Найти тему
книжный енот

Сюзанна Кларк «Пиранези» - не с первого раза, зато в самое сердце

В один из тех дней, когда нет настроения на что-то определенное, а читать хочется, я открыла «Пиранези» и почти сразу закрыла. Не смогла сосредоточиться на бесконечных залах и статуях, терялась в тексте и отвлекалась. А потом еще раз открыла книгу бессонной ночью и провалилась до утра.

Пиранези живет в странном месте. Впрочем, ему самому оно странным не кажется — ему уютно среди тысяч статуй, он знает, когда Прилив заполняет Залы водой, знает, в каких залах гнездятся птицы. Пиранези доволен жизнью, хотя иногда ему хочется, чтобы в мире существовало больше людей. Ведь он знает только о пятнадцати — тринадцать скелетов в лабиринте залов, сам Пиранези, и Другой, который приходит два раза в неделю. И когда появляются намеки на существование Шестнадцатого, мир Пиранези переворачивается.

Дом ценен потому, что он - Дом. Он самодостаточен. Он не средство для достижения цели.

Об этой книге сложно рассказывать, потому что пара лишних слов может испортить от чтения все впечатление. Эта книга из тех, что надо исследовать и открывать самому. Первую треть мы неторопливо бредем по залам вместе с Пиранези: пишем дневник Приливов, навещаем любимые статуи, радостно машем альбатросам, выполняем задания Другого. Мы не знаем, что это за место и кто-такой Пиранези, но это кажется и не столь важным, ведь лабиринты залов уводят вперед, убаюкивая, рассказывая истории.

Свои наблюдения я записываю в тетради и делаю это по двум причинам. Во-первых, Письмо воспитывает навык тщательности и аккуратности. Во-вторых, я хочу сохранить мои знания для тебя, Шестнадцатый.

А потом все меняется. Сюжет делает хоть и классический, но неожиданный поворот, заставляя стряхнуть монотонность и вцепиться в текст.

Неуважительно ли по отношению к Дому любить одни Статуи больше других? Иногда я задаю себе этот вопрос. Я убежден, что сам Дом одинаково любит и благословляет все им созданное. Должен ли я стараться быть таким же? И все же я понимаю, что в природе человека предпочитать одно другому, находить что-то более значительным, чем остальное.

Кларк покоряет не только приятным языком, но и густой атмосферой. В Доме нет никого, кроме читателя и Пиранези, и пустота этой громадины укутывает, так легко услышать звук падения отколовшегося от статуи кусочка мрамора, шум волн, крики птиц.

Giuseppe Galli Bibiena | Architectural Fantasy (detail) | ca. 1770 | The Morgan Library & Museum
Giuseppe Galli Bibiena | Architectural Fantasy (detail) | ca. 1770 | The Morgan Library & Museum

Возможно странно, но книга неуловимо напомнила мне старенькую хоррор-игру «Шорох», хотя в «Пиранези» нет ничего пугающего. Мне кажется, их роднит не только атмосфера, но и блуждание по огромным Домам в поисках ответов.

Я не очень часто предлагаю мужу книги, так как у него есть свои, строгие планы, но «Пиранези» я разрекламировала ему с большой страстью. Ее хочется обсуждать, ее хочется предлагать.

Проходите, располагайтесь, Книжный Енот вам всегда будет рад и расскажет о самых уютных, захватывающих и интересных книгах.