Найти в Дзене
Мария Кошелева

История развития фортепианной техники. Постановка рук

История развития фортепианной техники начинается с 17 века. До изобретения фортепиано наиболее распространенными клавишными инструментами были клавесин, клавикорд и орган. Эти ранние инструменты обладали более легкими клавишами по сравнению с современными аналогами, что позволяло исполнителям легко нажимать на них без большого сопротивления. С появлением фортепиано начала изменяться и техника игры, а также методика обучения пианистов-профессионалов и любителей.

Музыканты, опираясь на собственный исполнительский опыт, написали трактаты, учебники и пособия с целью найти наиболее эффективный метод освоения техники игры на клавишном инструменте. История развития фортепианной техники привела к формированию двух школ: "высокого подъема пальцев" и "игры всем весом руки".

Самый первый трактат "il transilvano" по игре на клавишном инструменте был написан в Венеции в начале 1600-х годов Джирола. В своем произведении он детально описал технику игры, подчеркнув важность расслабления и легких движений кисти. Он рекомендовал держать плечи и голову ровно, не позволяя телу двигаться.

Принципы игры на клавесине M. де Сан-Ламбера (1610–1696) и "Искусство игры на клавесине" Ф. Куперена (1668–1733) стали наиболее значимыми руководствами во Франции в начале 18 века. Оба автора считали, что пальцы отличаются по силе и уделяли особое внимание положению рук и локтей. Они подчеркивали, что рука, запястье и локоть должны быть на одном уровне.

Более строгие правила движения рук и пальцев были описаны позднее Ж.-Ф. Рамо (1683–1764). Рамо был одним из первых клавишников, которые начали использовать прием высокого подъема пальцев. Однако он рекомендовал использовать этот прием только в педагогических целях и отказываться от него при игре на публике. Например, он рекомендовал тренировать трели, поднимая пальцы поочередно и максимально высоко, но с развитием ученика этот высокий подъем все меньше требовался, и в результате преобразовывался в легкое и быстрое движение пальцев.

Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) использовал множество различных упражнений для развития пальцевой техники у начинающих, но его взгляд на технику игры не отличался от взглядов его современников. Он подчеркивал необходимость четкого движения пальцев, которое могло быть достигнуто благодаря фиксации пальцев.

Пальцевая техника К.-Ф.-Э. Баха (1714–1788) мало отличалась от подхода его отца. Карлфилипп также пропагандировал округлую позицию руки и свободу кисти и локтя. В своем трактате "Очерк истинного искусства игры на клавишных инструментах" он писал: "В игре пальцы должны образовывать арку, а мышцы должны быть расслабленными. Жесткость мешает любому быстрому движению, которое необходимо при игре широких интервалов, перекрещивании пальцев и подвороте большого пальца". Он отмечал, что игра с плоскими, вытянутыми пальцами, помимо неловкости, приводит к неровности звучания, что считалось признаком плохого вкуса и не профессионализма.

Таким образом, были заложены основы пальцевой техники, учитывая возможности и особенности клавесина, и предоставили любителям музыки необходимые методические материалы. Большинство исполнителей 17–18 веков сосредоточивались на движениях пальцев, а не на движениях рук и локтей или положении тела. Они формулировали строгие правила для положения кисти и запястья. Почти все авторы подчеркивали важность комфорта, натуральности и легкости движений, а также ровности звучания. Большинство клавесинистов использовали низкую позицию пальцев и небольшой подъем.

В эпоху классицизма большинство пианистов-исполнителей применяло прежнюю, мелкую пальцевую технику игры на клавесине и клавикорде. Наиболее значимыми фигурами того времени были В.А. Моцарт (1756–1791), М. Клементи (1752–1832), И.-Б. Крамер (1771–1858), И.-Н. Гуммель (1778–1837), Л. ван Бетховен (1770–1827) и К. Черни (1791–1857).

В своей исполнительской и педагогической деятельности две последние фигуры, Бетховен и Черни, уже использовали технику игры на фортепиано, так как они были свидетелями реконструкции инструмента. Для нового инструмента требовался и новый подход, исключающий лишние движения пальцев и рук и основывающийся на едином организованном движении предплечий, локтей, кистей и пальцев. Именно такое «физическое» погружение пальцев в клавиши с помощью всей руки позволяло раскрыть все выразительные возможности нового фортепиано.

Основу собственно фортепианной техники игры заложил М. Клементи. Он написал два значимых пособия по игре на фортепиано: «Введение в искусство игры на пианофорте» и «Gradus ad Parnassum». В своей первой книге Клементи дал подробные инструкции по технике игры на новом инструменте. Он выразил идею равенства и силы пальцев, которая впоследствии была развита школами фортепианной игры Леберта-Штарка и Ганона с их знаменитыми упражнениями на развитие виртуозной техники. Клементи также подчеркивал важность практики игры legato. Он также утверждал, что правильное положение рук и округлая форма кистей являются неотъемлемыми: рука и кисть должны быть расположены горизонтально и по прямой линии, при этом нежелательны мышечные напряжения и поднятие запястья. Каждый палец, включая большой, должен находиться над клавишами и всегда быть готовым к нажатию путем сгибания всех фаланг. Палец поднимается с клавиши только после того, как следующая клавиша будет нажата.

-2

Развитие фортепианной техники в истории музыки имело свои особенности, связанные с эволюцией инструмента и взглядами пианистов на его игру. В классический период, базирующийся на клавесинной игре, пианисты сталкивались с техническими трудностями и использовали многочисленные упражнения и этюды, чтобы преодолеть их. В романтический период, с развитием роялей и публичных концертов, появилась необходимость создания более мощного по звучанию инструмента. Это стало вызовом для исполнителей, привыкших играть на более легком инструменте, и привело к развитию двух школ игры - старой, основанной на поднятии пальцев, и новой, связанной с использованием силы и веса пальцев.

Ференц Лист сделал значительный вклад в развитие фортепианной техники. Изначально он следовал традиционной пальцевой технике, но затем, опираясь на собственный исполнительский опыт, он развил свою собственную манеру игры. Он предпочитал укреплять силу пальцев и задействовал руки, локти и предплечья. Лист не оставил методического пособия, но создал коллекцию упражнений "Технические этюды для пианофорте", которая продемонстрировала трансформацию пальцевой техники в более сильную и свободную технику игры на концертном рояле. Эта коллекция включает упражнения для всех видов техники и украшений и отражает типичные признаки школы пальцевой техники Листа.

Таким образом, развитие фортепианной техники прошло путь от техники пальцевой клавесинной игры в классический период, через появление более мощного рояля в романтический период, до разделения на две школы игры - старую и новую.

Техника игры на музыкальных инструментах – это область, которая на протяжении многих веков привлекает внимание музыкантов и исследователей. Шарль-Луи Ганон и Теодор Лешетицкий были двумя выдающимися профессионалами своего времени, которые занимались изучением и развитием техники игры на фортепиано. Оба музыканта подчеркивали важность высокого положения пальцев и точного исполнения каждой ноты.

Ганон разработал серию из 60 упражнений, которые были опубликованы в 1870-х годах и широко использовались в следующие столетия. В своем предисловии Ганон обещал, что тот, кто будет регулярно практиковать эти упражнения, сможет преодолеть любые технические трудности. Выполнение упражнений с постепенным увеличением скорости – одно из условий достижения технического мастерства.

Лешетицкий, работавший в Санкт-Петербурге и Вене, также придавал большое значение положению пальцев и механике игры. Лешетицкий утверждал, что у него нет никакого особого метода игры, но совместно со своим учеником М. Бре он написал "свод правил" с развернутым предисловием. Это пособие также подчеркивало важность правильного подъема пальцев и использование арочной формы кисти для придания силы пальцам.

В конце 19 века произошел переходный этап от техники использования только пальцев к технике "весомой игры всей рукой". Уильям Мейсон (1829-1908) и Людвиг Деппе (1828-1890) , предлагали активное участие кисти, предплечий и плеч в игре на фортепиано. Рудольф Мария Брейтхаупт (1873-1945), немецкий пианист и педагог, разработал теорию свободной, но весомой руки и передачи силы пальцам. В своем пособии "Естественная техника игры на фортепиано" Брейтхаупт объяснил разницу между "высоким подъемом" и "низким подъемом" во время игры последовательностей нот. "Высокий подъем способствует переносу веса руки снизу вверх, когда рука и пальцы переходят из низкого положения в высокое для удара клавиши, а значит представляет своеобразную отдачу силы. При низком положении руки и пальцев вся сила концентрируется на кончиках пальцев и погружает их глубоко в клавиши.

В 20 веке появились новые подходы к фортепианной технике. Появление видеозаписей дало возможность наблюдать игру великих пианистов, таких как Сергей Рахманинов, Йозеф Хофман и Вальтер Гизекинг. Фортепианная техника развивалась в направлении полного вовлечения тела в процесс игры.

Отто Ортманн (1889–1979) ученые обосновал современную технику, исследуя анатомию, физиологию и акустику. В 1920-х годах он работал в лаборатории Пибоди, где имел возможность экспериментировать и проверить свою теорию. Ортманн начал с изучения анатомии, физиологии и акустики. В своей книге "Физиологическая механика фортепианной техники" (1929) он подробно описывает различные суставы и мышцы, необходимые для игры на фортепиано с точки зрения анатомии, а также подробно объясняет возможности каждого сустава. Ортманн также описывает различные движения рук, необходимые для игры на фортепиано, и объясняет, почему нежелательно поднимать пальцы слишком высоко или перенапрягать запястье.