Найти тему
Бизнес-секреты

Наблюдать за своим ульем — это как следить за котировками на бирже

Оглавление

История IT-специалиста, который создал «Пчелошеринг» и онлайн-приключение для покупателей меда

Артем Жаров — ИТ-специалист и дизайнер из Санкт-Петербурга. Он захотел переехать всей семьей на природу и уехал в предгорья Кавказа. Там он подружился со своим соседом, который вел хозяйство. Артем решил помогать ему с продажами меда. Сначала они продавали мед своим друзьям и знакомым. А потом придумали схему «облачной» пасеки: можно дистанционно купить себе улей, летом наблюдать, что происходит на пасеке по онлайн-трансляции, и в конце сезона получить посылку с урожаем.

Артем рассказывает, как создает дополнительную ценность меда для покупателей и почему решил сменить позиционирование с ИТ-темы про «облачные ульи» и «майнинг меда» на образ семейной пасеки.

Товарный бизнес растет медленно, нужна была новая модель

Сначала мы с партнером, Мишей, просто продавали мед — пока еще без идеи шеринга. Я взял на себя маркетинговую часть: придумал название бренда, отрисовал этикетки, разместил мед на площадках — на Авито, в родительских чатах и чатах коттеджных поселков, и занимался прямыми продажами.

Пока объемы у нас были небольшие, знакомых покупателей хватало. Мы отработали первое лето, посчитали деньги. Из хорошего — мы убедились, что на мед действительно можно ставить цену выше рынка, и второе — у меня получается продавать. Но прибыль была не такая большая, как нам хотелось бы. Мы заработали около 150 000 ₽.

Кредит для развития нового проекта брать не хотелось. Мы подумали, что нужна какая-то модель в духе краудфандинга — когда основатель рассказывает о своей идее, а люди, которым она нравится, скидываются на запуск.

Мы не возим ульи по полям на цветение разных культур. Они всегда стоят на месте в лесу, пчелы не долетают до сельхозугодий с пестицидами
Мы не возим ульи по полям на цветение разных культур. Они всегда стоят на месте в лесу, пчелы не долетают до сельхозугодий с пестицидами

Получили заказов на 1,88 млн рублей после статьи про пчелошеринг, хотя самого продукта еще не было

У нас появилась идея пчелошеринга: продавать «удаленные» или «облачные» ульи. То есть человек покупает улей на нашей пасеке, а к концу лета мы отправляем ему весь урожай меда с этого улья. В течение сезона мы присылаем отчеты, как идут дела на пасеке. Если покупатель захочет, он может даже приехать к нам и лично посмотреть, как работает пасека.

Мы решили начать с небольших вложение: я дизайнер, поэтому сам сделал яркий сайт. На нем я рассказывал о нашем подходе и предлагал купить облачные ульи на нашей пасеке.

После этого я написал на vc.ru статью о пчелошеринге так, как будто проект у нас уже работает: рассказал о сути пчелошеринга, о том, что получит покупатель и как складывается цена.

На статью был очень хороший отклик. За первую неделю набралось 23 000 просмотров и около 300 комментариев. Но самое неожиданное — внимание СМИ.

Я опубликовал на vc.ru тестовую статью с кейсом «Как мы сделали из пасеки онлайн-сервис» 28 декабря 2021 года. По словам покупателей, многие купили ульи в подарок
Я опубликовал на vc.ru тестовую статью с кейсом «Как мы сделали из пасеки онлайн-сервис» 28 декабря 2021 года. По словам покупателей, многие купили ульи в подарок

Отказались от идеи подписки на мед, потому что она не дает ощущения сопричастности

Модель продажи улья у нас такая: есть основной тариф на улей — в начале 2024 года он стоит 45 200 ₽. Вот что в него входит:

  • сам улей. Он фактически и по документам принадлежит покупателю — при желании человек может даже забрать его и увезти к себе на дачу. Но тогда и ухаживать за ульем нужно будет самостоятельно;
  • годовое обслуживание улья — то есть работа пчеловода и персонала пасеки. Для обслуживания ульев я обращаюсь к профессиональному пасечнику с такими же взглядами, как и у меня, в плане этичного отношения к пчелам;
  • гарантированное количество меда — мы обещаем 20—23 кг за сезон. Если вдруг по какой-то причине случится неурожай, мы добавим мед из наших собственных ульев, чтобы покупатель получил как минимум 20 кг меда;
  • фасовка. Базово мы отправляем мед в банках крупного размера. Они хорошо подходят для хранения или на подарки;
  • именные этикетки на банки. Покупатель может выбрать дизайн этикеток из нашего каталога, настроить цвета и выбрать надпись;
  • личный кабинет улья с камерой наблюдения, фотоотчетами, заметками про жизнь пасеки и онлайн-весами.
Мы даем ульям номера, это как номер дома. Покупатели, если берут целый улей, могут выбрать любое рандомное число, не обязательно по порядку
Мы даем ульям номера, это как номер дома. Покупатели, если берут целый улей, могут выбрать любое рандомное число, не обязательно по порядку
Вариант брендированного улья — такие у нас могут заказывать корпоративные клиенты
Вариант брендированного улья — такие у нас могут заказывать корпоративные клиенты

Наблюдать за своим ульем — это как следить за котировками на бирже

Годовое обслуживание улья продлевают не так много клиентов — 8% от всех покупателей. При этом те, кто покупает улей себе или для семьи, остаются на следующий год в 65% случаев.

Я стараюсь «привязать» клиентов с помощью контента в личном кабинете. Когда человек весь год наблюдал за пчелами и переживал за них — к примеру, вот началась гроза, и пчелы спрятались в улей, — они уже становятся чем-то родным. Человек уже относится к меду как к чему-то, что он сделал своими руками, или как к бабушкиным помидоркам с дачи.

За своим ульем в приложении можно наблюдать сразу несколькими способами.

Трансляции с камеры наблюдения за пчелами. В личном кабинете можно смотреть круглосуточную онлайн-трансляцию с пасеки. Одна камера снимает общий вид на ульи и пейзаж. А другая в макрорежиме снимает пчел, залетающих в улей. Это выглядит очень залипательно.

Заметки о жизни на пасеке и фотоотчеты. Фотоотчеты — это лонгриды с заметками о жизни пасеки и природы вокруг. На пасеке в летнее время работает фотограф и старается запечатлеть важные пчеловодческие моменты.

В отчете могут быть какие-то новости про приключения пчел, например о том, что рой куда-то улетел. Или наблюдения про природу в целом, особенно если это может повлиять на урожай меда. Например, о том, что в этом месяце у нас аномально сухо.

Онлайн-весы. Они работают в летнее время и показывают колебания веса улья. Система высчитывает вес самого улья, вес пчел и меда по отдельности.

С помощью весов можно замечать разные закономерности. Например, когда восходит солнце, пчелы вылетают из улья, и он становится легче на килограмм или полтора. Если весь день стоит хорошая погода и пчелы собирают нектар, за день масса прибавляется на 100—300 грамм. А если погода плохая, пчелы сидят дома и едят мед, так что улей может стать легче, чем был накануне вечером.

Я надеюсь, что с онлайн-весами пчелошеринг может стать для наших покупателей одним из вариантов для времяпрепровождения онлайн. Как в приложениях с инвестициями люди сидят и постоянно проверяют котировки, у нас в личном кабинете тоже можно будет следить за ситуацией и делать прогнозы: «Эх, завтра плохая погода, опять будет минус двести грамм меда, все пчелы съедят».

Больше материалов о необычном бизнесе — на сайте Бизнес-секретов.