Василий Константинович Блюхер родился в 1890 г. в одной из деревень Ярославской губернии в крестьянской семье. Относительно начального периода его биографии существуют определённые расхождения. Сам Блюхер указывал на то, что был чернорабочим и слесарем на различных заводах Москвы и Санкт-Петербурга. При этом подчёркивалось, что уже в юном возрасте он принимал участие в разного рода революционных забастовках и стачках, за что даже был приговорён к годичному тюремному заключению. Однако существуют воспоминания современников, которые говорят о том, что Блюхер работал не на заводе, а приказчиком. При этом никакого стремления к участию в революционной деятельности он не проявлял.
Можно найти расхождения и в том этапе биографии, который связан с военной службой в ходе Первой мировой войны. Нет сомнений в том, что Блюхер служил в Костромском полку, принимал участия в боевых действиях и был тяжело ранен. А вот к его сообщениям о награждении георгиевскими крестами и получении звания унтер-офицера стоит отнестись критически, они не подтверждаются документами.
Демобилизовавшись после ранения, Блюхер работал на заводах в Нижнем Новгороде и Казани. В 1916 г. он стал членом РСДРП, таким образом начав активное участие в подготовке революции. Уже после февральской революции в мае 1917 г Блюхер проявил себя талантливым агитатором, который мог убеждать солдат присоединяться к большевикам. После захвата власти большевиками Блюхер был помощником комиссара гарнизона Самары.
С 1918 г. начинается деятельность Блюхера как полководца. Во главе сводного отряда красноармейцев он успешно руководил борьбой с казачьим частями атамана Дутова. Под руководством Блюхера был занят Оренбург. В дальнейшем Блюхеру пришлось взять на себя руководство частями красных, которые оказались отрезаны от основных сил после восстания чехословацкого корпуса, и вести партизанскую войну, пытаясь пробиться к своим. Именно за этот поход по тылу белой армии Блюхер был награждён орденом Красного знамени.
Блюхер был назначен командиром дивизии, которая с боями прошла значительную часть Сибири от Тюмени до Байкала. В 1920 Блюхер со своим бойцами был переброшен на другое направление Гражданской войны, на юг, где готовилось наступление на войска Врангеля в Крыму. Дивизия Блюхера внесла наиболее значимый вклад в овладение Крымом, в ходе Перекопской операции, понесла наиболее существенные потери.
Вскоре после этого Блюхер вновь оказывается на восточных окраинах Советской России. Здесь он впервые выступил с дипломатической миссией. Блюхер был назначен военным министром Дальневосточной республики, которая служила своеобразным буфером между РСФСР и белыми армиями. Блюхеру удалось добиться соглашения о выводе японских войск с Дальнего Востока. При этом большую роль сыграли действия Блюхера как полководца. Он вытеснил за пределы советских границ соединения барона Унгерна, при этом вторгнувшись на территорию Монголии.
После этого Блюхер на короткий срок оказался в Петрограде, где командовал стрелковым корпусом. Именно в это время он познакомился лично с ведущими советскими политическими деятелями, включая Ленина, Троцкого. Однако уже в 1924 г. Блюхер вновь оказывается на востоке с военно-дипломатической миссией. Он отправился в Китай в качестве военного советника. В Китае в это время продолжалось противостояние революционной армии и генералов, которые стремились к установлению военной диктатуры.
Блюхеру удалось обеспечить снабжение бойцов революционной армии необходимым вооружением и боеприпасами. Принимал он также непосредственное участие в планировании военных наступательных операций. Во многом именно благодаря усилиям Блюхера Национально-революционной армии Китая удалось добиться существенных успехов, захватить крупнейшие города страны, овладеть выходом к морскому побережью. Однако идея сделать Китай полностью коммунистическим в это время не была реализована.
С 1929 г. Блюхер руководил Особой дальневосточной армией, которая должна была защищать весьма протяжённую границу. Войскам Блюхера удалось предотвратить попытку вторжения китайской армии на советскую территорию и перейти в контрнаступление. Благодаря успешным военным действиям СССР удалось восстановить контроль над важной в стратегическом плане железной дорогой, которая проходила по территории Китая. С 1931 г. всё большее значение приобретало создание оборонительных рубежей против Японии, которая начала активный захват китайской территории.
Карьера Блюхера активно развивалась как по военной, так и по партийно-государственной линиям. В числе первых советских военачальников он получил звание маршала. В 1937 г. Блюхер стал членом ЦК ВКП(б), что говорит о его вхождении в состав высшей государственной элиты СССР. В этом же году он был избран членом Президиума Верховного совета СССР. Впрочем, примерно в это же время была начата агентурная разработка Блюхера органами госбезопасности. Блюхера подозревали в том, что он, пользуясь своим положением высшего военного руководителя на огромной территории Дальнего Востока, имеет сепаратистские планы. Выдвигались предположения, что именно на сепаратистские настроения Блюхера могли рассчитывать японцы, выдвигая свои планы экспансии.
Однако это не помешало Блюхеру принять участие в рассмотрении дела другого известного советского военачальника – маршала Тухачевского. Блюхер был одним из челнов Специального судебного присутствия, которое приговорило к расстрелу группу высших советских военных руководителей.
В 1938 г. в связи с обострением отношений с Японией был создан Дальневосточный фронт, руководителем которого был назначен Блюхер. Япония предъявила ультиматум с требованием передать ей часть советской территории. После отказа от выполнения этих требований развернулись ожесточённые бои в районе озера Хасан. Первоначально советские войска понесли значительные потери и не добились успехов. Высшим руководством страны, включая И. В. Сталина, ответственность за недостаточно успешные военные действия во многом была возложена именно на Блюхера.
Признавая успехи Блюхера как полководца, нельзя не отметить, что он так и не получил какого-либо военного образования, оставался самоучкой, что неизбежно должно было сказаться на его деятельности как руководителя армии. Он оказался во многом не готов к ведению войны новыми современными методами, предпочитал опираться исключительно на опыт Гражданской войны, не учитывал возможности, которые давала техника. Всё это в полной мере проявилось в ходе боёв на озере Хасан.
Исследователи отмечают, что Блюхер не в полной мере выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности на границе с японскими войсками, размещёнными в Маньчжурии. В частности, он не озаботился сооружением нормальной автомобильной дороги, которая бы шла параллельно железнодорожной ветке, что создавало угрозу снабжению советских войск в случае конфликта с Японией. Строить эту дорогу пришлось в крайне сжатые сроки уже в ходе развернувшихся военных действий.
Можно отметить, что не уделял Блюхер должного внимания и боевой подготовке своих подразделений, которые по большей части использовались на хозяйственных работах. Блюхер проявил инициативу в улаживании конфликта с Японией, но при этом проигнорировал стремление советского руководства ни в коем случае не уступать японцам. Его попытка взять на себя роль дипломата вряд ли может быть признана необходимой, Блюхер очевидно считал себя не просто военачальником, но претендовал на возможность принимать политические решения.
Главвоенсовет при своей оценке действий Блюхера во время боёв на озере Хасан неоднократно отмечал, что маршал не проявлял необходимой инициативы, не ставил пред войсками конкретных задач и мешал действиям отдельных командиров. Хотя японцы не сумели добиться своих целей, но итоговые потери советской армии существенно превысили таковые у противника. Очевидно, что в 1938 г. Блюхера уже нельзя назвать человеком, который проявил полководческий талант.
Маршал с семьёй уехал на отдых в Сочи. Там в октябре 1938 г. он и был арестован. Следствие продолжалось 18 дней. В соответствии с протоколами допроса, можно сказать, что Блюхер признал не только факты моральной распущенности и алкоголизма, но и участие в некоем военном заговоре и создании антисоветской организации. Соответствующие показания были даны и ближайшими родственниками маршала. До судебного процесса Блюхер не дожил, он скончался в тюрьме. Однако он всё же был приговорён к смертной казни, причём помимо прочих обвинений ему предъявили и шпионаж в пользу Японии.
Завершая рассказ о биографии Блюхера, стоит отметить, что после смерти Сталина в 1956 г. маршал был полностью реабилитирован.