Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Шумный день" (СССР, 1961), "Письма к живым" (СССР, 1965), "Палата" (СССР, 1965): "за" и "против"

Шумный день. СССР, 1961. Режиссеры Георгий Натансон и Анатолий Эфрос. Сценарист Виктор Розов (по собственной пьесе «В поисках радости»). Актеры: Валентина Сперантова, Геннадий Печников, Татьяна Надеждина, Владимир Земляникин, Олег Табаков, Лилия Толмачёва, Лев Круглый, Инна Гулая и др. 18,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георгий Натансон (1921–2017) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Шумный день», «Всё остаётся людям», «Палата», «Ещё раз про любовь», «Старшая сестра», «Посол Советского Союза», «Повторная свадьба», «Валентин и Валентина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Знаменитый театральный режиссер Анатолий Эфрос (1925–1987) в кино работал мало, в основном ставил фильмы–спектакли для телевидения. Но два его фильма («Шумный день» и «Високосный год») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Эту «оттепельную» экранизацию известной пьесы Виктора Розова тепло встретили публика и пресса. При этом, как правило, хвалили в первую очередь актера Олега Табакова (1935-2018).

Кинокритик Ян Березницкий (1922–2005), пожурив немного авторов за некоторую театральность постановки, писал, что «по крепчайшей спаянности ансамбля, по мастерству исполнения каждой, даже незначительной роли работа Натансона и Эфроса заслуживает высокой оценки. (Театральная первооснова фильма имела в данном случае серьезное, но не решающее значение: на исполнение четырех важнейших ролей были приглашены актеры другого театра, сумевшие на редкость органично войти в ансамбль.).

«В главной роли Олег Табаков», – сообщали рекламные афиши. Тот, кто видел спектакль ЦДТ, вспомнит, что роль, исполняемая в фильме Табаковым (в театре ее играл другой актер), воспринималась как одна из центральных, но отнюдь не центральная. В фильме она действительно стала таковой. Олег Табаков исполняет эту роль с абсолютной творческой свободой, с высоким мастерством перевоплощения» (Березницкий, 1961: 75).

Однако рецензент «Советского экрана» полностью отметал упреки в театральности по отношению к «Шумному дню»: «Использовав лучшее, что было в спектаклях двух московских театров – Центрального детского и «Современника», режиссеры Г. Натансон и А. Эфрос сумели создать произведение кинематографическое – знакомые нам актеры здесь нисколько не театральны» (Мериманов, 1961: 7).

В конце 1960–х кинокритик Армен Медведев писал, что в «Шумном дне» Олег Табаков «прекрасно играет мальчишку. Он убеждает достоверностью поведения, удивляет точностью наблюдения и понимания внутреннего мира своего героя. Но иногда Олег исчезает, а перед нами просто умный и темпераментный актер. Это происходит тогда, когда автор устами героя заявляет о своем отношении к жизни. Сказано слово, выражена мысль — и перед нами вновь школьник Олег. Публицистические отступления, повышающие накал гражданственности в фильме, — заслуга актера. Эту роль можно было бы сыграть иначе, не отступая от достоверности, продиктованной возрастом Олега. Но О. Табакова (в соответствии с замыслом В. Розова и режиссера А. Эфроса) больше всего волнует не сам Олег, а то, что Олег видит, с чем сталкивается, против чего протестует. Заметим, что высокая публицистика занимает все больше и больше места в книгах, пьесах и фильмах. Авторы, режиссеры и актеры перестают стесняться возвышенности слов своих героев» (Медведев, 1968).

Уже в XXI веке театровед Елена Горфункель утверждает, что «Шумный день» — в полной мере «консервация времени», его идей, нравов, быта. Действие происходит в квартире. Почти как в спектакле, но квартира снята так, что кажется превращенной в «джунгли мещанства». Лабиринты между столами и шкафами, закрытые одеялами «шифоньеры», серванты, окна, заставленные так, что к ним трудно пробраться, и «орудие» возмездия — шашка под портретом героя–отца, с которой подросток Олег, олицетворение нового духа, правды, свободы и честности, набрасывается на мебель, скупаемую для будущего счастья его невесткой Леночкой. Морализаторство остается за скобками, а в фильме — радость жизни и торжество молодости и естественности, новых, лучших людей. В финале Олег выбегает из шумной и скандальной квартиры на улицы Москвы. Из мещанской крепости в жизнь» (Горфункель, 2020).

Нынешние зрители до сих пор помнят и любят этот фильм, попутно задавая непростые вопросы:

«Фильм очень тонко, но чётко показывает сложности в взаимоотношениях и воспитании детей, и подводные камни, так что всем родителям смотреть просто необходимо. И каждый раз после просмотра у меня только восхищение и снова вырывается "потрясающий фильм!"» (Мими).

«Фильм не просто хороший, в нём даётся резко отрицательная оценка стяжательству, попыткам как можно больше захапать и разного рода "вещизму". И вот, теперь, оглядываясь назад, нам становится ясно, что происходит с людьми, ещё недавно стОящими и порядочными, если ими овладевает неодолимое желание "взять от жизни всё", то есть как можно меньше оставить ближнему своему!» (Александр).

«Пересматриваешь этот фильм сейчас и невольно задумываешься: "Значит, не научил этот фильм нас и наших детей ничему хорошему?". Ведь всё то, что осуждалось в этом фильме – мещанство, страсть к наживе, стяжательство, бездуховность – теперь только приветствуется и поощряется. Посмотрите современные журналы, к примеру, все (артисты, писатели и т.д.) сняты в шикарных особняках, квартирах, демонстрируют нам свои гардеробы (у кого больше сумочек, обуви, шуб, которые уже в простых шкафах не помещаются), хвастаются своими коллекциями антиквариата, своими авто и т.д. Сейчас ведь это (то бишь – благосостояние) – цель жизни многих и многих. Куда там бедной Леночке со своим сервантиком и столиком до них! И где такие герои, как Олег? И разве его сегодня кто–нибудь понял бы? Получается, фильм этот абсолютно устарел и не актуален совершенно для нынешнего времени?» (Настя).

Киновед Александр Федоров

-2

Палата. СССР, 1965. Режиссер Георгий Натансон. Сценарист Самуил Алёшин (по собственной одноименной пьесе). Актеры: Андрей Попов, Евгений Перов, Виталий Доронин, Юрий Пузырёв, Руфина Нифонтова, Наталья Фатеева, Юрий Аверин, Инна Макарова, Феликс Яворский, Жанна Прохоренко, Борис Токарев и др. 18,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Георгий Натансон (1921–2017) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, восемь из которых («Шумный день», «Всё остаётся людям», «Палата», «Ещё раз про любовь», «Старшая сестра», «Посол Советского Союза», «Повторная свадьба», «Валентин и Валентина») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Действие пьесы С. Алешина, которая стала основой для фильма, происходит в больничной палате, где главные персонажи спорят, отстаивая свои жизненные позиции: один держится за старые догмы, а другой настроен против «пережитков культа личности»…

Советская кинопресса осталась недовольной этой драмой – и ее прямолинейностью, и антикинематографичностью.

Кинокритик Н. Игнатьева (1923-2019) писала, к примеру, так: «Обнаруживаются ли в «Палате» особые, кинематографические свойства экрана? Можно ли утверждать, что мы смотрели произведение, созданное хотя бы с учетом возможностей кино, не говоря уже об образной природе этого искусства? Боюсь, читатель уже заметил, что в… фильме не чувствуется присутствия кинематографа. … С. Алешин не писал сценарий как произведение кинодраматургии, он подгонял готовую пьесу к экранному действию» (Игнатьева, 1965: 92). Игнатьева Н. Только своим путем! // Искусство кино. 1965. 5: 90-92.

Что касается нынешних зрителей, то часть из них предъявляет к «Палате» претензии, аналогичные тем, что были у Н. Игнатьевой:

«Не получилась ни пьеса у Алёшина, ни фильм у Натансона. Всё безлико, схематично и конъюнктурно» (Мономах).

Но есть зрители и сегодня высоко оценивающие эту ленту:

«Невозможно не удивляться тому, что фильм великого режиссёра Натансона с великими актёрами… «валяется на полке» много лет. А всякая дрянь заполонила весь экран» (Алексей).

Киновед Александр Федоров

-3

Письма к живым. СССР, 1965. Режиссер Валентин Виноградов. Сценарист Алесь Кучар. Актеры: Светлана Макарова, Астрида Кайриша, Валентин Никулин, Григорий Гай, Николай Прокопович, Стефания Станюта, Бронюс Бабкаускас и др. 18,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

У режиссера Валентина Виноградова (1933–2011) была трудная судьба: годами ему не давали снимать, его лучший фильм «Восточный коридор» (1966) был подвергнут несправедливой критике и почти не имел проката. Съемки «Синей пустоши» были остановлены, а сам материал уничтожен… В итоге в тысячу самых популярных фильмов у В. Виноградова вошли три фильма: «День, когда исполнятся 30 лет», «Письма к живым» и «Земляки»…

После того, как я опубликовал в журнале “Вопросы культурологии» большую статью о военной драме Валентина Виноградова «Восточный коридор» (1966 год, выход в ограниченный прокат – 1968 год, но при этом 10,7 млн. зрителей за первый год демонстрации!), я послал ее режиссеру. К моему удивлению, очень скоро я получил от него ответ со словами благодарности, мы созвонились, и довольно долго говорили о его фильмах, о цензурных запретах и о том, почему судьба фильма «Восточный коридор» оказалась такой печальной… (мою статью о шедевре Валентина Виноградова «Восточный коридор» можно прочесть здесь: Федоров, 2011).

«Письма к живым» – психологическая драма о судьбе коммунистки–подпольщицы – неплохо прошла в прокате, но вскоре была отправлена на полку в связи с «неактуальностью» оттепельной темы репрессий 1930–х.

В «Истории советского кино» фильм «Письма к живым» обвинялся в том, что «обратившись к историческому материалу, к конкретной исторической судьбе, авторы не сумели показать тот героический путь, который прошла легендарная патриотка, сместив акценты с реальных фактов на вымышленные, мелодраматические ситуации. Это помешало актрисе С. Макаровой раскрыть мужественную, неуемную, полную жизнелюбия натуру прототипа своей героини» (История советского кино. Т. 4. М., 1978. С. 174-175).

В итоге сегодня об этой картине вспоминают немногие зрители:

«Этот фильм … построен на удивительном посыле: будучи посвященным «святой коммунистке», он не агитирует ни «за», ни против, но обличает собственную же идею, поскольку по соблюдаемым в нём законам художественной правды выводится, что изображенное создание (героиня, мученица…) возможно лишь как флюктуация (случайное отклонение от какой–нибудь величины – А.Ф.)… Ну, и масса гениальных мелочей технического толка. … этот фильм изучали бы во всём мире, как веху в истории кино, будь они снят в Италии каким–нибудь Росселини. … Притом что, на фоне "Восточного коридора" (следующий фильм Виноградова) – это лишь разминка, ученическое упражнение» (Влас).

«Фильм необычный. Посмотрела с огромным удивлением и интересом. Сейчас так не снимают. И дело не в партийной принадлежности героини – в те годы нельзя было обойтись без политики. Поражает театральность некоторых кадров, многое – как страшный сон. Претенциозность – да, есть местами… Немного неровный фильм, но … современные супер–пупер новаторы должны обзавидоваться» (Гал).

Киновед Александр Федоров