Батька. СССР, 1972. Режиссер Борис Степанов. Сценарист Ростислав Шмырёв. Актеры: Юрий Горобец, Борис Владомирский, Виктор Тарасов, Любовь Румянцева, Александр Леньков, Николай Прокопович и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Борис Степанов (1927–1992) поставил восемь игровых полнометражных фильмов (плюс несколько серий телефильма «Государственная граница»), три из которых («Альпийсксая баллада», «Батька» и «Волчья стая») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Советская кинопресса отнеслась к партизанской драме «Батька» неоднозначно.
Киновед Ефросинья Бондарева (1922–2011) была настроена к фильму позитивно: «Камера оператора И. Ремишевского очень подвижна, особенно во второй части его фильма, на натурных съемках, где зритель ощущает себя как бы подхваченным общим движением беженцев и отступающих партизан. Атмосферу тех лет оператор сумел передать с точностью документалиста, вкладывая в снимаемый материал и свое личное отношение. Особое внимание Степанов уделил портретам главного героя. В кинопортретах Батьки угадываются и природный ум, и мужество партизанского командира, и трагедия отца, потерявшего четверых детей. Режиссер утверждает, что работать с И. Ремишевским ему было спокойно, видимо, от уверенности во взаимопонимании и профессионализме оператора» (Бондарева, 1975: 258).
Зато киновед Анатолий Красинский был более строг, подчеркивая, что в «Батьке» «авторы порой ставят зрителя в положение человека, который вместо внимательного чтения бегло просматривает рекомендованную ему книгу, не вникая глубоко в суть изложенных в ней событий. Он схватывает по ходу чтения какие–то отдельные куски, сцены, а обо всем остальном у него в памяти остаются лишь самые общие представления. Жизненный факт, не подкрепленный серьезным художественным анализом, теряет силу обобщения» (Красинский, 1972: 4).
Нынешние зрители относятся к «Батьке» тепло и эмоционально:
«Батька». Этот фильм – одно из сильнейших впечатлений моего детства. … Одна из самых ярких работ Юрия Горобца» (В. Плотников).
«Первый раз посмотрела этот замечательный, но тяжелый фильм, второй день под впечатлением. Эмоции зашкаливают. … Какие же мужественные люди были в то время. Сильные, из гранита, из стали. Низкий поклон советским солдатам Великой Отечественной Войны. Вечная память павшим» (Лала).
Киновед Александр Федоров
Иду на грозу. СССР, 1966. Режиссер Сергей Микаэлян. Сценаристы Даниил Гранин, Сергей Микаэлян (по одноименному роману Даниила Гранина). Актеры: Александр Белявский, Василий Лановой, Ростислав Плятт, Михаил Астангов, Жанна Прохоренко, Виктория Лепко, Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Лев Прыгунов, Леонид Дьячков и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Микаэлян (1923–2016) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Иду на грозу», «Расскажи мне о себе», «Влюблен по собственному желанию», «Рейс 222») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Роман Даниила Гранина (1919–2017) повествовал «Иду на грозу» об ученых-интеллектуалах и был одним из знаковых в период «оттепели», поэтому его экранизация закономерно вызвала интерес у зрителей, хотя кинопресса отнеслась к фильму С. Микаэляна довольно сдержанно.
К примеру, киновед Марк Зак (1929–2011) в своей обстоятельной статье в журнале «Искусство кино» похвалил актерскую игру в драме «Иду на грозу», однако затем отметил, что «режиссер (он же соавтор сценария) не совсем ловко чувствует себя в просторной двухсерийной картине. Он стремится к краткости, а приходит к перечислению. Это тем обиднее, что в фильме есть образные, иначе говоря— краткие, режиссерские решения. … Казалось бы, фильм последователен в развитии внутренней темы, даже слишком... Не отсюда ли возникает на экране явное упрощение, появляются облегченные решения, жизнь порой вдруг оборачивается детской игрой «понарошку»? … Вопросительная, размышляющая интонация из пролога приходит в противоречие с сюжетной категоричностью целого фильма. … в памяти остались кадры, где теоретический диспут ученых поначалу снят сквозь замочную скважину, а потом предстает в новом ракурсе – глазами девушки, забравшейся в будку киномеханика. Было бы неверным отождествлять с этими съемками авторскую точку зрения. Тем более что в отличие от песни (из которой, как известно, слова не выкинешь) неудачные кадры можно просто вырезать. Но фильм от этого не изменится. Задуманный как размышление, он – по мере развития действия – словно бы отказался от этой цели» (Зак, 1966: 17–18).
Мнения сегодняшних зрителей по поводу фильма существенно расходятся:
«За»: «Здесь сплошь звезды… чью роль ни взять, каждая сыграна блестяще! … Фильм априори не мог получиться плохим, и он в самом деле получился великим. Мне кажется, ни в одном фильме, быть может кроме фильма "9 дней одного года", наука не представлена так образно. … А Плятт совершенно неповторимо и неподражаемо сыграл гения. Этот фильм – настоящая энциклопедия для начинающего ученого. Ко всему еще тонко отражена атмосфера 50–х годов прошлого века. Внимание ко второму плану и скрупулезная проработка деталей – еще одна важная особенность, позволяющая смотреть фильм на одном дыхании» (Ю. Аленко). «Актёры сыграли безупречно… Сам сюжет располагает своей оригинальностью, и, конечно же, порадовало его грамотное и интересное воплощение. Всё гармонично и придраться, как говорится, не к чему» (Катерина).
«Против»: «Всю дорогу было ощущение, что смотрю фильму про похождения Остапа Бендера (Тулин в исполнении Ланового) и Шуры Балаганова (Крылов – Белявский). … Лебедев иногда приближался к Паниковскому. Блондинка к Зосе. … Короче говоря, фильм не понравился. … Неудачный сценарий на мой взгляд, для не читавших книгу запутанный и лишенный темпа и интриги. … И актерская игра за некоторым исключением не понравилась совершенно» (Каппа). «Слабый фильм, рыхлый, невнятный. Жаль, что один из любимых мной актёров, Александр Белявский попал на это ''мелководье '' – его персонаж так же неубедителен, как и все, или почти все остальные участники этого действа». (Предпоследний из могикан).
Киновед Александр Федоров
Наши знакомые. СССР, 1969. Режиссер Илья Гурин. Сценаристы: Юрий Герман, Илья Гурин (по одноименному роману Юрия Германа). Актеры: Наталья Тенякова, Кирилл Лавров, Иван Лапиков, Леонид Неведомский, Елена Козелькова, Игорь Ледогоров, Сергей Плотников, Всеволод Кузнецов, Игорь Владимиров, Владислав Стржельчик, Георгий Бурков, Владимир Кашпур, Ефим Копелян и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Илья Гурин (1922–1994) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Золотой эшелон», «Верьте мне, люди» и «Наши знакомые») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
…1925 год. Антонина рано остается без отца и вынуждена думать о том, как ей жить дальше…
Экранизация романа Юрия Германа «Наши знакомые» была решена Ильей Гуриным в реалистическом черно-белом стиле излета «оттепели», идеологические акценты были выверены, актерский ансамбль в фильме был собран очень сильный. Но основная режиссерская ставка была оправданно сделана на талант Натальи Теняковой.
В год выхода «Наших знакомых» во всесоюзный кинопрокат кинопресса отнеслась к ней вполне сочувственно.
К примеру, кинокритик Дмитрий Писаревский писал, что хотя «при экранизации писатель много опустил, многое осветил по другому, главное сохранить удалось. Тема пробуждения человека к новой жизни, пробуждения в самой, быть может, трудной инертной сфере будничного быта, человеческих чувств и отношений звучит в фильме явственно и призывно» (Писаревский, 1969: 5).
Отзывы о фильме зрителей XXI века очень часто противоположны:
«Фильм так себе. Интерес вызывают только очень хорошие актеры, которые в то время были еще молодыми. Я где-то читала, что Тенякова отказывалась от этой роли…» (Н. Морозова).
«Мне фильм очень понравился. Только что просмотрел во второй раз - и «на одном дыхании»! … Харизматическая актриса» (Виктор).
Киновед Александр Федоров