Просмотр мультфильмов — привычное развлечение для современных детей. Анимационные герои по ту сторону экрана рассказывают о дружбе, захватывающих приключениях и о том, как устроен окружающий мир. Намного сложнее заинтересовать молодое поколение чтением книг. Тут на помощь приходят радиоспектакли и аудиокниги. А что, если повысить интерес ребенка к литературе через диафильмы?
Такой эксперимент решила провести аспирантка, преподаватель кафедры теории и методики Набережночелнинского педуниверситета Алсу Муллахметова. На занятиях по развитию речи с дошкольниками она использует диафильм как метод творческого рассказывания. Идея показывать «позитивную кинопленку» родилась из воспоминаний о собственном детстве:
«Я очень любила смотреть диафильмы. Это было что-то среднее между сказкой на ночь и кино. Яркие картинки и вместо закадровой озвучки — знакомый, нежный голос мамы. Будучи студенткой, на практике стала применять прием диафильма на уроках литературного чтения».
Диафильм — это фотопленка, кадры которой складываются в единую историю. Для запуска слайд-шоу необходим специальный проекционный аппарат или, учитывая современные технологии, интерактивная доска. Первые диафильмы для детей появились еще в 1930-х годах в СССР. Их производством занималась одноименная студия. Сюжет строился по произведениям известных советских авторов — Самуила Маршака, Агнии Барто, Корнея Чуковского и многих других.
Помимо просмотра диафильмов, Алсу Муллахметова вместе с ребятами создает собственные кадры, только не на пленке:
«Понадобятся несколько чистых листов, цветные карандаши и скотч. После прочтения произведения предлагаю ребятам приступить к созданию диафильма. Можно работать и в группах, где у каждого будет своя роль. Кто-то придумывает картинки (видеоряд), другой — рисует, третий — пишет текст и так далее. Затем детям предлагается озвучить получившийся диафильм».
Преимуществ такого способа изучения народных сказок множество:
- Дети могут почувствовать себя соавторами произведения.
- Диафильмы развивают образное и логическое мышление, понимание и запоминание.
- Графическое рисование развивает моторику, креативное воображение.
- Диафильмы, как и книги, заставляют младшего школьника рассуждать, анализировать, сопереживать, выполнять мыслительную работу.
Конечно, можно использовать и традиционные приемы. Учить юных рассказчиков составлять вопросы и планы, разделять произведения на смысловые части, выделять опорные слова и предложения. Все эти методы не раз доказали свою действенность. И все же для детей младшего школьного возраста с наглядно-образным мышлением прием диафильма — это не просто картинки с закадровым текстом, а погружение в загадочный мир персонажей, оживающих только в воображении.