Волчья стая. СССР, 1975. Режиссер Борис Степанов. Сценарист Василь Быков (по собственной одноименной повести). Актеры: Анатолий Грачёв, Валентин Никулин, Светлана Кузнецова, Владимир Грицевский, Михаил Феоктистов, Валентин Белохвостик, Ростислав Янковский, , Геннадий Гарбук, Владимир Антоник и др. 19,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Борис Степанов (1927-1992) поставил восемь полнометражных игровых фильмов, два из которых («Батька» и «Волчья стая») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
… Во время Великой Отечественной войны четверо партизан пытаются пробраться к своим, но на этом пути их ждут суровые испытания…
Советская кинопресса отнеслась к этой экранизации повести Василя Быкова «Волчья стая» довольно строго.
Так кинокритик Борис Рунин (1912-1994) писал на страницах журнала «Советский экран», что «авторы фильма хотя добросовестно перенесли ее на экран, но так и не перевели на язык другого искусства. … Конечно, воплотить на экране необычайно насыщенную внутреннюю жизнь героя «Волчьей стаи», какой она раскрыта в повести, не так-то просто. Но ведь сколько материала пропало! … авторы экранизации уподобились робким переводчикам-буквалистам и держались за исходный материал, боясь от него отойти даже там, где он сам того требовал… Однако будем объективны и отдадим должное убеждающей силе таланта Василя Быкова. Даже будучи лишь посильно пересказанной для кино, его «Волчья стая» все равно не может оставить зрителя безучастным. Вопреки всем ее несовершенствам, в ней бьется благородная идея утверждения человечности как необходимой основы людских поступков. Идея превосходства гуманности, самоотверженности и добра над звериной жестокостью войны» (Рунин, 1975).
А вот многим нынешним зрителям «Волчья стая» нравится до сих пор:
«Прекрасная экранизация произведения Василя Быкова. Очень люблю его книги и советские фильмы, поставленные по его повестям» (Руссе).
«Замечательный фильм… когда смотрела, то полностью погрузилась в атмосферу тех военных лет. … Великолепная режиссура. Прекрасная работа Артистов. … Получился фильм, который берет за душу» (Альфия).
Киновед Александр Федоров
К новому берегу. СССР, 1955. Режиссер Леонид Луков. Сценаристы Владимир Алексеев, Леонид Луков (по роману В. Лациса). Актеры: Жанис Приекулис, Велта Лине, Лидия Фреймане, Янис Осис, Юрий Юровский и др. 19,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Леонид Луков (1909–1963) за свою карьеру поставил 22 фильма, многие из которых («Большая жизнь», «Донецкие шахтеры», «К новому берегу», «Об этом забывать нельзя», «Разные судьбы», «Олеко Дундич», «Две жизни», «Верьте мне, люди») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Действие этой драмы о судьбе латышской семьи охватывает несколько десятилетий – от 1920-х до 1950-х годов. Понятно, что эта драматическая история получила необходимую в то время идеологическую трактовку…
В «Истории советского кино» фильм «К новому берегу» оценивался весьма негативно: «Сценаристы… не пошли далее механического спрессования сюжета романа, многие эпизоды были переданы скороговоркой. В результате первый цветной игровой фильм в истории латвийского кино в художественном отношении оказался бедным и бесцветным» («Истории советского кино. Ч. 4. М., 1978. С. 273).
В итоге этот фильм оказался сегодня основательно забытым – как киноведами, так и аудиторией…
Киновед Александр Федоров
Пятеро из Ферганы. СССР, 1963. Режиссер Юлдаш Агзамов. Сценаристы: Николай Рожков, Адхам Рахмат. Актеры: Дмитрий Масанов, Ульмас Алиходжаев, Халида Исхакова, Алла Ледовая и др. 19,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Юлдаш Агзамов (1909-1985) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, остросюжетные «Горячие тропы» — и драма «Пятеро из Ферганы» стали у него самыми популярными лентами.
В драме «Пятеро из Ферганы» рассказывается о первом комсомольском секретаре Туркестана - Абдулле Набиеве, а без малого двадцать миллионов зрителей, посмотревших эту ленту за первый год ее демонстрации в кинозалах, наверное, можно в какой-то степени объяснить ее популярностью в среднеазиатских республиках. Однако в XXI веке эта картина оказалась полностью забытой практически всеми – от кинокритиков до зрителей…
Киновед Александр Федоров