором, и тот взял своего секретаря к себе в канцелярию. Сперанский получил свой первый государственный чин - титулярного советника. Очень быстро его умение мгновенно уяснить суть вопроса и четко изложить его при подготовке любого документа сделали его незаменимым, и в течение трёх лет талантливый молодой попович в табели о рангах поднялся с 9 места на 5 – он вырос до статского советника.
Прошло еще немного времени, и его деловые качества смог оценить и император.
В начале 1800-х годов на умного, трудолюбивого и прекрасно владеющего пером молодого статского советника обратил внимание вице-канцлер князь В.П. Кочубей и пригласил его в министерство внутренних дел. В 30 лет Михаил Сперанский получает чин действительного статского советника. На новом месте он с головой погружается в законотворческую работу и настолько вошел в доверие к Кочубею, что когда в 1806 году тот заболел, то именно Сперанскому он поручил сделать личный доклад императору. Своей высокой эрудицией и компетентными комментариями к докладу молодой человек произвёл на Александра I сильное впечатление.
Этот доклад определил дальнейшую судьбу Сперанского. Многие его идеи были близки мыслям императора о реформировании государственного управления. Он приблизил Михаила Михайловича ко двору и сделал его одним из своих ближайших советников. В 1808 году Сперанский сопровождал Александра I в поездке на Эрфуртский конгресс. Там молодой придворный даже имел честь лично пообщаться с Наполеоном. Французский император настолько был поражен познаниями и мыслями Сперанского, что подарил ему золотую табакерку со своим портретом. Говорили даже, что он предлагал Александру Iобмен: тот ему Сперанского, а Наполеон ему какое-нибудь герцогство.
Можно сказать, что начались звёздные годы Сперанского. Вместе с Аракчеевым они стояли на второй ступеньке после императора: Аракчеев занимался военными реформами, а Сперанский – гражданскими. Император с большим интересом относился к идеям Сперанского и порой они вдвоем целыми вечерами их обсуждали.
Сперанский работал по 16-18 часов в сутки. Под его руководством созданные комитеты разрабатывали законодательные акты министерской реформы, было упорядочено чинопроизводство, введены ограничения на придворные привилегии. По его инициативе был основан знаменитый Царскосельский лицей, составлен «Устав духовных училищ», который использовался до 1917 года.
В.О. Ключевский писал:
«Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необычайно выправленный ум, способность бесконечно работать и отличное умение говорить и писать».
Но главные усилия Сперанского были направлены на разработку плана государственного преобразования. В основе его реформы лежал принцип разделения законодательной (Дума), судебной (Сенат) и исполнительной (министерства) властей. И эти три системы учреждений - законодательные, судебные и исполнительные, должны были пронизывать всю государственную систему, от волости до Петербурга. Связующим звеном между императором и ветвями власти должен стать Государственный Совет, состоящий из высших сановников.
Александр I одобрил представленный проект, и Сперанский начал готовить поэтапный план реформ, которые могли повести Россию совсем по другому пути. Но этого не произошло.
Реализация плана началась с создания Государственного совета, за которым должно было начаться преобразование министерств. Но едва начавшись, оно было остановлено. «План государственного преобразования» Сперанского вызвал в обществе резкое неприятие. Его обвиняли в покушении на монархию и права императора, но особое неприятие вызвала та часть плана, которая предусматривала освобождение крепостных крестьян. И хотя освобождение не предусматривало наделение крестьян землей, это все равно вызвало возмущение среди окружения Александра. Ему предрекали бунт, говорили, что еще слишком рано, Россия к этому не готова.
А против самого Сперанского начали плестись интриги, раздуваться сплетни о том, что он, якобы, берет взятки, о том, что он «продался» наполеону – это припомнили ему подарок Наполеона в Эрфурте. Называли его «безродным поповичем» и «выскочкой». И все это передавалось императору. Он не сразу поверил, хотя все уже почувствовали его охлаждение к прежнему любимцу. Последней каплей стала «Записка о древней и новой России» Н.М. Карамзина, в которой тот утверждал, что России нужны не реформы, а «патриархальная власть и добродетель», не конституция, а «пятьдесят дельных губернаторов».
В конце концов, Александр сдался. Действительно, 1811 год, Россия на пороге войны с Наполеоном – какие реформы, какая конституция. А тут еще внутри все негодуют. Император вызвал Сперанского. Тяжелый разговор длился два часа. Сперанский не смог себя защитить, не смог опровергнуть слухи – он просто был к этому не готов. А Александр сказать ему, что ввиду того, что к границам России приближается неприятель, он не может сейчас заняться проверкой всех возведенных на того обвинений. Поэтому Сперанский должен уйти в отставку.
Когда Сперанский покинул его, государь плакал. На следующий день он сказал князю Головкину:
«…у меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой».
Отставка Сперанского вызвала много разговоров в обществе. Мало кто верил в то, что он берет взятки. А вот в то, что он «продался Наполеону» - поверили. Конечно, накануне войны вопросы патриотизма в стране воспринимаются наиболее остро. Хотя позднее, уже в 1816 году, Александр сказал о Сперанском:
«Он никогда не изменял России, он изменил лично мне».
Что он имел в виду, осталось загадкой.
В опале. Деятельность на новом поприще
17 марта 1812 года Михаил Михайлович Сперанский получил отставку. Ему было 40 лет - самый расцвет сил и при этом колоссальный опыт в государственных делах. С его отстранением закончилось, как писал Пушкин,
«дней александровых прекрасное начало».
В стране взял верх консервативно-реакционный дух.
В сопровождении пристава Михаила Михайловича Сперанского доставили в Нижний Новгород, еще через несколько месяцев перевели в Пермь.
В 1816 году Сперанский подал Александру I прошение с просьбой восстановить его на государственной службе. Император удовлетворил его просьбу. Опальный реформатор получил назначение на пост гражданского губернатора Пензы. Соскучившись по деятельности, Сперанский энергично и целеустремлённо начал «приводить губернию в порядок». За три года он значительно улучшил положение дел в губернии, и в 1819 году получил новое назначение - генерал-губернатором Сибири. Ему также было предписано провести в регионе ревизию.
Как и всегда, Сперанский активно принялся за работу. Он активно боролся со злоупотреблениями, увольняя и отдавая под суд казнокрадов. Он вёл решительную войну с произволом и безнаказанностью, осуществил административную реорганизацию, значительно увеличил государственные доходы, подготовил план судебной реформы.
В начале 1821 года Сперанский получил предписание приехать в столицу.
Возвращение
Весной Михаил Михайлович, полный надежд, прибыл в столицу. Встреча с императором состоялась только 2 июня. После беседы Сперанский понял, что тех отношений, что были раньше, уже не будет. Но главное, он понял, что Александр уже не тот, это уже не прежний реформатор, полный идей по преобразованию России. И он, Сперанский, нужен императору только как исполнитель. Время преобразований закончилось.
Сперанский получил должность управляющего Комиссией по составлению законов, чем и занимался до смерти Александра I.
О связи Сперанского с декабристами и его деятельности при Николае I в следующей публикации.
О другом реформаторе Александра I, в военной области, читайте здесь: