Всякие фейки, про «мудрого Отца народов принимающего только выверенные решения» – это ЛОЖЬ.
Еще раз, до 1927 года Сталин исполнял узконаправленные обязанности, ни имеющие никакого отношения, ни к экономике, ни хозяйственной государственной деятельности. Он также занимался политической борьбой за верховенство в партии. Пожрав остальных претендентов, он стал главным в ВКПб, хотя формально ей руководил коллегиальный орган. Он тут же полез в государственное строительство, ничего в нем не понимая. Соответственно, он попытался перенести подходы подковерной партийной борьбы на государственную деятельность, не понимая, что государство и экономика развивается по своим законам.
К 1927 году в стране в ходе НЭПа сложилось устойчивое государство, со стабильной финансовой системой, с конвертируемым рублем, и сбалансированными отношениями между городом и деревней. Хозяйство страны уже достигло довоенного уровня, и готовилась к проведению ускоренной индустриализации. Учитывая настроение в ВКПб, уже все были согласны с завершением НЭПа, спор шел только о том, как сворачивать НЭП. Правая оппозиция – это люди, которые восстановили государство, разработали программу его дальнейшего развития, выступали за постепенное сворачивание НЭПа по ходу замены частного производства государственным. Для чего требовалось развитие не только группы А, но группы Б, производившей товары народного потребления (ТНП), в том числе и для деревни. На 1927 год 75% группы Б производили частные предприятия.
Что сделал Сталин, какие последствия его действий
Имея связь со своими ставленниками на местах, он знал, что основная часть партийного аппарата настроена на сворачивание НЭПа. Поэтому повернув на 180гр., от своих бывших союзников Рыкова и Бухарина он объявил о быстром сворачивании НЭПа, этим Сталин упрочил свое положение в партии. Во многом настрой против НЭПа, не только из-за ненависти по отношению к частникам – нэпманам, но и к беспартийным руководителям и специалистам государственных предприятий. Предприятия были на хозрасчете, во многих из них зарплаты были высокие.
Принятие решения о сворачивании НЭПа привело к тому, что нэпманы начали закрыть частные предприятия. Предвидя конфискации, частники стремились выручить как можно больше средств при ликвидации предприятий.
Прекращение выпуска ТНП, привело к образованию дефицита на эти товары, вызвала общий ажиотажный спрос и на ТНП, в том числе те, которые производили госпредприятия. Находясь на хозрасчете предприятия, начали повышать цены.
В соответствии с законами экономики началась инфляция, которая обрушила сложившуюся финансовую систему. Рубль перестал быть конвертируемой валютой.
Одновременно бюджет потерял огромные поступления, налогов от частных предприятий.
Начавшаяся на западе Великая Депрессия вызвала снижение международных цен на зерно и другую С/Х продукцию. Учитывая это, СНК попытался понизить государственные закупочные ценны на сельхоз продукцию (С/П).
Таким образов, из-за волюнтаристских действий Сталина, страна лишилась конвертированного рубля и больших поступлений в бюджет. А также возникли ножницы цен, между дефицитными ТНП и С/П.
Так как, существовала стабильная финансовая система, то еще раньше от взимания налога С/П перешли к денежному налогу с крестьянских хозяйств (КХ).
Если ориентироваться на Бюджет октябрь 1925 – сентябрь 26 года (по факту исполнению) налоги на частную промышленность и ЕСХН составляли 28% от всех налоговых поступлений СССР.
Вполне очевидная реакция крестьян, не продавать С/П, по заниженным государственным ценам, так как на полученные деньги ничего купить было невозможно. В соответствии с действующими законами, крестьяне везли С/П на рынок и продавали их там, по ценам выше установленных государством, для уплаты налогов и приобретения необходимых ТНП.
Более всего действия Иосифа Сталина, когда он дорвался до абсолютной власти, напоминают поведение слона в посудной лавке.
Расходы на коллективизацию и доходы от нее
Начнем с доходов. Если посмотреть на выше приведенную таблицу, то видно, что в 1927 г. при продаже немного более 2 млн. тонн зерна было выручено 842 млн. руб (в сравнимых ценах). Аналогичная сумма (882,4) была выручена в 1930 г., но уже за 4,7 млн. тонн зерна, т.е. цена уже упала более чем в 2 раза. Еще более плачевная ситуация в 1931 г., 658,9 млн. руб, но за 5,1 млн. тонн зерна. В голодные годы 1932/33 гг. в среднем за границу продавалось около 1,7 млн. тонн зерна, но в 1933 году за зерно было выручено всего 176,9 млн. руб, т.е. цена по отношению к 1927 году упала в 4 раза.
За годы 1-ой пятилетки от продажи зерна за рубеж было выручено около 1,7 млрд. руб, в то время как СССР было закуплено оборудования более чем на 11 млрд. рублей. Кроме того, это привело к гибели от голода 7 млн. крестьян, преимущественно колхозников.
Но и сам процесс коллективизации потребовал огромный расходов, это не только помощь колхозам, а еще создание МТС, поставка в них тракторов и другой сельхозтехники.
ВЫВОДЫ
Обычный тезис, что коллективизация была необходима для проведения индустриализации это ЛОЖЬ. Вероятно, сфабрикованная для прикрытия преступных действий ВКПб, СНК и ОГПУ в период проведения коллективизации, которая, вместе с голодом, вызванным ее, унесла более 10 млн. жизней.
Коллективизация если и дала малую долю валютных доходов, то и ее проведение потребовала гигантских расходов.
Еще одной ЛОЖЬЮ является тезис, что большие коллективные хозяйства дадут больше сельхоз продукции, в частности зерна, производство С/П после коллективизации сократилось. Единственно высокий урожай 1937 г. превысил урожай 1927 г., результаты 1927 г. были достигнуты только при Хрущеве в 1956 году.
Коллективизация почти на тридцать лет обрекла народ на полуголодное существование, а то и на смерть от голода.
Мнение специалистов
«На деле коллективизация развитию индустрии повредила. Она огромные ресурсы просто уничтожила, а никуда не перебросила. Изучение вариантов экономического развития при помощи математических моделей, учитывающих межотраслевые связи, показывает, что без коллективизации основные фонды в стране были бы к 1941 г. примерно на одну треть больше, а производство тяжелой и строительной промышленности — чуть ли не вдвое больше. Рабочая сила была на селе в избытке и ушла бы оттуда в любом случае. Гибель же 9 млн. населения — в их числе самых трудолюбивых и успешных крестьян — была не только нравственно, но и чисто экономически колоссальной утратой. Гибель 152 млн. голов скота лишила страну заметной доли национального богатства, обрекла строителей индустрии на полуголодный паек. Коллективизация ослабила страну и политически. Массовые сдачи в плен крестьян-красноармейцев в 1941 г. были в большой мере вызваны их нежеланием защищать колхозный строй, о чем крестьяне предупреждали еще в 1930 г.»
История России XX века. В 3-х томах. Москва 2016 г. Под редакцией А.Б. Зубова