Приключения Кроша. СССР, 1962. Режиссер Генрих Оганисян. Сценарист Анатолий Рыбаков (по собственной одноименной повести). Актеры: Николай Томашевский, Андрей Юренев, Никита Михалков, Вера Белякова, Николай Парфёнов, Владимир Кашпур, Нина Шатерникова, Лариса Лужина, Савелий Крамаров и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Генрих Оганисян (1918–1964) в первую очередь известен зрителям по своему комедийному хиту «Три плюс два», но «Девичья весна» и «Приключения Кроша» тоже вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. С учетом, что Н. Оганисян за свою короткую жизнь поставил всего три полнометражных игровых фильма, это очень высокий показатель.
История о практике старшеклассников на автобазе тронула зрительские сердца, в том числе и участием тогда еще начинающих актеров Никиты Михалкова и Савелия Крамарова…
У «Приключений Кроша» немало поклонников и сегодня:
«Фильм превосходный! Очень полезен школьникам! Да не только школьникам, вообще всем. Очень интересно наблюдать, как складывались отношения на производстве. Не перестаю восхищаться, какие всё таки снимали раньше душевные, добрые фильмы! А музыка какая! Сейчас же вообще не снимают фильм о производстве, только про ментов, бандитов, неправдоподобные сериалы про войну. Специально скачал фильм о Кроше, чтобы показать на работе! Все были очень довольны и согласились со мной, что фильм превосходный» (Сергей).
«Фильм прекрасен, все хороши… У фильма нежная тональность, а Крош – рыцарь без страха и упрёка. Полное соответствие литературному произведению. Анатолий Рыбаков – великий детский писатель, его "Кортик", "Бронзовая птица", произведения о Кроше – одни из лучших книг для детей» (Кинодруг).
«Первый раз смотрел фильм еще в советские годы, учась в средней школе… Сейчас вспомнил о нем, пересмотрел. Прекрасная музыка, правдивые характеры персонажей, старая и новая, строящаяся Москва. Все фильмы тех лет пронизаны любовью к нашей столице, подрастающему поколению, новому светлому будущему (я не о коммунизме, скорее, об ощущении оттепели, весны что ли). Увы все потеряно» (Михаил).
Киновед Александр Федоров
Грешный ангел. СССР, 1963. Режиссер Геннадий Казанский. Сценарист Михаил Берестинский. Актеры: Ольга Красина, Николай Волков (ст.), Нина Веселовская, Геннадий Фролов, Юрий Медведев, Борис Чирков, Галина Волчек и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Геннадий Казанский (1910–1983) известен многими своими работами в кинематографе: за свою творческую карьеру он поставил 16 фильмов, часть из которых вошли в тысячу самых популярных советских кинолент («Горячее сердце», «Старик Хоттабыч», «Человек–амфибия», «Музыканты одного полка», «Угол падения», «Грешный ангел»). Главным его хитом был, конечно, «Человек–амфибия» (65,5 млн. зрителей), но и «Старик Хоттабыч» тоже собрал немалую аудиторию.
Главная героиня этой весьма острой для первой половины 1960-х драмы – школьница, которая попала в интернат, так ее родители попали под волну репрессий. Там она сталкивается со многими проблемами, в том числе и с религиозным искушением…
В год выхода «Грешного ангела» в прокат эта картина была оценена советской кинопрессой вполне позитивно: «Самое сильное, самое цельное впечатление в фильме оставляет образ Веры в первую очередь благодаря исполнительнице этой роли — несомненно одаренной, с прекрасными артистическими данными Ольге Красиной. … всякий раз в её игре все было предельно убедительно: ни одного неточного движения, ни одной приблизительной интонации. … Актрисе чуждо не только какое-либо подчеркивание, тем более нажим, ей не свойственна даже еле уловимая ретушь, накладываемая на портрет. Красина благородно, сдержанно показывает и горе и радость Веры, отчаяние и великодушие, умение быть благодарной и упорное стремление остаться самой собой, ни в чём не отступить от своих мыслей и чувств» (Залесский В. Человек не остался один // Искусство кино. 1963).
Интерес к этой драме сохранился у кинокритиков и в XXI веке:
«Как ни странно, религиозный мотив, слабо прописанный, довольно быстро выветривается из картины, оставляя место куда более интересной теме о возможности жить по правде в лицемерных реалиях. Вера вынуждена врать, что её родители сидят в лагерях по политическим статьям, а в фильме не раз звучат острые вопросы: «Вы коммунист или член партии?», «А как же демократия?», да и обучение в интернате ведётся сплошь по методичкам, в которых главное зазубрить предмет, а не понять его. Мир бюрократии, в котором каждый человек — это винтик, начинается именно со школы» (Сабыров Р. Грешный ангел. 2018. https://kritikanstvo.ru/movies/greshnyijangel/).
«Установку партии и правительства режиссёр Казанский всё же реализовал, но вполне анекдотическим образом. Фильм получился «антикультовым» вдвойне… Казанский был добрым режиссёром: добрым без соплей, понимающим и чувствующим детей, с которыми работать умел отменно. И получилась у него не экранизация актуальных директив ЦК, а серьёзное и благородное детское кино про жизнь, которая — а для детей особенно — не чёрная и не белая, а разная» (Трофименков М.«Грешный ангел» Геннадия Казанского // Коммерсантъ Weekend. 2016. № 39. С. 28).
Киновед Александр Федоров
Казнены на рассвете… СССР, 1965. Режиссер Евгений Андриканис. Сценаристы: Алексей Нагорный, Гелий Рябов, А. Ходанов. Актеры: Вадим Ганшин, Елизавета Солодова, Татьяна Конюхова, Владимир Честноков, Светлана Швайко, Сергей Курилов, Константин Худяков, Андрей Файт и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Известный кинооператор Евгений Андриканис (1909–1993), снявший такие фильмы, как «Машенька», «Отелло», «Рассказы о Ленине» и др., как режиссер поставил всего два фильма, но оба из них – мелодрама «Северная повесть» и драма «Казнены на рассвете» – вошли в тысячу самых популярных фильмов СССР.
В картине «Казнены рассвете…» рассказана драматическая история старшего брата В.И. Ленина – Александра Ульянова (1866-1887), народовольца, арестованного за подготовку покушения на императора Александра III, а затем повешенного…
Кинокритик Всеволод Ревич отнесся к этому фильму строго, упрекнув его в том, что «человеческая жизнь предстает здесь в перечислении широко известных имен, цитат, хрестоматийных фактов. О попытке их художественного осмысления нет и речи. В соответствии со сценарием выглядит и режиссерская трактовка темы. … Имя оператора Евгения Андриканиса широко известно с советском кинематографе и не нуждается в рекомендациях. Однако опыта его великолепного операторского искусства оказалось недостаточно для режиссерского воплощения кинотрагедии. «Казнены на рассвете…» - вторая работа Е. Андриканиса в качестве режиссера-постановщика. Поэтому сегодня мы имеем право констатировать печальный факт: наш кинематограф, потеряв прекрасного оператора, не обрел столь же интересного режиссера» (Ревич, 1965: 20). Ревич В. Иллюстрации к истории // Искусство кино. 1965. 4: 17-20.
Мнения нынешних зрителей об этой ленте расходятся:
«Очень люблю этот фильм. Он о благородстве, о любви к Отечеству, искренней, настоящей, о жертвенности во имя идеалов. В. Ганшин сыграл настолько хорошо, что и через тридцать лет, когда я вновь увидела этот фильм, впечатление осталось прежним. … Как бы кто ни относился к русской истории, революционные события из нее не выкинуть. Каждый решает сам, что ему больше нравится, но не надо это делать искусственно и превращать зрителей в зомбированные заурядности» (НВЧ).
«Сегодня эту пафосную революционную муть смотреть невозможно. Поэтому ее и не показывают по телевизору» (Искатель).
Киновед Александр Федоров