Найти тему
Отражение науки

Когда электробусы и водоробусы вытеснят дизельные автобусы из российских городов?

Муниципалитеты многих стран мира, России в том числе, находятся в авангарде борьбы за улучшение экологии в своих городах. Что, в общем, вполне естественно: современное общество становится всё более требовательным в вопросах экологии, и кому как не городским властям заниматься этими вопросами. К тому же у властей всегда есть возможность начать с себя, то есть с муниципального транспорта. Поэтому такой транспорт зачастую переводится на экологические виды топлива раньше, чем коммерческий и легковой.

Электробус КАМАЗ-6282 в Москве. Изображение: Pulux11, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Электробус КАМАЗ-6282 в Москве. Изображение: Pulux11, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Пожалуй самым ярким за последнее время событием в области экологических транспортных средств стало начало массового использованиея в 2018 году электрических автобусов на городских линиях Москвы. В первый год власти закупили 300 электробусов. На сегодняшний день в столице работает уже 1470 таких автобусов. Надо сказать, что москвичи встретили электробусы с большим энтузиазмом, и это при том что электромобили у многих в нашей стране являются излюбленным объектом для критики. Но ведь действительно, всем стало только лучше: пассажирам ездить стало удобнее за счёт плавного и тихого хода, к тому же можно спокойно подзарядить мобильник. Ну а о жителях окрестных домов и говорить нечего: каждое электрическое транспортное средство, замещающее традиционное, снижает объём выхлопных газов.

Московские электробусы — совместный продукт КАМАЗа и московского завода СВАРЗ (Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод). Если при производстве первых электробусов активно использовались импортные комплектующие, то сейчас электробус уже практически полностью выпускается на отечественной компонентной базе. Несколько дней назад мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что к 2030 году в Москве будут работать порядка 5,3 тысяч электробусов. Согласно принятой транспортной программе только в текущем году город получит 800 таких автобусов, а всего в течении 6 лет будет поставлено 3800 единиц техники. Фактически речь идёт о полной замене «электричками» традиционных автобусов на двигателях внутреннего сгорания.

Электробусы Ситиритм 12 ELF (производства «Волгабас Групп») в Санкт-Петербурге. Изображение: медиатека volgabus.ru
Электробусы Ситиритм 12 ELF (производства «Волгабас Групп») в Санкт-Петербурге. Изображение: медиатека volgabus.ru

Разумеется, развитие муниципального электротранспорта к одной столице не сводится. Например крупный российский производитель автобусной техники холдинг «Волгабас Групп» в начале текущего года завершил поставку 16 электробусов в Краснодар. Данная техника производится на заводе компании во Владимирской области. Электробусы владимирского производства самым автивным образом эксплуатируются и в Санкт-Петербурге.

В общем, электрификация автобусов у нас в стране набирает обороты. А как обстоят с этим дела в остальном мире? Надо сказать, что мы на фоне других стран выглядим очень и очень достойно: наша Москва по размеру парка электробусов — абсолютный европейский лидер. К примеру, в Берлине число электробусов не достигает и 200 единиц. Другой вопрос, что у нас пока существует большой перекос: в столице электробусов много, а в регионах — очень мало. Поэтому в целом по количеству электробусов ряд европейских стран нас опережает: в Германии сейчас эксплуатриуется 3300 таких автобусов, в Италии — 2700, во Франции — 2360. Наиболее известные марки европейских электробусов: бельгийская Van Hool и шведская Volvo.

Китайские электробусы Yutong на улицах европейских городов. Изображение: медиатека en.yutong.com
Китайские электробусы Yutong на улицах европейских городов. Изображение: медиатека en.yutong.com

Но региональные программы у нас в стране тоже развиваются: электробусы уже появились, либо появятся в ближайшие месяцы, в Волгограде, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Таганроге, Волгодонске, Красноярске, Курске, Липецке, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Ярославле. Так что со временем ситуация должна выровняться. Но вот уж кого точно не обогнать, так это Китай. Эта страна предсказуемо является мировым лидером по внедрению электрических автобусов: их в Китае более 200000. При этом ведущим городом в мире по числу эксплуатируемых электробусов: 16000 единиц, — также является китайский Шэньчжэнь. Китайские производители электрических атобусов BYD и Yutong – одни из крупнейших в мире.

Водоробус КАМАЗ-6290. Изображение: пресс-центр kamaz.ru
Водоробус КАМАЗ-6290. Изображение: пресс-центр kamaz.ru

Следует отметить, что помимо электробусов, у нас в стране активно внедряются газобаллонные автобусы. Хотя транспортные средства, работающие на метане, выбрасывают в атмосферу углекислый газ, считается, что они в целом экологичнее обычных дизельных. В 2021 году КАМАЗ выпустил свой пилотный водоробус КАМАЗ-6290: электробус, работающий на водородных топливных элеиентах. В этом году наш знаменитый производитель из Набережных Челнов обещает представить импортозамещённую модель водоробуса. Водородные автомобили очень экологичны, так как при работе выбрасывают только водяной пар. Так что можно сказать, что наша страна движется в сторону более экологичного транспорта буквально по всем направлениям. Будем надеяться, что позитивные изменения в экологии наших городов не заставят себя ждать.