Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Иду на грозу" (СССР, 1966), "Наши знакомые" (СССР, 1969), "Батька" (СССР, 1972): "за" и "против"

Батька. СССР, 1972. Режиссер Борис Степанов. Сценарист Ростислав Шмырёв. Актеры: Юрий Горобец, Борис Владомирский, Виктор Тарасов, Любовь Румянцева, Александр Леньков, Николай Прокопович и др. 20,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Борис Степанов (1927–1992) поставил восемь игровых полнометражных фильмов (плюс несколько серий телефильма «Государственная граница»), три из которых («Альпийсксая баллада», «Батька» и «Волчья стая») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Советская кинопресса отнеслась к партизанской драме «Батька» неоднозначно.

Киновед Ефросинья Бондарева (1922–2011) была настроена к фильму позитивно: «Камера оператора И. Ремишевского очень подвижна, особенно во второй части его фильма, на натурных съемках, где зритель ощущает себя как бы подхваченным общим движением беженцев и отступающих партизан. Атмосферу тех лет оператор сумел передать с точностью документалиста, вкладывая в снимаемый материал и свое личное отношение. Особое внимание Степанов уделил портретам главного героя. В кинопортретах Батьки угадываются и природный ум, и мужество партизанского командира, и трагедия отца, потерявшего четверых детей. Режиссер утверждает, что работать с И. Ремишевским ему было спокойно, видимо, от уверенности во взаимопонимании и профессионализме оператора» (Бондарева, 1975: 258).

Зато киновед Анатолий Красинский был более строг, подчеркивая, что в «Батьке» «авторы порой ставят зрителя в положение человека, который вместо внимательного чтения бегло просматривает рекомендованную ему книгу, не вникая глубоко в суть изложенных в ней событий. Он схватывает по ходу чтения какие–то отдельные куски, сцены, а обо всем остальном у него в памяти остаются лишь самые общие представления. Жизненный факт, не подкрепленный серьезным художественным анализом, теряет силу обобщения» (Красинский, 1972: 4).

Нынешние зрители относятся к «Батьке» тепло и эмоционально:

«Батька». Этот фильм – одно из сильнейших впечатлений моего детства. … Одна из самых ярких работ Юрия Горобца» (В. Плотников).

«Первый раз посмотрела этот замечательный, но тяжелый фильм, второй день под впечатлением. Эмоции зашкаливают. … Какие же мужественные люди были в то время. Сильные, из гранита, из стали. Низкий поклон советским солдатам Великой Отечественной Войны. Вечная память павшим» (Лала).

Киновед Александр Федоров

-2

Иду на грозу. СССР, 1966. Режиссер Сергей Микаэлян. Сценаристы Даниил Гранин, Сергей Микаэлян (по одноименному роману Даниила Гранина). Актеры: Александр Белявский, Василий Лановой, Ростислав Плятт, Михаил Астангов, Жанна Прохоренко, Виктория Лепко, Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Лев Прыгунов, Леонид Дьячков и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Сергей Микаэлян (1923–2016) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Иду на грозу», «Расскажи мне о себе», «Влюблен по собственному желанию», «Рейс 222») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Роман Даниила Гранина (1919–2017) повествовал «Иду на грозу» об ученых-интеллектуалах и был одним из знаковых в период «оттепели», поэтому его экранизация закономерно вызвала интерес у зрителей, хотя кинопресса отнеслась к фильму С. Микаэляна довольно сдержанно.

К примеру, киновед Марк Зак (1929–2011) в своей обстоятельной статье в журнале «Искусство кино» похвалил актерскую игру в драме «Иду на грозу», однако затем отметил, что «режиссер (он же соавтор сценария) не совсем ловко чувствует себя в просторной двухсерийной картине. Он стремится к краткости, а приходит к перечислению. Это тем обиднее, что в фильме есть образные, иначе говоря— краткие, режиссерские решения. … Казалось бы, фильм последователен в развитии внутренней темы, даже слишком... Не отсюда ли возникает на экране явное упрощение, появляются облегченные решения, жизнь порой вдруг оборачивается детской игрой «понарошку»? … Вопросительная, размышляющая интонация из пролога приходит в противоречие с сюжетной категоричностью целого фильма. … в памяти остались кадры, где теоретический диспут ученых поначалу снят сквозь замочную скважину, а потом предстает в новом ракурсе – глазами девушки, забравшейся в будку киномеханика. Было бы неверным отождествлять с этими съемками авторскую точку зрения. Тем более что в отличие от песни (из которой, как известно, слова не выкинешь) неудачные кадры можно просто вырезать. Но фильм от этого не изменится. Задуманный как размышление, он – по мере развития действия – словно бы отказался от этой цели» (Зак, 1966: 17–18).

Мнения сегодняшних зрителей по поводу фильма существенно расходятся:

«За»: «Здесь сплошь звезды… чью роль ни взять, каждая сыграна блестяще! … Фильм априори не мог получиться плохим, и он в самом деле получился великим. Мне кажется, ни в одном фильме, быть может кроме фильма "9 дней одного года", наука не представлена так образно. … А Плятт совершенно неповторимо и неподражаемо сыграл гения. Этот фильм – настоящая энциклопедия для начинающего ученого. Ко всему еще тонко отражена атмосфера 50–х годов прошлого века. Внимание ко второму плану и скрупулезная проработка деталей – еще одна важная особенность, позволяющая смотреть фильм на одном дыхании» (Ю. Аленко). «Актёры сыграли безупречно… Сам сюжет располагает своей оригинальностью, и, конечно же, порадовало его грамотное и интересное воплощение. Всё гармонично и придраться, как говорится, не к чему» (Катерина).

«Против»: «Всю дорогу было ощущение, что смотрю фильму про похождения Остапа Бендера (Тулин в исполнении Ланового) и Шуры Балаганова (Крылов – Белявский). … Лебедев иногда приближался к Паниковскому. Блондинка к Зосе. … Короче говоря, фильм не понравился. … Неудачный сценарий на мой взгляд, для не читавших книгу запутанный и лишенный темпа и интриги. … И актерская игра за некоторым исключением не понравилась совершенно» (Каппа). «Слабый фильм, рыхлый, невнятный. Жаль, что один из любимых мной актёров, Александр Белявский попал на это ''мелководье '' – его персонаж так же неубедителен, как и все, или почти все остальные участники этого действа». (Предпоследний из могикан).

Киновед Александр Федоров

-3

Наши знакомые. СССР, 1969. Режиссер Илья Гурин. Сценаристы: Юрий Герман, Илья Гурин (по одноименному роману Юрия Германа). Актеры: Наталья Тенякова, Кирилл Лавров, Иван Лапиков, Леонид Неведомский, Елена Козелькова, Игорь Ледогоров, Сергей Плотников, Всеволод Кузнецов, Игорь Владимиров, Владислав Стржельчик, Георгий Бурков, Владимир Кашпур, Ефим Копелян и др. 19,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Илья Гурин (1922–1994) поставил 16 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Золотой эшелон», «Верьте мне, люди» и «Наши знакомые») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

…1925 год. Антонина рано остается без отца и вынуждена думать о том, как ей жить дальше…

Экранизация романа Юрия Германа «Наши знакомые» была решена Ильей Гуриным в реалистическом черно-белом стиле излета «оттепели», идеологические акценты были выверены, актерский ансамбль в фильме был собран очень сильный. Но основная режиссерская ставка была оправданно сделана на талант Натальи Теняковой.

В год выхода «Наших знакомых» во всесоюзный кинопрокат кинопресса отнеслась к ней вполне сочувственно.

К примеру, кинокритик Дмитрий Писаревский писал, что хотя «при экранизации писатель много опустил, многое осветил по другому, главное сохранить удалось. Тема пробуждения человека к новой жизни, пробуждения в самой, быть может, трудной инертной сфере будничного быта, человеческих чувств и отношений звучит в фильме явственно и призывно» (Писаревский, 1969: 5).

Отзывы о фильме зрителей XXI века очень часто противоположны:

«Фильм так себе. Интерес вызывают только очень хорошие актеры, которые в то время были еще молодыми. Я где-то читала, что Тенякова отказывалась от этой роли…» (Н. Морозова).

«Мне фильм очень понравился. Только что просмотрел во второй раз - и «на одном дыхании»! … Харизматическая актриса» (Виктор).

Киновед Александр Федоров