Святая Церковь начала праздновать Неделю о блудном сыне. Это следующая неделя подготовки к Великому посту, который весь посвящён покаянию и изменению жизни. Особенный период в жизни Церкви, который в то время, когда он затевался, нёс образовательный характер. Читали в церкви особые отрывки из Священного Писания, которые являлись просвещением для народа, в основном готовящегося к крещению, чтобы в Великую Cубботу, перед Пасхой, совершить это крещение над теми, кто готов, а Великий пост был завершающей стадией, можно сказать, духовной сессией, которую проходил человек. На Пасху все вместе – и члены церкви, христиане, и новокрещёные – вступали в храм с зажжёнными свечами, шли туда крестным ходом и, как полноправные члены, впервые участвовали в таинстве Божественной Евхаристии. Становились уже в полноте друг другу братьями и сёстрами, таким образом увеличивалась церковная семья. В последствии, в силу того, что преумножилось и количество храмов, и преумножилось количество христиан настолько, что практически границы народа и границы церкви стали совпадать, даже если бы христиане задумали все одновременно прийти в храм, им не хватило бы для этого места. Крещения стали совершать не только в Великую Субботу, но и перед Троицей, перед Рождеством, а потом и этих значительных моментов из жизни Иисуса Христа, Матери Божьей, Святой Церкви не стало хватать. Стали крестить уже вообще ежедневно, как только в этом окажется какая-то потребность. Крещение превратилось в требу. Из великого Таинства, которое совершалось целой Церковью, стало частным делом отдельного семейства и священника. К сожалению, такие глубокие богословские вещи ум человеческий, в силу своей обычно необразованности, часто не способен объять, больше опирается на какие-то внешние опоры. В силу того, что крещение из главного храма и главного пасхального события перенеслось в семью, а иногда даже из храма, потому что священнику приходилось ехать куда-то в отдалённое место и там дома, в какой-то наспех импровизированной купели совершать это крещение. Такое и отношение стало обыденное, оно вытесняло всю глубину этого Таинства.
На самом деле весь Великий пост и просьба к Богу о том, чтобы Он отверз покаяния двери, свидетельствует о самом главном, о том, что открывает нам двери в Царствие Божие, двери к общению с Богом – это есть покаяние. Только изменение жизни на какой-то шаг к лучшему даёт человеку возможность двигаться навстречу Богу. Большинство из нас с вами уже давно никаких шагов не делают, поэтому покаяние в нас остановилось. В этом большая трагедия, потому что наше с вами шествие к Богу приостановилось. Мы продолжаем ходить в храм, продолжаем жить по заведённому однажды порядку, в ту меру, которая нам оказалась в какое-то время доступна, но дальше движения нет. В силу того, что нет этого движения, нет покаяния, нет постоянного стремления ещё и ещё улучшить нашу жизнь, несмотря на все призывы, в силу этого всё, что в Церкви существует из сокровищ духовных, это всё для нас потускнело. Ничего, собственно, с нами не совершается, поэтому многие на себя сетуют, дескать, каждый раз приходят, каются в одном и том же, но ничего не происходит. Совершенно верно, воистину ничего не происходит. Если бы не Господь. Господь, конечно, видя наше плачевное духовное состояние, при нашей обычной жизни попускает нам различные испытания, которые мы вынуждены проходить. Никуда от этого не денешься. Таким образом тот подвиг, который мы могли бы взять на себя добровольно, сам собой увеличивается из-за попущения Бога. Если мы, совершая то, что грядёт к нам от Господа, не соскальзываем в уныние, в отчаяние, в пренебрежение тем малым, что мы способны совершать ради Господа, тогда спасение происходит. Почему? Потому что жизнь наша становится труднее, нам приходится терпеть какие-то очень большие трудности телесные, душевные, всякие психологические загадки, проблемы, которые таковы, что мы не можем просто от них отмахнуться и не обращать внимание. Это касается нашего существа, нашего сердца, нашей личности, иногда всей нашей жизни. Господь таким образом помогает нам. Мы, не делая ничего, даже потеряв надежду на то, что мы сами когда-нибудь что-то сделаем, должны принимать от Господа то, что Он нам даёт потерпеть. Если мы с благодушием принимаем это, то это и будет процесс спасения, покаяния, потому что покаяние заключается не только в том, когда человек осуждает себя за свои грехи, не только в исправлении, но и в безропотном трении скорбей. Если мы способны к этому, тогда по милости Божьей происходит и спасение нашей души. Покаяние происходит разным путями, но всегда по милости Божьей, которая началась с того, что Господь устроил такую возможность, что любой человек, как бы тяжело он ни согрешил, может испросить у Господа прощения и начать всё сначала. Каждый раз Великий пост – это нам напоминание об этой чудной возможности, что каждый может, как блудный сын, расточив всё, что только у него было, начать сначала, и Господь восстановит его в том достоинстве, в котором он был до отпадения своего. Так Господь к нам снисходителен и так милостив, поэтому нам нужно только оказаться достойными той милости. Помоги нам в этом, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/